Найти в Дзене
В кино с Варварой

Советский кино-ужастик «Вий»: как Куравлев играл труса-безбожника, Варлей едва не выпала из гроба, а у зарубежного зрителя холодела кровь

Оглавление
В этом году исполняется 55 лет первому отечественному фильму ужасов, снятому по повести Н. В. Гоголя. Несмотря на прошедшие полвека, фильм и сегодня смотрится великолепно. Некоторые эпизоды заставляют и современного зрителя трястись от страха.
-2

Кстати, с созданием фильма «Вий» связано немало интересных фактов.

Изначально фильм хотел снимать знаменитый режиссер Иван Пырьев. Но он был очень занят. Поэтому поручил съемки двум молодым коллегам. Позже к ним присоединился кино-мэтр Александр Птушко.

Наталья Варлей в роли Панночки

На роль Панночки-ведьмы был огромный кастинг. Выбрали Наталью Варлей. Потому что работала воздушной гимнасткой в цирке, а еще прогремела недавно в «Кавказской пленнице», продемонстрировав там отличную спортивную подготовку. А выносливость была нужна даже очень. Ведь актрисе пришлось летать в гробу под самым куполом

-3

В основание гроба был вмонтирован металлический штырь-кронштейн, к которому актрису пристегивали монтажным поясом.

За спиной, под балахоном, у нее была закреплена надежная опора. Именно в нем ведьма летала по церкви, стоя во весь рост. Это был очень рискованный трюк. И однажды чуть не случилось несчастье. Наталья Варлей выпала из гроба. Только реакция Леонида Куравлёва, успевшего подхватить актрису, спасла её от травм.

Кстати, интересным было и то обстоятельство, что новоявленная «ведьма» – Наталья Варлей – родом была из румынской Трансильвания, издавна считавшейся родиной колдунов и вампиров. Как бы там не было, а Наталья Варлей впоследствии весьма сожалела, что приняла участие в «нехорошем» фильме. Случились у нее после съемок неприятности и в карьере, и в личной жизни.

-5

Актеры боялись сниматься в фильме

Боялись сниматься в фильме и другие актеры. Так, Николай Кутузов, игравший старую ведьму, отчаянно пил на съемках, хотя до этого не был замечен в пристрастии к спиртному. Сам актер объяснял такой конфуз страхом перед «дьявольской ролью».

-6

Роль Вия сыграл артист цирка, акробат Николай Степанов. Прочую нечисть также исполняли артисты цирка и спортсмены, Чтобы создать им контраст, в массовку было решено принять нескольких карликов. Гримеры проделали колоссальную работу по «смазыванию лиц», лепке свисающих ушей. А костюм самого Вия был настолько массивным, что артисту доставляло особого труда передвигаться.

-7

Работа над первым советским «ужастиком» была очень масштабная, кропотливая и во многом новаторская.

Много проводили съемок на «натуре», но также использовали сложные декорации. Отдельные достижения – непростые трюки при минимальных технических средствах и возможностях. Так, Панночку в кадре ставили на специальное вибрирующее устройство, чтобы создалось впечатление, что она трясется от бешенства; накладывали тусклый грим, как будто она зеленеет от злости; подсвечивали глаза, чтобы они светились изнутри сатанинским огнем... Долго экспериментировали с образом самого Вия. Была даже мысль придать ему черты сотника, отца Панночки, но потом передумали…

Есть и у меня личная загадка.

До их пор не пойму, как в разгар атеистической эпохи этот фильм вообще стал возможен. Сам гоголевский сюжет построен на абсолютной мистике. Счастливый финал отсутствует. (Последний кадр, где семинаристы обсуждают гибель Хомы Брута, намекая на неправдоподобность всей истории, выглядит искусственным).

Но мистика не главное. В советской кинокартине явно прослеживается мысль Н. В. Гоголя… о преступности безбожия. Не только прослеживается, но и утверждается! Посмотрите еще раз внимательно «Вия», и вы поймете: Хома Брут погиб, потому что был трусом и не верил в Бога. И ведьму он избил в апогее животного страха, и, трясясь как осиновый лист, в церковь пьяный вдрызг являлся и табачок при этом нюхал. И вокруг себя языческий круг чертил, не надеясь на силу христианских молитв. И скажите на милость, почему после этого Храм Божий должен защитить этого мазурика от нечистой силы?

Так вот все это прекрасно представлено в фильме! И, между прочим, Леонид Куравлев – гениальное попадание в образ недалекого, трусоватого шалопая, не ведающего, какую страшную силу он разбудил.

-8

-9
-10

Как приняли "Вия" за рубежом

Не удивительно, что «Вий» сразу же стал лидером кинопроката. Неискушенному советскому зрителю было на что посмотреть. Любопытно другое. Гоголевская история, о том, как семинарист читал три ночи молитвы у гроба ведьмы и в конце концов поплатился жизнью, поразила воображение и избалованных кино-зрелищами зарубежных зрителей.

-11

Вот, например, как они отзывались о русском экшене:

«это гораздо больше, чем типичный фильм ужасов»,
«усиливающаяся к концу атмосфера страха заставляет холодеть кровь»,
«совершенно необычный фильм, с удивительной атмосферой»,«замечательный вклад в мировую кинематографию ужасов»

СПАСИБО, ЧТО ДОЧИТАЛИ!

Напишите в комментариях, что вы думаете об этом , если согласны со мной - поставьте 👍 . И подпишитесь на МОЙ КАНАЛ

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ