Найти в Дзене

О «Мерседесах» Щёлокова: а был ли мальчик?

Самый известный советский министр внутренних не забыт и сегодня. Если милицейские ветераны вспоминают его с глубоким уважением и благодарностью за всё, что тот сделал для родного ведомства, то злопыхатели продолжают видеть в нём одного из махровых символов брежневской коррупции.

До опалы ещё далеко... Фото из открытых источников.
До опалы ещё далеко... Фото из открытых источников.

При этом обвинения в адрес Щёлокова не отличаются корректностью: они основаны, преимущественно, на непроверенных слухах и неких «оперативных данных». Что, в общем-то, удивительно, поскольку речь всё-таки идёт о влиятельном министре, которым «занимались» лучшие профессионалы из МВД, КГБ, Генеральной и Главной военной прокуратур.

В советское время для этих структур не было ничего невозможного, под таким мощным напором ни одно преступное деяние устоять просто не могло. Но вот почему-то результаты их совместной работы не убеждают нас в злоупотреблениях и хищениях пятидесятого министра внутренних дел!

На фоне отечественных автомобилей в советской милиции "Мерседесы" казались "пришельцами из другого мира". Собственно, так оно и было... Фото из открытых источников.
На фоне отечественных автомобилей в советской милиции "Мерседесы" казались "пришельцами из другого мира". Собственно, так оно и было... Фото из открытых источников.

До сих пор множество сплетен и баек связано с так называемыми «щёлоковскими «Мерседесами», переданными московской милиции немецкой компанией для обслуживания Олимпиады-80 и якобы присвоенными впоследствии министром.

Известно, с какой неприязнью относился к Щёлокову его преемник Федорчук. Фото из открытых источников.
Известно, с какой неприязнью относился к Щёлокову его преемник Федорчук. Фото из открытых источников.

После отставки Щёлокова по указанию его преемника на посту министра внутренних дел Федорчука сотрудниками ГУБХСС была проведена оперативная проверка с целью выяснения дальнейшей судьбы этих 12 иномарок, которые после Олимпиады по договорённости с немецкой стороной остались в Москве.

Оказалось, что олимпийские «Мерседесы» его предшественник не «хапал»: десять из них благополучно эксплуатировались Управлением делами Совета Министров СССР, а вот оставшиеся два пришлось поискать, поскольку при ввозе в страну на таможне были оформлены с ошибками. Выяснилось, что они были переданы в другие ведомства: на одном ездил заместитель министра авиационной промышленности, на другом - заслуженный лётчик. Впоследствии обе иномарки были проданы частным лицам.

Но одними лишь «щёлоковскими «Мерседесами» проверка не ограничивалась: сотрудникам ГУБХСС была поставлена более широкая задача - проследить судьбу иномарок, которые представители советской элиты приобретали по специальным разрешениям. По всей видимости, эта мера задумывалась как антикоррупционная. Когда у оперативников в руках оказался закрытый список ГАИ, им стало не по себе: в нём значились фамилии родственников едва ли не всей тогдашней партийной верхушки! За одним только Брежневым в 1984 году продолжали числиться 28 иномарок!

Руководители ГУБХСС призадумались: они понимали, чем для них могла закончиться оперативная разработка членов ЦК КПСС, а потому поспешили закрыть столь щекотливую тему. Разумеется, руководство МВД результаты проверки также предпочло не афишировать...

Так почему «мерсы» стали одним из «камней», брошенных в экс-министра в ходе обвинения его в коррупции и нечистоплотности? На мой взгляд, «ноги растут» вот откуда.

Семья Щёлоковых имела в личном пользовании три иномарки: два «Мерседеса» и один «БМВ» (на последнем ездила жена министра Светлана), полученные в разные годы Николаем Анисимовичем в качестве подарков. Один из «Мерседесов» (двухдверный синий Mercedes 450 CLS), принадлежавший сыну министра - комсомольскому функционеру Игорю Щёлокову, был подарен ему в 1980 году Брежневым.

Брежнев за рулём Mercedes-Benz W126. Фото из открытых источников.
Брежнев за рулём Mercedes-Benz W126. Фото из открытых источников.

В свою очередь Генсека ЦК КПСС (страстного автоколлекционера) этой иномаркой в 1973 году одарил канцлер ФРГ Вилли Брандт в ходе подписания договора о развитии экономического, промышленного и технического сотрудничества между странами. С тех пор машина находилась у семьи Щёлоковых, причём на российском учёте она не стояла: документы на машину советского образца, а номера чёрные, стандарта 1958 года.

В 2024 году этот «мерс» был выставлен на продажу при начальной стоимости раритета в 28 млн рублей. Сведений о дальнейшей его судьбе не имеется.

Один из щёлоковских "мерсов". Фото из открытых источников.
Один из щёлоковских "мерсов". Фото из открытых источников.
А это его советский техпаспорт. Фото из открытых источников.
А это его советский техпаспорт. Фото из открытых источников.

Следует заметить, что на получение любым должностным лицом такого рода «подарков» требовалось разрешение профильного заместителя Председателя Совета Министров СССР и согласование Отдела административных органов ЦК КПСС. Как потом утверждали люди из ближайшего окружения министра, в каждом случае такие разрешения были получены. Так что, формально Щёлоков закона не нарушал, поскольку действовал в соответствии с установленным порядком (с разрешения правительства), однако такое поведение влиятельного советского руководителя, принимавшего подарки от фирмачей, конечно же, трудно назвать этичным.

Впоследствии, когда над отправленным в отставку министром сгустились тучи, два автомобиля были возвращены в ХОЗУ МВД, а за второй «Мерседес» в кассу министерства семьёй была внесена его стоимость с учётом амортизации. Утверждают, что знакомые отговаривали Щёлокова от подобного решения (мол, это может быть воспринято как явка с повинной), но он поступил как совестливый человек.

До недавнего времени большинство документов, относящихся к материальному обеспечению Олимпиады-80 (в т.ч. касающихся поставки импортной техники) находились на секретном хранении. Неудивительно, что история появления «Мерседесов» окутана ореолом тайны. Хотя, казалось бы, что секретного в записке Оргкомитета Олимпиады в ЦК КПСС «О сотрудничестве с фирмой «Мерседес-Бенц»? Вот её текст:

«За право именоваться официальным поставщиком фирма предоставляла 17 автомашин - 2 спецназначения, 5 микроавтобусов, 6 спецмашин для вывоза мусора, 3 автомобиля 280 S, 18-местный лимузин, во временное пользование ещё 18 автомобилей, из них 2 лимузина. Взнос, включая сервис и страхование, 1 250  000 марок ФРГ».

Вроде бы ничего особенного - обычная рабочая записка, но на ней почему-то стоит гриф «секретно». По-видимому, совсем не обязательно нужно было знать советскому народу о том, сколько «Мерседесов» и денег было передано тогда стране. Тем более, что попадали эти автомобили отнюдь не в гаражи обычных автотранспортных предприятий…

Для 1970-ых "мерсы" в милиции - это роскошь! Фото из открытых источников.
Для 1970-ых "мерсы" в милиции - это роскошь! Фото из открытых источников.

Теперь пришло время раскрыть некоторые подробности той сделки, наделавшей «много шума из ничего».

Накануне московской Олимпиады состоялся неофициальный (ведь мы тогда были под санкциями!) визит в СССР директора фирмы «Даймлер-Бенц», в ходе которого произошла его встреча с представителями Оргкомитета по вопросам сотрудничества в олимпийский период. Стороны не только договорились о выполнении ранее взятых взаимных обязательств, но и рассмотрели возможность использования дополнительных транспортных средств фирмы на условиях безвозмездного предоставления автомашин или автобусов во временное пользование.

Милицейский Mercedes-Benz семейства W108. Фото из открытых источников.
Милицейский Mercedes-Benz семейства W108. Фото из открытых источников.

В итоге «Мерседесы» разных моделей с белыми «олимпийскими» номерами несколько недель обслуживали спортсменов и гостей Олимпийских игр. А потом исчезли. Следы некоторых из них нашлись в архивах. Вот, например, такой документ:

«20 октября 1980 г. Секретно. Записка Управления делами ЦК КПСС о предложении Оргкомитета «Олимпиада-80» о передаче управлению делами закупленных у фирмы «Мерседес-Бенц» автобусов».

Резолюция на нём гласила:

«Считали бы возможным принять указанные автобусы и легковые автомобили, имея в виду использовать их для обслуживания зарубежных гостей».

Понятное дело, использовались перечисленные в этом документе 7 автобусов и 4 автомобиля не только для обслуживания гостей из-за рубежа. А остальные десятки машин потихоньку «рассосались» по министерствам и ведомствам. Причём «рассосались» как-то полулегально...

Одна из самых распространённых милицейских иномарок первой половины 1970-ых - Mercedes-Benz семейства W108W109. Фото из открытых источников.
Одна из самых распространённых милицейских иномарок первой половины 1970-ых - Mercedes-Benz семейства W108W109. Фото из открытых источников.

Впоследствии первый заместитель Щёлокова и зять Брежнева Ю.В.Чурбанов вспоминал, как его шеф однажды приехал встречать Генсека на одном из двух «приватизированных» министерством олимпийских «Мерседесов» S-класса. Леонид Ильич, сам любивший импортные машины, был буквально взбешён: ведь его ждал ЗИЛ, а тут министр - на «мерсе»! Ну и высказал тому всё, что об этом думал. Щёлоков отговаривался тем, что автомобиль, дескать, был закуплен для пожарной охраны, входившей в МВД. Брежнев распорядился: «Вот и перекрасьте его в красный цвет!». Пришлось перекрасить…

Последние публикации на канале:

Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!