Однажды на страницах своего канала я уже рассказывал вам о музее истории и археологии Урала. В наши дни именно он воспринимается нами как прямой, непосредственный наследник музея при Уральском обществе любителей естествознания, который был основан ещё в 1871 году. Однако это в некоторой степени лукавство, поскольку достоверно известно, что первыми четырьмя коллекциями УОЛЕ стали зоологическая, минералогическая, палеонтологическая и ботаническая. Они, как несложно догадаться, впоследствии вошли в фонды музея природы. Так что не будет преувеличением сказать, что именно эта музейная экспозиция является первой на Урале.
Примечательно, что в первые годы существования Уральского общества любителей естествознания все "экспонаты" хранились непосредственно у членов общества. Они приносили их на собрания, чтобы показать коллегам, обсудить, составить детальное описание – а после этого относили обратно домой. Причина была проста: заседания проходили в здании Екатеринбургской мужской гимназии (сейчас это гимназия №9), постоянного помещения у общества не было – соответственно, негде было формировать музейную экспозицию. Лишь в 1886 году главный начальник уральских заводов Иван Павлович Иванов передал УОЛЕ в безвозмездное пользование один из корпусов, числившихся на балансе горного ведомства. Именно в нём разместился музей общества. До наших дней сохранился перечень музейных фондов того времени, свидетельствующий о том, что крупнейшей среди коллекций была зоологическая: она насчитывала более 7 тысяч экспонатов из 13 тысяч единиц хранения.
Правда, в 1895 году в музее случился большой пожар, от которого сильнее всего пострадала именно зоологическая коллекция. Был поднят вопрос о строительстве нового здания, городская дума даже выделила под строительство большой участок на Дровяной площади, за городским театром. Но, как это обычно бывает у нас в стране с подобными начинаниями, бюрократические процедуры, поиск финансирования и разработка проекта растянулись почти на двадцать лет. А потом грянула Первая мировая война и стало уже не до того. Так что в 1910 году фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский сделал знаменитую фотографию со скелетом большерогого оленя всё в том же старом здании музея за Уральским горным правлением, которое к тому времени уже буквально ломилось от обилия экспонатов.
В 1926 году, уже при советской власти, музей получил в своё распоряжение часть двухэтажного здания Нового Гостиного двора на проспекте Ленина. Именно туда "перебралась" большая часть экспозиции, включая отдел природы. Но уже в октябре 1941 года помещения у музея были изъяты – в них разместились конструкторское бюро эвакуированного завода №37, общежитие и столовая для работников. Все экспонаты перевезли на склад на улице Воеводина, при этом некоторые из них получили значительные повреждения как в ходе спешной перевозки, так и впоследствии во время хранения в неотапливаемом подвале, который, к тому же, ещё и постоянно затапливало.
Лишь в 1960 году для музея было наконец-то выделено новое помещение. В лучших традициях советского времени им стало здание собора Александра Невского в Зелёной роще. Именно там разместились отдел природы, архив, научная библиотека и основное фондохранилище. Многие екатеринбуржцы лелеют в памяти воспоминания о том, как "ходили смотреть на мамонтов" в Зелёную рощу за 5 копеек. Примечательно, что, несмотря на некоторую специфику размещения, тогдашняя экспозиция отдела природы стала едва ли не эталоном для краеведческих музеев: для знакомства с ней приезжали музейные специалисты из разных регионов СССР. Кстати, значительный вклад в её оформление внесли приезжие специалисты из Саратова, руками которых были созданы десять прекрасных диорам, которые можно увидеть и поныне. Впрочем, мы немного забежали вперед.
В 1991 году с развалом Советского Союза и разгулом вакханалии ельцинских девяностых храм Александра Невского был передан в собственность РПЦ. К тому моменту Свердловский областной краеведческий музей располагал несколькими выставочными площадками, разбросанными по всему городу, но ни одна из них попросту не могла вместить "перемещённые" экспонаты. В итоге почти десять лет значительная часть коллекции музея природы пылилась в запасниках и лишь в 2001 году обрела новую "прописку", заняв один из цехов бывшего монетного двора в самом сердце Екатеринбурга – на Плотинке. Именно здесь в наши дни можно увидеть уникальную коллекцию, многие экспонаты которой уже давно отметили столетний юбилей. Стоимость посещения музея для взрослых, не имеющих льгот, по состоянию на январь 2025 года составляет скромные 200 рублей. Это, конечно, не советские 5 копеек, но тоже вполне адекватно.
Я не ставлю себе целью описать всю коллекцию музея. Тем более, это невозможно в принципе: музейные фонды насчитывают свыше 60 тысяч единиц хранения, но из-за недостатка выставочных площадей три четверти из них по-прежнему хранятся в запасниках. Мне хочется лишь передать общее впечатление и показать вам самые знаковые экспонаты. Кстати, старожилы утверждают, что за последние пятьдесят лет (а то и больше) экспозиция существенно не поменялась. Сложно сказать, хорошо это или плохо. Те, кто посещают музей впервые, об этом, естественно, даже не узнают. Ну а те, кому довелось побывать в музее ещё в те времена, когда он размещался в Зеленой роще, возможно, с удовольствием вспомнят свои детство и юность.
Безусловно, один из самых настоящих символов музейной экспозиции – уже упоминавшийся выше скелет широкорогого оленя. Он был обнаружен в 1886 году в торфяниках близ села Галкино под Камышловым и стал первой находкой этого животного в России – и всего второй в мире. Скелет был собран известным мастером-таксидермистом Альфредом Ивановичем Гаккелем и с 1887 года украшал экспозицию музея УОЛЕ. Неплохую "компанию" этому экспонату составляют также и скелеты других представителей вымершей уральской мегафауны времён ледникового периода – мамонта (найден в 1897 году в селе Нижнее Пуртово под Талицей) и пещерного медведя (находка из пещеры Геологов в Пермском крае 1970-х годов). Конечно, размеры животных впечатляют. Кстати, увидеть этих вымерших гигантов во всей красе, а не в виде скелетов, можно в палеопарке, который открылся в конце 2020 году на берегу озера Шарташ.
Значительную часть экспозиции составляют образцы горных пород и различные окаменелости – наследие минералогической и палеонтологической коллекций УОЛЕ. Здесь богатая геологическая история Урала в прямом смысле слова разложена по полочкам – от архея и протерозоя до мезозойской и кайнозойской эры. Каждую геологическую эпоху иллюстрируют характерные для неё минералы, окаменелые представители древней флоры и фауны, а также карты, на которых схематично показано, как менялся рельеф и климат Уральских гор. Здесь можно проследить, как они, собственно говоря, стали горами – ведь изначально Урал был коралловым рифом на шельфе древнего Палеоуральского океана. Кстати, при более внимательном изучении оказалось, что некоторые экспонаты являются тщательно выполненными макетами из гипса или папье-маше – их, правда, меньшинство, и они снабжены соответствующими подписями, чтобы не вводить в заблуждение особо въедчивых посетителей вроде меня.
Мне, как любителю и ценителю подземных богатств Урала, очень понравилась местная минералогическая коллекция. Она не такая большая, как в более специализированных музеях, о коллекциях некоторых из которых я уже рассказывал в своё время, но тоже вполне наглядная и интересная. Здесь можно увидеть не только поделочные камни и самоцветы, в том числе топазы, аквамарины и бериллы, но и вполне обычные, и всё же весьма занимательные образчики медных, железных и марганцевых руд. А ещё (куда же без них!) огромные глыбы малахита, родонита и горного хрусталя.
Современные представители уральской флоры и фауны представлены в десяти великолепных диорамах – тех самых, перенесённых из Зелёной рощи. Некоторые выглядят очень динамично и жизненно. Например, здесь можно увидеть рысь, атакующую сибирскую косулю, или волка, охотящегося на тетеревов. Кстати, куда больше млекопитающих лично меня поразило обилие птиц. Я, конечно, всегда знал, что Урал богат орнитофауной, но всё же такое количество пернатых, собранных в одном месте, искренне и приятно удивило. А вот так называемая "коллекция влажных препаратов", в которой представлены законсервированные в специальном растворе – то ли спирте, то ли формалине – рыбы и прочие водные обитатели уральских рек и озёр, мне не понравилась. Выглядит всё это, если честно, неважно и даже немного отталкивающе. Зато витрины с бабочками и жуками приятно удивили – здесь их и вправду тысячи!
Целый ряд чучел нехарактерных для Урала животных представлен в так называемой "комнате редкостей". Здесь собраны преимущественно представители африканской фауны – обезьяны, жирафы, антилопы. Также внимание приковывают яркие тропические бабочки и рельефные картины, выполненные с использованием чучел животных австрийцем Францом Шиллингером – они были перевезены в Екатеринбург из Кунгурского музея в 2002 году. И, конечно же, отдельного упоминания заслуживает чучело нильского крокодила Коли, который жил в городском зоопарке с 1936 года и в последние годы жизни (а умер он в 1995 году) считался самым старым крокодилом в мире. Скелет Коли забрал себе институт экологии растений и животных УрО РАН, а шкура досталась музею природы.
В тексте статьи вы уже могли встретить немало ссылок на публикации по смежной тематике, которые появлялись на страницах моего канала в разное время. Тем не менее, считаю необходимым продублировать хотя бы некоторые из них здесь. Если вам понравилась эта статья, вам, возможно, захочется прочитать об экспозиции минералогического музея Уральского горного института – настоящей сокровищнице Уральских гор. Если вас заинтересовали представители вымершей фауны времён ледникового периода, обязательно прочитайте мой рассказ о прекрасном палеопарке под открытым небом, который разместился на берегу озера Шарташ. Ну а если вам хочется побольше узнать об истории здания, в котором ныне размещается музей природы, ознакомьтесь со статьёй, посвященной истории екатеринбургского монетного двора. В своё время именно здесь чеканили 90% всей медной монеты в Российской Империи.