Шурик переодет в женщину, «Трус» хочет его казнить… т. е. герои Александра Демьяненко и Георгия Вицина, конечно же.
Еще и не такие повороты ждут зрителей, которые обожают кино СССР, но об этом редком фильме Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро по пьесе Евгения Шварца не слышали.
Заметьте, это те же режиссеры и сценарист, что и в знаменитой советской «Золушке».
Фильм о Каине снят через 16 лет после кино о Золушке, которая вышла на экраны в 1947 г. и была еще черно-белой. Сказка же, переработанная Шварцом из андерсоновского «Гoлoго короля», вышла в прокат в 1963 г. и была уже цветной. Но в остальном чувствуется родственный иронично-сказочный дух.
Более того, здесь и короля играет тот же Эраст Гарин, что и в «Золушке». Только тут он кардинально меняет свой характер: становится Каином. И, разумеется, всех предает, причем в первую очередь собственного брата Авеля (хоть и расправляется с ним не вручную, а дистанционно, подослав взрывающегося комара).
Считается, что попытка сказочного короля создать целую армию таких комаров была пародией на Карибский кризис.
Вообще в королевстве Каина процветает жестокость и проповедуется принцип «кормящая мать – это не женщина, а военный объект, потому что она выкармливает будущего солдата».
Когда венценосец пробуждается, слуги подсматривают изо всех сил, чтоб узнать, с какой ноги он встал и, следовательно, как им надо себя вести. А когда придворные, встретив его впервые по утру, ему кричат: «Король проснулся, да здравствует король!» – этот эгоцентрик отвечает: «Да здравствую я!»
У Каина и шутки – ему под стать.
Допустим, когда изобретатель в пылу рассказа о своем открытии говорит: «Вы только подумайте…» – король перебивает сварливо: «Не имею такой привычки».
Еще у него имеется своя Каинова печать – то бишь пресса; при въезде в королевство фотографируют «на память тайной полиции»; ну, а на входных воротах написано: «Королю – один звонок. Первому министру – два звонка. У министра финансов звонок не работает».
Особо же высокого гостя здесь встречают «выстрелами, детьми и цветами».
Впрочем, безусловно, в финале сказки Каин наступает на собственные же грабли, хорошие герои побеждают плохих, добро торжествует. И всё это – без ненужной назидательности, но с забавными остротами и легкой игрой актеров.
Словом, этот фильм во многом напоминает капустник с прекрасными участниками, любящими пошутить, эдак в духе Льюиса Кэрролла, книги которого Гилберт Кит Честертон некогда охарактеризовал как «интеллектуальные каникулы для взpocлых».
Веселых абсурдов тут тоже хватает – не меньше, чем нонсенса в классических английских книгах.
Да-да, картина о Каине будет интересна не только детям, которых ожидает увлекательное приключение влюбленных Принцессы и бродячего певца Яна, но и взрослым, любящим остроумные шутки.
Кстати, того самого Яна как раз и играет Демьяненко. Причем в роли лирического персонажа он не только весьма симпатичен, но и довольно реалистичен. Редкое сочетание, правда? Ведь у нас обычно симпатичных кавалеров показывают немыслимо супергеройскими, их подвиги во имя любви доходят до курьезов.
Ян же не супермен и, когда не может решить вопрос прямо сейчас, сбегает. Но потом возвращается спасти любимую. Между прочим, один раз он даже опаздывает, и Принцесса просто чудом уворачивается от топора палача.
В том числе Ян, чтобы проникнуть в королевство Каина незаметно, сначала хочет перевоплотиться в дедушку. Но не может собрать средств на костюм: «Вот жизнь – даже в старого дypaка нельзя превратиться без денег».
И тогда герой Демьяненко переодевается в девушку (видимо, этот наряд ему достался легче...). При этом он отчаянно старается вести себя по-женски, в том числе кокетливо смеяться. В результате у него происходит забавный разговор с главой Тайной полиции:
«– Вы почему такая странная?
– Это я с пepeпoя.
– Тогда почему от вас не пахнет?
– А я пила в диетической столовой».
Вицин же воплощается в… палача, который должен казнить Принцессу. Однако тут вмешиваются судьба и Ян с другом.
Так и получается, что герой Демьяненко побеждает персонажа Вицина. И это в 1963 г., т. е. за 2 года до съемок «Операции "Ы"…» Леонида Гайдая, где впервые сталкиваются Шурик и «Трус».
Может, «Трус» именно потому и сколотил шайку-лейку с «Бaлбecом» и «Бывалым», чтобы достать все-таки Шурика? :)
Ну, а у Кошеверовой с Шапиро герой Вицина разъезжает на повозке с надписью: «Эшафот-передвижка № 13. Выполняем заказы. Дешево и сердито. Тиранам – скидка 15%».
Вот такой предусмотрительный палач. В свой работе всё заранее обдумал, практически бизнес-план составил с учетом всех возможных поворотов...
Устно же озвучивается принцип: «Полиция и палач должны выезжать как карета скорой помощи – только по вызову».
И вообще у Шварца, Кошеверовой и Шапиро в этой сказке ходят-бродят сплошные смешные афоризмы со смыслом.
- Жена – своему супругу: «Мужу я могу изменить, королю – никогда».
- Женщина – грабителю: «Возьмите у меня всё! Оставьте мне только все вещи, деньги и жизнь».
- Подчиненный – королю: «Принцесса потеряла из-за вас голову».
Король: «Ее казнили?..»
- Плохо говорящая по-русски строгая немка-фрейлина (кстати, в исполнении Рины Зеленой) из-за закрытой двери – Принцессе: «Я пришёль раздеть вас».
Ян шепотом – возлюбленной, с которой он спрятался за запертыми дверями: «Кто это?»
Принцесса – Яну: «Моя гувернантка».
Ян: «А говорит, как разбойник».
- «Как говорит поэт, "любовь зла, полюбишь и…" ох уж эти поэты».
- «Все люди станут богатыми, все! Кроме бедных».
Итак, кино о Каине XVIII будет однозначно интересно тем, кто любит старое доброе советское кино. Вас ждет эффект сродни тому, как было со зрителями, которые в 1960-х гг. после спектакля «Женский монастырь» стали ходить в театры именно «на Андрея Миронова».
Да уже один тот факт, что Демьяненко пополняет список мужчин-актеров, сыгравших женщин, забавляет. Обычно ведь у нас называют в этом списке стандартные примеры: Александр Калягин, Олег Табаков… Александру Сергеевичу же удалось обыграть образ весьма иронично, на грани.
Словом, если вы еще не видели это замечательное кино, вас ждут полтора часа в компании с прекрасными актерами, забавными сценками, тонким юмором и массой открытий.
#кино #знаменитости #телевидение #культура #психология #история #СССР