Добрый день, уважаемые читатели!
Глядя на картину Франса Снейдерса «Девушка с фруктами», написанную в 1632 году, невозможно не ощутить насыщенный, пьянящий аромат спелых плодов, щедро рассыпанных художником по полотну. Неслучайно этот мастер натюрморта признан одним из самых выдающихся фламандских художников эпохи Барокко.
Франс Снейдерс (1579-1657) - фламандский живописец, известный мастер монументальных натюрмортов в стиле барокко, которые пользовались огромной популярностью. Изображать людей Снейдерс не любил и иногда поручал дописывать человеческие фигуры в своих картинах другим мастерам.
Детали
Тихая жизнь
Плоды и ягоды люди рисовали с древних времен. Но особую ценность жанр натюрморта приобрел только в XVII веке. Мы зовем его по-французски, подразумевая изображение композиций из предметов неживой природы. А немцы, британцы и жители Нидерландов называют такой жанр «тихая жизнь». Но Снейдерс опровергает этот деликатный термин. Его картины полны движения, шума, сверкания красок и тонов. Художник с особым вкусом подобрал оттенки и тона, объединив разнообразные формы и фактуры в общую композицию. Мягкое освещение обволакивает и объединяет все плоды в гармоничное целое.
В ожидании свадьбы
Возможно, отсутствием порядка на столе мы обязаны озорному зверьку, который притих, завороженный цветком. Розовая гвоздика со времен Средневековья считалась символом предстоящего брака. А сытая ухоженная обезьянка, на зачарованное выражение мордочки которой с веселой нежностью смотрит девушка, напоминает о неизбежной суетности грешной, но такой обаятельной земной жизни, полной вкусов и ароматов.
Манящие узы
Сладостью персика прямо с ветки наслаждается пестрый попугай - олицетворение любящей пары в уютном гнездышке. Его желтая грудка перекликается с цветом плодов айвы, один из которых выпал из переполненной корзины, напоминающей о доме - полной чаше и роге изобилия, символе благополучия.
Сладость бытия
Сюжет этой картины лишь кажется невинным и незатейливым. На самом деле перед нами - настоящая поэма сладострастия. Ее легко прочесть, достаточно лишь пройтись по знаковым точкам, выделенным цветом, - своеобразным подсказкам живописца. Так, с первого взгляда привлекает внимание светлое пятно тонкой салфетки на самом краю стола, покрытого свежей (свидетельство тому - темная полоска залома) скатертью винного оттенка. На ней исходит соком только что разрезанная дыня. Резкий росчерк ножа - единственная прямая линия среди этого пиршества круглящихся форм.
Недолговечная красота
Жизнь яркого сочного фрукта или ягоды быстротечна: они либо испортятся, либо будут съедены. Но так хочется подольше полюбоваться игрой солнца в полупрозрачной медовой виноградине, нежными оттенками малины на белом фарфоре. Этот вид декоративного натюрморта, написанный яркими полупрозрачными красками на темном фоне на полотнах огромных - более двух метров в ширину - размеров, предназначался для больших помещений. Такие натюрморты украшали стены столовых во дворцах королей и вельмож, в домах богатых буржуа и усадьбах князей церкви. Так, к примеру, выполненная Снейдерсом серия «Лавки» предназначалась для загородного охотничьего дворца архиепископа Антониуса Триста из Брюгге, а «Девушка с фруктами» украшала малую столовую испанского короля Филиппа IV.
Ради прекрасных глаз
Нож задает направление взгляда к самому сладкому, что есть на этой картине, - алым губкам и сияющим черным глазкам темпераментной хлопотуньи-брюнетки, озаренной ярким лучом света. Ее лукавый взгляд искрится теплом и смехом.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: