Найти в Дзене
Ариаднина нить | Книги

За что не любят книжных блогеров (№2)

Оглавление

Добрый день, друзья-книголюбы!

В конце января в блоге вышла публикация "За что не любят книжных блогеров", для которой я обещала выпустить вторую часть. Первая часть здесь:

За что не любят книжных блогеров (ч. 1)

Сегодня наконец-то поговорим ещё про несколько претензий к нашему цеху. Напомню, что все эти вещи мной не придуманы, а выписаны по результатам изучения комментариев, в том числе и к моей же вышеупомянутой публикации, комментариев на других каналах и материалов коллег (иногда и зарубежных). Некоторые из этих претензий я разделяю, другие считаю скорее надуманными, но тем не менее всё это в адрес блогеров озвучивается, так что если вы планируете завести книжный блог, есть смысл прислушаться и обдумать, можно ли некоторых претензий заранее избежать.

Итак, поговорим, за что ещё не любят книжных блогеров:

8. Примитивизация результата чтения:

сведение оценки книги к двум ярлыкам - "Мне понравилось" и "Мне не понравилось".

Поймите правильно, я не против субъективизма, в блогинге он неизбежен, но всё же за точку отсчёта при оценке именно книги должна, на мой взгляд, браться конкретика (цитаты, стилистика, характеристика сюжета и прочие более или менее хорошо отслеживаемые позиции). Речь не идёт о том, что все книжные блогеры обязаны применять в своих статьях литературоведческий анализ, но в принципе какой-то минимальный анализ необходим, иначе в отзыве на книгу нет смысла, он будет взят вообще с потолка, и, соответственно, результат чтения книги не будет ничем отличаться от результата употребления бутерброда.

9. Блогеры обслуживают интересы издательств

В том смысле, что заведомо согласны продвигать любые книги без разбору, лишь бы издательство заплатило деньги блогеру или прислало книжку на обзор.

Что дела обстоят именно так, почему-то уверены очень и очень многие читатели. Моя позиция по этому вопросу следующая. Блогеров настолько много, что стратегия платить им деньги за продвижение книг давно бы издательства обанкротила. Даже если только крупных блогеров брать, их всё равно очень много. Не могу, конечно, однозначно утверждать, что никто из издателей никогда не платил и не платит отдельным блогерам, я такой информацией не владею. Но чтобы тебе платили за обзор книги, надо, полагаю, быть ну очень крупным блогером, действительно влиять на умы, чтобы реклама у тебя для издательства окупилась посредством ни много ни мало раскупленного тиража.

Вот книги на обзор издательства действительно присылают, и это вполне нормальная и рабочая стратегия взаимодействия с блогерами. Ведь логично, что издатель хочет показать свой товар там, где находятся скопление потенциальных читателей. Я думаю, что даже есть блогеры, которые готовы взять совершенно любую книгу и даже не смотрят, что издательства им высылают. Но в большинстве случаев блогеры - люди адекватные, у них обычно есть какая-то параллельная занятость, кроме блога, и времени именно на чтение всегда в обрез.

Нет блогерам резона тратить время на абсолютно любые книги только потому, что им их по умолчанию прислали. Обычно блогеры берут те книги, которые и так планировали читать и освещать на своих каналах. С этой точки зрения они, наверное, тоже обслуживают интересы издательств, но не более, чем другие книголюбы. Все мы, кто читает книги (особенно современную литературу), так или иначе обслуживаем интересы издательств, потому что в интересы издательств входит продажа произведённого ими товара. Если мы книги покупаем и читаем, значит, мы уже действуем в русле издательских интересов. Это норма рыночной экономики, и я не вижу в этом крамолы, если блогер действует честно и предлагает вам объективный взгляд на прочитанную книгу (подчас, кстати говоря, предостерегая от чтения произведений, которые не стоят потраченного времени). А если прочитанная книга блогеру понравилась, если он смог это аргументированно донести, благодаря чему читатель тоже эту книгу прочёл и полюбил, какая вообще разница, где блогер эту книгу взял? Главное, честен ли он со своим читателем.

10. Блогеры откровенно рекламируют некачественные книги (возникает подозрение в проплаченном восторге)

Знаю, что такие вещи, к сожалению, имеют место быть. Мне этот стиль блогерского поведения не то что не близок, а категорически неприятен.

Придерживаюсь позиции, что книги продвигать и рекламировать надо, потому что в современном мире с его переизбытком информации даже хорошие вещи нуждаются в рекламе, иначе они просто потонут к потоке информационного мусора. Но рекламировать и продвигать нужно действительно значимые вещи и качественные тексты, имеющие гуманистическую направленность.

Я за то, что если человек выбирает заниматься книжным блогингом, он должен чётко понимать меру личной ответственности именно за продвижение настоящих ценностей, потому что без этой подоплёки чтение из весьма значимого в индивидуальном и общественном развитии процесса превращается в профанацию или даже вредный инструмент промывания мозгов.

11. Вообще что-то рекламируют, особенно свои курсы

С этой претензией я не совсем согласна. К сожалению, в наши дни без рекламы не обойтись, если ты выбираешь путь продвижения в медиапространстве. В изобилии голосов тебя могут просто не заметить.

Для ряда книжных блогеров продвижение блога стало единственной работой, и ввиду этого порой приходится использовать сам блог как платформу для рекламы, чтобы иметь возможность получать доходы от своего труда для жизни и развития. Глубоко уважаю тех авторов, которые могут обходиться без рекламы, но иногда это невозможно.

Если рекламируются нормальные вещи (включая и какие-то возможные курсы и программы, автором которых является сам блогер), то можно и потерпеть, при условии, что этот канал вам нравится. Или, в крайнем случае, рекламную вставку пролистнуть. Просто важно относиться к рекламе как к неизбежному злу и не слишком в неё вовлекаться. А иногда даже и пользу можно получить, если рекламируются действительно полезные вещи или интересные мероприятия.

12. Осмысление книги (анализ, заложенные идеи) подменяют пересказом сюжета

Здесь мы возвращаемся к собственно блогерскому мастерству. И подмена какого-то целостного осмысления пересказом сюжета действительно имеет место быть в очень и очень многих случаях. Безусловно, это блоги обедняет и вдумчивых читателей отталкивает. Потому что книголюбы по мере читательского накопления опыта накапливают и свою практику осмысления прочитанного, и, выбирая новую книгу для чтения, им хочется понимать, на чём именно основано мнение другого читателя о тексте. Именно понимание этого основания даёт возможность назвать оценку авторитетной или бездумной.

Если блогер не может подняться над сюжетом и в построении произведения усмотреть цели и задачи автора, он (блогер) поневоле будет вынужден оставаться сугубо на субъективном уровне "Мне понравилось/ не понравилось". Потому что других инструментов для осмысления текста у такого читателя просто не будет. Но выше я говорила, что субъективной вкусовой оценки для качественного блогинга мало. Чтобы читатель вас признавал в качестве авторитетного лица, он должен понимать, на чём основана ваша оценка текста.

Надо уметь выходить за рамки сюжетов, которых, кстати, в литературе очень мало. Всегда будут какие-то стандартные ходы: кто-то кого-то убил; кто-то хочет на ком-то жениться, а нельзя; кто-то кого-то обхитрил или хочет обхитрить; кто-то кого-то хочет спасти и для этого обычно отправляется в путешествие; кто-то кого-то любит или не любит, кто-то кому-то мстит, кто-то является жертвой... Вот, собственно, типичные ходы, исчерпывающие 98 процентов книг, тем более современных. Если концентрироваться только на сюжетах, далеко на этом не уедешь. Надо понимать, зачем тот или иной ход или их комбинация автором применяется, и для этого, собственно говоря, придётся напрягаться.

13. Бедный и примитивный язык многих обзорщиков

Общение штампами: В самое сердечко, Подгорело, Бомбит, Невозможно оторваться, Вкусные книги, Зашло, Не зашло, Ламповый, Герметичный, Культовый, Арбузер и проч.

Вот эту претензию я разделяю. Ну действительно, порой кажется, что сложился определённый современный сленг, принятый именно для разговоров о книгах. Мне как филологу запаковывание книжного дискурса в рамки вообще кажется дикостью. Всё-таки чтение предполагает расширение словарного запаса, а не его принудительное сужение, чтобы распознавать "своих". Я за то, чтобы над своим словарём осознанно работать и его оттачивать, а не кружить вокруг пары десятков фраз.

-2

14. Грамотность: орфографические и пунктуационные ошибки, неверное склонение, неправильное ударение

Это тоже имеет место быть, наверное, у всех людей. К таким вещам я отношусь спокойно: все мы люди, и абсолютная грамотность - явление нечастое. Конечно, к ней стоит стремиться, но для книголюба всё же главное не это.

Я бы даже сказала так: если вас в текстах блогеров задевает именно грамотность, лучше самого себя проверить на стрессоустойчивость. Скорее всего, ваша стрессоустойчивость истончилась или прохудилась, надо подлатать.

Хотя в целом, конечно, чтение глазами направлено на развитие в том числе и визуальной грамотности, насмотренности в плане синтаксических конструкций и правописания сложных слов, но, на мой взгляд, оценку блогеру нужно давать по содержанию его текстов, а не по их формальному исполнению.

Куда лучше, когда у блогера просто страдает грамотность, чем когда ему банально нечего сказать (и на сцену выходят А мне зашло, А мне не зашло, От книги невозможно оторваться, Герметичный детектив, Ламповая атмосфера и проч.).

15. Это просто бизнес, без души

Отсюда одни и те же книги для обзоров, одни и те же форматы, одни и те же речевые штампы.

Вот такая генерализующая претензия под конец. :) Мол, не так уж мало книжных блогов сегодня превратились в чисто коммерческий проект и именно поэтому грешат вышеперечисленными проблемами.

Возможно, в отдельных случаях так и есть. Но всё равно не будем забывать, что именно книжный блогинг - тема специфическая. Здесь невозможно стать успешным (или хотя бы дойти до плато относительной успешности, на котором можно нанять штат копирайтеров или иным способом коммерциализировать блог) без изначальной любви к чтению. Отсутствие такой любви отлично считывается и в конце концов хоронит даже самый бодрый проект. Поэтому давайте не будем спешить с обвинениями в бездушии. Это во-первых.

А во-вторых, книжная отрасль сегодня - это явно не фаворит в плане бизнеса, окупаемости и прибыльности. Для бизнеса эта сфера скорее неперспективна, ведь число читателей постепенно сокращается, зато растёт число авторов самиздата, конкурирующих за читательское внимание, и растут цены на книжную продукцию.

Как по мне, сочетание этих двух элементов - трудоёмкость, требующая обязательной любви к чтению, и неперспективность с точки зрения бизнеса - препятствует тотальному превращению книжных блогов в коммерческие проекты. Увы, в подавляющем большинстве случаев их делают энтузиасты далеко не ради космических заработков.

Так что давайте к этим энтузиастам не будем так уж строги. Будьте уверены: в любой книжный блог, существующий на более или менее длинной дистанции, вложена огромная порция любви, личного времени, бессонных часов за книгой. Стоит ли оно того? Конечно, стоит, потому что книжный блогинг - один из самых энергетически возвратных видов творчества, для которого достаточно просто быть собой и уже благодаря этому обрести "свою стаю", призвание и цель в жизни. Но всё это не ради денег.

На этом статью завершаю, а желающих на постоянной основе получать не только качественные отзывы, но и свежие анонсы книжных новинок приглашаю в свой Телеграм-канал

Ариаднина нить | Книги

Свежие анонсы там выходят ежедневно! Затрагиваем не только переводную, но и русскоязычную прозу, а также нехудожественную литературу. Присоединяйтесь!

Кроме канала с анонсами, есть ещё

Книжный клуб «Ариаднина нить» по подписке,

в котором мы читаем ключевые романы зарубежной литературы ХХ и XXI века. На март общим голосованием выбрали «Педро Парамо» мексиканского писателя Хуана Рульфо. А общее расписание чтений клуба до июня можно почитать здесь:

Год книгического мышления: про книжный клуб «Ариаднина нить»

Ваша Ариаднина нить.