Глава✓36
Начало
Продолжение
Для нас Сезон и Бал - единое целое. Вы тоже в этом убеждены? Так я разрушу ваши грёзы.
Светские развлечения - это и обеды, и ужины, и прогулки, и концерты, и катанья на коньках, и скачки на льду Москвы-реки (и любой другой) на тройках, и Опера, и Балет, воспетые Солнцем русской поэзии, и карты, и бильярд, и маскарады, и литературные вечера.
Ну и балы, конечно, тоже!
Домашние, в "узком" кругу и большие, в Дворянском Собрании.
Вы видели это помпезное здание Москвы не единожды - теперь это Дом Союзов. А когда-то здесь собирались дважды в неделю до пяти тысяч гостей единомоментно.
Именно в Дворянское Собрание привезли добрые родственницы трепетных барышень Благодатских заодно с собственной подросшей молодёжью. С октября и до начала Великого Поста продлится Сезон.
Кадеты и юнкера, воспитанницы институтов благородных девиц и красавицы со всех сторон безоглядной Империи учились здесь интригам, флирту, оттачивали остроту умов и языков. Под руководством опытной родни учились, не теряя лица, встречать победы и поражения.
Здесь складывались матримониальные планы древних родов, знаменитых фамилий и новых героев нового времени. У кого-то впереди были годы развлечений и блистания, у некоторых - только одна попытка, единственный в жизни Сезон, который потом будет вспоминаться всю жизнь.
В темной и холодной карете девицы робко прижимались друг к дружке, а рядышком с кучером примостилась в безразмерном тулупе и наша Маша.
Сбросив шубы на руки лакеям, барышни поднимаются в залы.Чуть дыша, входят юные прелестницы в Большой белый зал.
Свет десятков свечей отражался в белом мраморе колонн, зеркалах и бликующих окнах, многократно преумножающих сияние свечей в хрустале. Мундиры и фраки, блеск орденов и бриллиантов, перья и эполеты, скучающие лица и любопытные взгляды.
И холопы
Кучер будет греться у большого костра, коротая долгое ожидание (от 6 до 8 часов длился обычный бал), а Маша всё это время будет в людской, где своих господ и хозяек ждут такие же, как она сама, крепостные.
Это в столице на балы ходят чиновники, государственные служащие и царедворцы. Новые фамилии и новые состояния Здесь, в Москве, обосновались старинные боярские роды, гордые принадлежностью к знаменитым ещё до Смуты фамилиям.
А русское барство любило пустить пыль в глаза даже своими крепостными.
Особым шиком нынче на Москве стало привозить с собой и камердинера, наряженного не в ливрею, а в пышный фрак, и камеристку, одетую едва ли не пышнее иной губернской дворянки.
Так что Маша совсем растерялась в этом пышном обществе слуг, едва ли не более чванливых, чем их господа.
Она себе и представить не могла, что и крепостному можно так бегло говорить по-французски, обсуждая моды или труды модных литераторов. И это ведь такие же подневольные, как она сама! Холопы.
Вот пара мужчин в летах обсуждают труды философа Вольтера, один Бог знает, кто это такой. А здесь юная девица в нежном розовом шёлке крючком вяжет кошелёк из тонкой металлической пряжи с серебряными бусинками. Ловко складываются затейливые узоры и ведётся не менее затейливая беседа с симпатичным молодым человеком в солдатской форме. Не иначе, денщик какого-нибудь офицера крутит амуры, пока его хозяин танцует польку, нежные звуки которой прекрасно слышны и здесь.
На столах расставлены простые закуски, пироги, расстегаи и морс в кувшинах. Ну не тратить же вино на подлое сословие? Им и кваса достаточно!
Машенька робко устроилась в углу, среди таких же молодок в сарафанах и платочках. Она боится выпустить из рук ридикюль, в котором пудра, несколько запасных пар перчаток, иголка, ножницы и катушка ниток притаились в ожидании случайного конфуза.
Осмелев, они угощаются пирогами и морсом, делятся впечатлениями, слушают шум бала и ждут. Время от времени открывается дверь, и одного из них вызывают то в дамскую, то в господскую комнату.
Едва услыхав фамилию хозяек, Машенька стремглав летит на зов. У одной из барышень, у Натальи Петровны, выскользнул локон из прически, а Шурочка воспользовалась моментом, чтобы посетить уборную. В таком наряде без горничной не справиться!
Шутя заглянув в людскую, Александра поманила ладошкой сестру и рассмеялась, обозревая паноптикум, внезапно им открывшийся. А Наталья Петровна призадумалась, глядя на свою горняшку, примостившуюся уже на лавке у стены в компании таких же плебеек.
Ох, не к добру эта морщинка на чистом белом лбу!
Сюрприз!
Чего Маша не ожидала, так это того, что стоило двери закрыться, как один из господ денщиков в зелёной форме подошёл к ней и представился знакомцем.
И правда! Они виделись совсем недавно, в поместье господ Епанчиных. Лейтенанты флота Российского, пользуясь отпуском и оказией, также решили посетить Москву, освежить знакомства и развеяться перед новыми назначениями.
Так что это истинный перст судьбы, что на столь ярком бале оказались новые знакомцы.
А вот встретятся ли они средь шумного бала?
А вы как думаете?