Найти в Дзене
"Театральный чердак"

Анализ пьесы: А.Арбузов "Мой бедный Марат"

Как часто мы задумываемся о жизненных ценностях? Когда теряем или, наоборот, находим что-то важное. Тогда-то и появляется повод поразмышлять о дружбе, любви, верности, карьере, задачах и их выполнении. Советский драматург Алексей Арбузов ставит перед решением этого сложного вопроса героев своей пьесы «Мой бедный Марат». А вместе с ними открывают что-то новое для себя и читатели. История ленинградских подростков, чьи судьбы навсегда связаны военной весной 1942 года, удивительно театральна. И не только потому, что все сцены отлично продуманы, а за каждым словом читается целая жизнь, но и оттого, что её хочется читать. И тем приятнее осознавать, что это не просто хороший материал для спектакля, но и полноценное литературное произведение. Пьеса, написанная в далёком 1965 году, не теряет со временем своей актуальности. Потому ли, что подобное может случиться и сейчас; потому ли, что очень точно показано развитие характеров, составляющее основную динамику произведения. Проникновенная исто

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Как часто мы задумываемся о жизненных ценностях? Когда теряем или, наоборот, находим что-то важное. Тогда-то и появляется повод поразмышлять о дружбе, любви, верности, карьере, задачах и их выполнении. Советский драматург Алексей Арбузов ставит перед решением этого сложного вопроса героев своей пьесы «Мой бедный Марат». А вместе с ними открывают что-то новое для себя и читатели.

История ленинградских подростков, чьи судьбы навсегда связаны военной весной 1942 года, удивительно театральна. И не только потому, что все сцены отлично продуманы, а за каждым словом читается целая жизнь, но и оттого, что её хочется читать. И тем приятнее осознавать, что это не просто хороший материал для спектакля, но и полноценное литературное произведение. Пьеса, написанная в далёком 1965 году, не теряет со временем своей актуальности. Потому ли, что подобное может случиться и сейчас; потому ли, что очень точно показано развитие характеров, составляющее основную динамику произведения.

Проникновенная история отношений Марата, Лики и Леонидика хоть и имеет авторское определение жанра - «диалоги в трех частях» (здесь видится взаимопонимание как основная черта общения), а всё же поднимается гораздо выше, приближается к драме: выходя за рамки частных отношений и «любовного треугольника» на уровень становления личности и удержания связи. Марат, пришедший за годы войны к пониманию безвозвратности оставляющего свой след прошлого, окончательно утверждается в необходимости строить мосты – между прошлым и будущим, между людьми и эпохами, между формой и содержанием.

Марат Евстигнеев часто завышает планку для себя (юношески выражая это в сочиненных «подвигах» и сохранив на всю жизнь любовь к красивым эффектам) и друзей: ведь чем выше поставленные задачи, тем весомее достижения на данном этапе. Но мало добиться чего-то, гораздо труднее сохранить это, не опуститься на уровень ниже. Потому так важно доказать, прежде всего, самим себе право гордо называться «победителями», если состоится успешная проверка мирным временем.

Медленное формирование человека в быстром течении жизни, где остановка неизбежно приводит к смерти, подразумевает приход к самому себе. К тому, о ком почти ничего не знаешь (первым понимает это опять же Марат) и кто, возможно, является самым сильным врагом (о чём говорит Леонидик). Борьба с собой одна из самых трудных ещё и потому, что характер невозможно изменить кардинально – это очень ярко показывает драматург. Борец по природе (подстать известному французскому революционеру), гордый и достаточно сильный Марат (даже представляясь, говорит: «ласкательное было - Марик») ищет энергию в себе и друзьях. Он же зачастую подталкивает к решениям Леонидика, рано увидевшего настоящую любовь до самопожертвования и самозабвения, но раненного ею в самое сердце (мать так и не смог простить). А Лика по-женски, по-матерински заботясь о мальчишках, слишком сильно зависит от окружения. Чувствуя, что для Леонидика уже является предметом обожания и идеалом, в то время, как однажды может не осилить очередную планку Марата, девушка совершает губительный для всех выбор. Так, в первом откровенном разговоре о будущем после войны все трое терпят тяжелейшее поражение в борьбе с собой: Леонидику не хватает силы уехать, а Марату не позволяет гордость настоять. Хотя он чётко понимает уже тогда, что жалость к физически и душевно слабому Леонидику, компенсированная неумеренной заботой, приведёт только к рутине. Понимает и то, что Лика духовно погибнет без него самого. И всё же делает гордый, и как кажется, благородный шаг назад во имя выбора любимой (как и чуть позже отступает от смелого проекта моста).

На самом деле, Марат не так силён, как кажется, а Леонидик не так слаб. Инфантильный, эгоистичный Леонидик не боится показать это ни в лишенных лжи разговорах, ни в совершаемых поступках, ни в назывании себя в третьем лице. Впрочем, он очень трезво себя оценивает: видит и японскую аккуратность в стихах, и необходимость «всё делать самому», избегая зависимости. Марат же, напротив, чувствуя внезапно появившуюся ответственность за более слабых и окружив их заботой, прячет любовь за вспыльчивостью и кажущимся неодобрением, боясь потерять в глазах друзей частичку своей гордости и силы. Война меняет героев – и более всего Леонидика. Но, попав под губительную заботу Лики, он ещё не в силах бороться.

Результат этого видится спустя 13 лет – в так и необжитой комнате, где прошло детство Марата и где он впервые смог признаться в страхе за себя, любимых друзей и общее счастье. Смертельная остановка, от которой, сопротивляясь, бежит Евстигнеев, уже произошла в семье Лики и Леонидика. Здесь давно нет места ни научным открытиям врача, ни «лучшим стихам» поэта. И абсурдно соприкасающиеся газетные объявления, и программа телепередач – не что иное, как их жизнь. Появление Марата – результат, без сомнения, многолетней борьбы и одержанной победы над собой – это возврат к весне 1942, верность ей, а значит себе, друзьям и любимому человеку. Это приход к пониманию, что на слепой жалости – не зря Марат так против этого снедающего гордость чувства – ни счастья, ни любви не построишь. И Марат – разучившийся врать (это ли не остановка и в то же время не приближение к детской искренности?) – вновь подталкивает Леонидика на решительные действия, которых тот по-прежнему боится, прячась за честолюбием и эгоизмом.

Но всегда ли видимое соответствует истинному, форма – содержанию, задуманное – выполненному? Красной нитью проходит через пьесу это противопоставление: начиная от полуразрушенного дома и по сути крепкой лестницы в нём, заканчивая возрастом ребят («… мне на вид можно куда больше дать», - говорит Лика), их жизненными достижениями и ярчайшим ударом Леонидика. Сценой, в которой Марат ясно понимает, что Леонидик теперь «Леон», а сам он, действительно, подобно Голиафу недооценил соперника. Легендарный герой – полное воплощение числа шесть, слишком часто звучащего в пьесе (прямо называется шесть раз и еще несколько - опосредованно). Часто, но не случайно, потому как именно шестёрка крепче всего связана с Человеком: это и день создания, и количество трудовых дней, и номер заповеди о наихудшем грехе, и мера времени человеческой жизни. Той самой, где так остро стоит выбор между любовью и долгом дружбы. Найти решение пытаются герои пьесы, а вслед за ними и читатель, призванный понимать гораздо больше, чем написано словами (короткими ясными предложениями) – то, что скрыто за красноречивыми многоточиями. Ведь соревнование Марата и Леонидика — борьба не только мужчин за одну женщину, но борьба силы воли и духа почти взрослого человека с эгоизмом и душевной слабостью практически ребёнка в первой части. Это борьба благородства и гордости с хоть и ненамеренно полученными, но преимуществами — во второй. Это борьба любви терпеливой, всепрощающей и сильной с не менее сильной привязанностью и зависимостью — в третьей.

Пережив четыре переломных момента, герои пьесы приходят вовсе не к страданию по поводу лишь частично сбывшихся надежд, а к новой надежде всё исправить, отыграться, «начать жизнь сначала». Потому и пьеса наполнена светом, с каждой строкой всё сильнее прорывающимся сквозь грусть и отчаяние. Возникающий «любовный треугольник» - вовсе не разрушительная борьба с соперником, но болезненное единение. Драматург неоднократно сталкивает героев пьесы, проверяя достигнутый ими уровень, отслеживая развитие отношений. Растянув события пьесы на 17 лет, Алексей Арбузов точно выдержал темпоритм даже в отсутствии единства времени, сохраняя лишь единство места. Некоторую фрагментарность ошибочно считать аналогом современного «мозаичного мышления». Отсутствующие событийно-временные куски не выглядят потерянными и нарушающими гармонию: очень чётко прослеживаются сквозные действия героев. Ещё больше правдоподобия придаёт истории её строгая датированность – события восстанавливаются вплоть до часов! Не случайно Лика в военное время так любит Тургенева– певца несчастной любви и всё того же приверженца дат. Впрочем, каких-либо случайностей драматург не допускает – будь то имена героев, японские приветствия послевоенного Леонидика или решающая полночь – начало нового дня, года, десятилетия, в конце концов, новой жизни.

На протяжении всей пьесы складывается впечатление, что А.Арбузов на стороне Марата. Драматурга, безусловно, не может не привлекать человек с твёрдым внутренним стержнем, который очень непросто сломать. И потому рефреном звучащая фраза «мой бедный Марат» наполнена не столько жалостью, сколько сочувствием. А «бедный» он не только потому, что верит в невозможное будущее, созданное по лекалам детских надежд, но и потому, что понимает гораздо больше остальных. «Бедный» он не только для Лики (она порой вкладывает в это определение и уважение, и осуждение), но и для себя, и для драматурга. Несмотря на это, упрекнуть Алексея Арбузова в несправедливости невозможно – подавление эгоизма и проявление сильного благородства Леонидиком тоже вызывает симпатию. Ведь в итоге он больше победитель в борьбе с собой, чем все остальные – он находит силы совершить хоть и запоздалый, подсказанный, с долей сомнений, а всё-таки благородный поступок. И читатель чувствует это, понимает, что ничто не сможет заменить настоящую любовь – ни жалость, ни забота, ни самопожертвование. В чём видит выход драматург? Более всего в единении, в общении и взаимопонимании. Фраза Марата о том, что «достойно советского ребёнка», а что — нет, хоть и звучит слегка пропагандистски и декламационно, а приводит к естественной человеческой ценности — индивидуализм должен быть здоровым.

Сегодня пьеса советского драматурга Алексея Арбузова, пожалуй, даже более актуальна, чем в год написания. И не только потому, что весна 1942 года – наше прошлое тоже (хоть и живем уже в другой стране), которое надо не забыть. Которому надо быть верными, а значит отказаться от права предавать, ненавидеть и лгать. Но и потому, что произведение, заставляющее еще раз задуматься о любви, дружбе, верности, карьере, задачах и их выполнении не на основе принудительных нравоучений, а потому, что иначе невозможно, становится важной находкой. «Глупо было бы не дожить», как не раз повторяли герои пьесы. И очень жаль упустить шанс.

Вот здесь пишу о спектакле по пьесе "Мой бедный Марат":

Если вы хотите поддержать канал - для донатов на дальнейшее развитие канала карта 2200 2404 1291 3200 (ВТБ).

Театральное нововведение - как теперь покупать билеты в ведущие театры страны и почему могут не пустить на входе:

Вам также может быть интересно:

Поддержите канал подпиской!