Я посмотрела экранизацию "12 стульев" раньше, чем прочитала роман Ильфа и Петрова. Фильм Леонида Гайдая с Арчилом Гомиашвили и Сергеем Филипповым для меня попал в самое сердечко, и поэтому, пока я читала роман в главных ролях для меня были именно эти актёры.
Итак, сюжет: тёща Ипполита Матвеевича Воробьянинова умирает, но перед смертью рассказывает о запрятанных во времена революции брильянтах в гарнитуре из 12 стульев - Воробьянинов решает отправиться на поиски. Об этой тайне узнаёт отец Федор, и следует за ним. Но на пути Ипполита Матвеевича встречается конгениальный авантюрист Остап Бендер, и вместе с ним поиски продолжаются.
Хочу поговорить первым делом о персонажах. Перво-наперво, Бендер - шикарен, он заслуженно стал популярным героем в советском пространстве. Он давит харизмой, своим умом, своими идеями, шутками, крылатыми фразами. Действительно, потрясающий мужчина. В мелочах видно, что Бендеру близок Киса, как бы иногда тормознутость второго не раздражала Остапа. Позитив великого комбинатора сглаживает углы, хотя иногда он бывает груб со своими "жертвами".
По ходу сюжета книги мы можем познакомиться с прошлым Бендера, но верить ли этому? Я сомневаюсь - он говорит о житие на Украине, кто-то вспоминает, что Бендер сидел, сам при этом он, что на сцене играл Гамлета. Однако, Бендер рассказывает интересно, но правдивы ли его истории, сам Бендер и знает.
Невротик Ипполит Матвеевич преображается под влиянием Остапа. Киса стал более покорным и тихим рядом - я могу согласиться с тем, что Бендер прав, он от природы руководитель, умен, смекалист, изворотлив, обаятелен, а Киса в нетипичных для себя ситуациях просто не мог быть таким активным. И его "тряпичный характер" не выдерживает. Кису задвинули назад, с ним не считаются, из-за чего героя может быть жаль. При этом к Кисе я вообще не чувствую ненависти - затюканный Воробьянинов хоть и бесчеловечно, но логично повёл себя. Однако за его поступок он получил по заслугам - но куда он теперь?
Про отца Федора мы узнаем только из его нечастых писем женушке, в которых он постоянно что-то просит у неё, оправдывается, просит врать всем вокруг. Святой человек отец Фёдор всё-таки далеко не святой, да и до Бога ему далеко. Гонится за мирскими благами, наставляет людей вокруг, хотя самому наставлений не хватает. Когда он ползал перед Брунсом, была видна его мерзкая натура, которая готова ластиться перед другими.
Самый мой любимый момент в книге - один из самых обожаемых - это момент в 20 главе, когда нам откровенно говорят, что в гарнитуре ни черта нет. Это потрясающе, ибо фразу можно пропустить, но тут буквально нам пишут развязку, а значит все трое зря куда-то спешат и бегут.
История интересная, драйвовая, разнообразная - это классное чтиво, которое может отвлечь от современности и перенести тебя на сто лет назад. Да, через три года роману ровно 100 лет. Интересно, готовят ли что-нибудь киноделы на юбилей?
Через книгу я знакомлюсь со старой Москвой и ее старинными названиями. Так и представляются эти старосоветские улочки, ещё не такая огромная Москва, а потому обойти её можно быстрее, чем сейчас. Вокруг простые граждане новой Советского общества, извозчики, столкновение двух времён - Союза и Империи. Царская Россия до сих пор не ушла, и все вспоминают о ней, звучат фразы: "Раньше было лучше!" про набивку и достаток еды. Сейчас про СССР периодически говорят то же самое. Это будет всегда.
Конечно, авторы высмеивали советскую действительность с её бюрократией, двойными стандартами, недоработанностью, спешкой, доверчивостью и всем, что идёт из рук вон плохо. Но при этом эта действительность очаровывает. Написана история интересно и злободневно.
ПРОСТО МОЁ ЗАМЕЧАНИЕ И УДИВЛЕНИЕ: Было неожиданно увидеть, что свадьбе с Грицацуевой и ей самой отдали так мало роли. Я почему-то думала, что свадьба будет расписана. Вообще, иногда некоторые моменты опускают и просто кратко описывают.
Концовка вроде и ожидаемая, но неожиданная - грустно за Бендера, переживательно очень, хотя я знаю, что есть продолжение, но я не уверена в своих книжных планах насчёт "Золотого телёнка". Не хочется пока смазывать моё приятное впечатление.
Какой я могу сделать вывод из этой поучительной истории? Не гонись за золотом, ничего не поймаешь? Сокровища до добра не доведут? Может быть... В любом случае, сокровищ в гарнитуре не было.