Найти в Дзене
Sunny Blues

Классический гитарный рифф «DЕЕР PURPLE», который Ричи Блэкмор придумал после просмотра сериала "Бэтмен"

«Peace and love» определили рок-музыку конца 1960-х, но когда оптимизм хиппи переместился с залитых солнцем улиц Сан-Франциско в постиндустриальный ландшафт Соединенного Королевства, он показался там некоторым несколько надуманным

Ричи Блэкмор
Ричи Блэкмор

Постепенно британские психоделические группы, появившиеся на волне движения хиппи, начали вовсю смотреть по сторонам, и среди предшественников нового жанра под названием хард-рок была группа DEEP PURPLE. Созданные в 1968-м, изначально они отдавали предпочтение психоделическому и прогрессивному року, пока их одноименный третий альбом, выпущенный в 1969 году, не продемонстрировал, что они полным ходом, но извилистым путем двигаются по дороге к хард-року.

Вместе с LED ZEPPELIN и BLACK SABBATH они заложили основы для раннего хард-рока, и впоследствии значительно повлияли и на весь гигантский мир хэви-метала. PURPLE с головой окунулись в это новое звучание, к большому ужасу родителей подростков, пока что только по всей Британии.

Основу хард-рокового звучания DEEP PURPLE составил стиль игры на гитаре Ричи Блэкмора, впечатляющий, революционный и громкий. Блэкмор был архетипичным гитаристом хард-рока во многих отношениях, и его образ и подход к тому, как должна звучать гитара, многократно повторяли рок- и метал-гитаристы, следовавшие по его стопам.

Складывается ощущение, что у Блэкмора было нечто вроде врожденной способности придумывать вечные гитарные риффы, черпая вдохновение из самых неожиданных источников.

Такие риффы, как, например, в Smoke On The Water, великолепны в своей простоте и чрезвычайно эффектны, но подавляющее большинство его работ было просто невероятно сложным и охватывало не охватываемое. Неудивительно, что он вдохновлялся в творчестве произведениями классики или даже композициями малоизвестных джазовых гитаристов, но по крайней мере один раз креативный порыв Блэкмора принес миру классический гитарный рифф после просмотра телесериала.

Блэкмор вспоминает 70-е: «В то время было такое телешоу под названием «Бэтмен», и я вдруг подумал, что музыкальная тема в нем очень интересная».

Изначально мелодию для сериала написал трубач и композитор Нил Хефти, попытавшийся соединить идеи серф-рока с традициями классических шпионских фильмов.

Послужив саундтреком к сценическим подвигам актеров Адама Уэста и Берта Уорда, игравших главную роль, эта вещь сподвигла к сочинению новых песен многих исполнителей широкого круга, от британской группы новой волны THE JAM до американского джазового композитора Сан Ра.

Склонность к хард-року не помешала Блэкмору очароваться китчевой манерностью сериала. В результате основная «тема Бэтмена» Хефти вдохновила гитариста на гитарную партию для песни DEEP PURPLE 1972 года Space Truckin.

Блэкмор рассказал, что песня «изначально родилась как упражнение, которое я придумал, чтобы потренировать свой большой палец после того, как послушал эту супергеройскую тему».

Затем гитарист предложил Иэну Гиллану придумать текст, так появилась новая песня.

Гиллан - Блэкмор
Гиллан - Блэкмор

Не самая крутая у DEEP PURPLE, но совершенно точно представляющая собой интересную изюминку в их альбоме 1972 года Machine Head, песня превратилась в 20-минутный джем на последующем туре.

Нарастающая интенсивность и эмоциональность затеи Блэкмора вполне соответствует настроению Batman Theme, обе композиции основаны на 12-тактовой блюзовой последовательности, которая была постоянной музой Блэкмора во времена PURPLE. Так что стоит поблагодарить сериал Batman 1966 года не только за последующие фильмы о супергерое, но и за классическую песню хард-рока.

Читать также: