Найти в Дзене
Альтернативная история

Легенда мира подводных лодок. Как английская субмарина L-55 изменила судьбу СССР

Как известно, в годы Первой Мировой войны Российский Императорский флот имел в своём составе подводные лодки, которые достаточно успешно воевали на Балтике и на Чёрном море. Однако, так случилось что в годы Гражданской войны все инженерные кадры в этой области Россия потеряла. И разработкой современных подводных лодок заниматься было просто не кому. В итоге, кто знает, как бы пошло развитие советского подводного флота, который сегодня считается одним из лучших, если не лучшим в мире, если бы в руки советских инженеров не попала английская субмарина L-55. О том, как это произошло и какое значение имело, вы узнаете из публикации ниже.

Альтернативное кораблестроение | Блог альтернативная история | Дзен

В период Гражданской войны на Балтийском море развернулось негласное противостояние между Россией и Англией. Хотя формально состояние войны объявлено не было, военные столкновения происходили регулярно: британские торпедные катера атаковали Кронштадт, советские эсминцы уничтожали английские подводные лодки и так далее.

Однако любая Гражданская война рано или поздно завершается, и правящая элита, пришедшая к власти в её результате, приступает к восстановлению разрушенной инфраструктуры. В частности, это касается флота, который особенно уязвим и быстро приходит в упадок во время революций. Россия не стала исключением, и после окончания Гражданской войны начала активно восстанавливать свою военно-морскую мощь.

-2

Иван Бубнов, отец российских подлодок.

Особенно остро встали вопросы модернизации относительно новых кораблей и подводных лодок. В частности, это касалось подводных лодок. Если устаревшие «новики» и «светланы» еще могли быть полезны даже во время Второй мировой войны, то подводные лодки типа «Барс» уже не отвечали требованиям времени. Их создатель, выдающийся эксперт в области подводного кораблестроения Иван Бубнов, скончался в Петрограде в 1919 году. Другой талантливый специалист, Степан Джевецкий, покинул Россию и обосновался в Париже, не планируя возвращаться. Некоторые инженеры погибли в Гражданской войне, другие отошли от дел. Однако РККФ повезло: на дне Копорской бухты с 1919 года находилась британская подводная лодка L-55.

-3

L-55 в Англии

L-55 была передовой разработкой: первая субмарина типа L была спущена на воду в 1917 году компанией Fairfield Shipbuilding and Engineering Company, и в ее конструкции был учтен боевой опыт англичан, полученный в Первой мировой войне. После окончания войны британское Адмиралтейство, сокращая флот, сохранило все лодки типа L в строю, что свидетельствует о высоком уровне их конструкции. Осенью 1926 года советский тральщик, проводивший работы по очистке Копорской губы от мин, случайно зацепил тралом подлодку. В трале была обнаружена прицельная рама от носового 102-мм орудия L-55.

-4

Тральщик «Змей», в девичестве яхта «Зарница».

Задача по обнаружению затонувшей субмарины была возложена на тральщики «Клюз» и «Змей». Операцией руководил капитан «Змея» К. Л. Никандров. Впоследствии тральщики локализовали подлодку на дне в квадрате № 18 и вызвали специалистов ЭПРОН. Инструктор водолазного дела ЭПРОН Хруленко совершил погружение и констатировал, что корпус субмарины увяз в иле по привальные брусья, наблюдается крен на правый борт и дифферент на корму, а люк рубки задраен. При осмотре правого борта была обнаружена пробоина размерами примерно 0,6х0,6-0,8 метра. Обнаружение неподалеку английского минрепа позволило сделать вывод о том, что командир подлодки не принял во внимание сильное течение в Копорской губе, в результате чего ее отнесло на британское минное поле. Предположительно, при попытке погружения лодка задела левым привальным брусом минреп, что привело к детонации мины в районе ходового мостика. Было решено поднять субмарину на поверхность.

Ответственным за проведение подъёмных работ был назначен главный корабельный инженер Южного округа ЭПРОН Тимофей Бобрицкий. 21 июля 1928 года, после двух месяцев подготовительных мероприятий, L-55 была поднята с глубины 32 метра с использованием четырех стальных полотенец, заведенных под корпус, спасательным судном «Коммуна» (тем самым, которое до сих пор находится в составе Черноморского флота). Подлодку отбуксировали в Кронштадт и поместили в док. Внутри прочного корпуса были найдены останки 38 подводников (по некоторым данным, 34, но существуют сведения и о 42…), причем тело инженер-механика, находившегося в дизельном отсеке, хорошо сохранилось благодаря мумифицирующему воздействию дизельного топлива. Останки вместе с тремя корзинами личных вещей были отправлены торговым судном «Труро» (Советский Союз отказался разрешить иностранному военному кораблю зайти в свои территориальные воды), а затем в открытом море переданы на лёгкий крейсер «Чемпион» для доставки в Англию.

-5

Передача останков на торговое судно «Труро».

Саму L-55 отремонтировали и включили в состав Военно-морского флота СССР под наименованием Л-55. По личному указанию Сталина, известного своими пиар-ходами, лодка участвовала в военно-морском параде на Неве в 1940 году. Однако, что более значимо, советские инженеры из Технического бюро №4, возглавляемого Борисом Малининым, досконально изучили её конструкцию. До революции Борис Михайлович занимался проектированием «барсов», но затем сменил специализацию и к моменту подъёма английской субмарины уже десять лет не проектировал подводные лодки. На Балтийском заводе с L-55 в буквальном смысле «снимали» чертежи. Большим везением стало обнаружение на борту технических описаний и инструкций по эксплуатации оборудования. Примечательно, что Балтийский завод всячески пытался уклониться от восстановления подлодки из-за острой нехватки квалифицированных специалистов. Однако, поскольку дело было признано политически важным, «балтийцам» пришлось заняться восстановлением субмарины, что обошлось государству в значительную сумму — 1 300 000 рублей.

-6

Митинг в честь поднятия над Л-55 советского военно-морского флага

27 июля 1931 года Л-55 была включена в состав Балтийского флота. В 1934 году оригинальные дизели «Виккерс» заменили на отечественные 42БМ6 производства Коломенского завода. В 1940 году лодка была переквалифицирована в опытовое судно, но во время войны переведена в дивизион учебных кораблей. С 1943 года она использовалась в качестве плавучей зарядной станции, а в 1944 году была переведена на Ханко, где обеспечивала поддержку подводных лодок Балтийского флота. Важно отметить, что подводные лодки, боевую работу которых поддерживала Л-55, являлись её «родственниками». Конструктивные решения, «подсмотренные» на английской субмарине, нашли применение при проектировании советских подводных лодок серий «Щ» и «Л».

-7

Поднятая «англичанка» в доке.

К примеру, подлодки серии «Щука» унаследовали от британского прототипа расширенную носовую часть, что облегчало работу экипажа с торпедными аппаратами. Весьма эффективным оказалось устройство для погрузки торпед, также воспроизведенное советскими инженерами. «Ленинцы» получили бульбообразные обводы легкого корпуса, что улучшило устойчивость и упростило производство советских подводных минных заградителей. Негерметичные аккумуляторные ямы, увеличивавшие пространство носовых отсеков, были признаны интересным решением. В систему электроснабжения советских субмарин был добавлен усилитель, стабилизировавший напряжение в сети.

-8

Ограждение рубки L-55 (точнее, то, что от него осталось).

Однако, наряду с заимствованными удачными решениями, на Л-55 имелись и неудачные конструктивные элементы, отказ от которых также послужил на пользу развитию советского подводного флота. Среди них: отсутствие кормовых торпедных аппаратов, чрезмерно высокое и массивное ограждение рубки, а также трубопроводы, изготовленные из подверженного коррозии обычного железа.

-9

Подлодка после восстановления

В то же время, неверно утверждать, как иногда делают западные источники, что Л-55 послужила прямым образцом для целого ряда советских подлодок (встречаются заявления, что «Щука» – это уменьшенная на 20 метров L-55, а проект «Ленинец» был основан на ней). Были использованы отдельные технические решения, но точных копий «англичанки» в СССР не строили.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Легендарная сверхсекретная малая подводная лодка "Пиранья" Проекта 865. Все думали что их полностью уничтожили - Альтернативная История
Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 1. Краснознаменный Балтийский флот. Скачать - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/legenda-mira-podvodnyh-lodok-kak-anglijskaya-submarina-l-55-izmenila-sudbu-sssr/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉