24 октября 2001 года. Два тяжёлых грузовика въезжают в Готардский автомобильный тоннель в Швейцарии. Один движется с севера, другой – с юга. Минуты спустя они встретятся, и эта встреча станет началом одной из самых разрушительных аварий в истории тоннелей.
Историческая справка
Готардский перевал использовался с XIII века, но из-за суровых условий он оставался крайне опасным маршрутом, доступным лишь в конце лета. Развитие торговли в XIX веке потребовало создания более надёжного пути, и в 1882 году, после десятилетия тяжёлого труда, был открыт Готардский железнодорожный тоннель (или Сен-Готардский железнодорожный тоннель). Паровозы перевозили пассажиров и грузы, а в XX веке начали транспортировать и автомобили.
Рост популярности автомобильного транспорта привёл к решению построить отдельный автодорожный тоннель, и в 1969 году началась его разработка. В 1980 году Готардский автомобильный тоннель (или Сен-Готардский автомобильный тоннель) открылся: две полосы движения, север-юг, и параллельно небольшая аварийная галерея с независимой системой вентиляции. Эта система сыграет решающую роль в событиях 2001 года.
Со временем тоннель стал важной транспортной артерией между Германией и Италией. В часы пик через него проезжало более тысячи тяжёлых грузовиков в час. Но ничто не предвещало беды...
Катастрофа в тоннеле
24 октября 2001 года. В тоннель въезжают два грузовика. Один – бельгийский, загруженный одеждой, текстилем и фотоплёнкой. Другой – итальянский, перевозящий резиновые шины. Водитель итальянского грузовика, Бруно Саба, уже почти преодолел тоннель – до выхода оставалось всего 1,2 км. Но внезапно бельгийский грузовик теряет управление, врезается в стену и вылетает на встречную полосу.
Бруно Саба пытался избежать столкновения, но слишком поздно. Машины столкнулись, итальянский грузовик развернуло поперёк тоннеля, полностью блокировав движение. Однако водитель остаётся жив. Он вышел из кабины и направился к южному выходу, по пути предупреждая водителей об опасности.
И тут начинается настоящий ад.
Разгорается пламя
Разлившееся топливо вспыхнуло. В тоннеле за считанные минуты разгорелся пожар. Пламя охватило грузовики, а груз из резиновых шин превратил тоннель в гигантскую печь. Температура взлетела до чудовищных отметок. Загоревшиеся автомобили начинают сливаться в единый раскалённый ком металла.
С южной стороны пожарные прибывают за семь минут. Но даже при всей их скорости они бессильны – температура не позволяет приблизиться. С севера к месту катастрофы мчится другая команда, но их ждёт ещё одна смертельная угроза: вентиляционная система гонит дым прямо в их сторону.
Очевидцы описывают происходящее как кошмар:
«Вдруг повсюду оказался дым. Я ничего не видел. Попытался дать задний ход, но это было невозможно. Люди выбегали из машин, спасались бегством. Я шёл вдоль стены, пока не нашёл аварийный выход. Было очень, очень жарко...»
Бегство и жертвы
Некоторые водители успели развернуть автомобили и выехать. Другие бросили машины и искали спасение в аварийных убежищах, находящихся вдоль тоннеля. Эти герметичные комнаты с собственной вентиляцией спасают около 30 человек.
Однако не всем удаётся выжить. 11 человек погибают. Большинство – всего в 300 метрах к северу от места аварии. Те, кто видел столкновение, немедленно развернулись или побежали в убежища. Те, кто находился дальше, колебались… и это стало их роковой ошибкой.
Секунды решали всё. Кто-то пытался развернуть машину, но дым моментально заполнял пространство, дезориентируя людей. В условиях полной темноты водители, не знавшие о существовании аварийных убежищ, теряли драгоценное время, пытаясь выбраться самостоятельно. Некоторых находили буквально в нескольких метрах от спасительных камер – они просто не знали, куда идти.
Бельгийский водитель, выживший в момент столкновения, был найден среди погибших. Он, как и другие, пытался спастись, но оказался в ловушке удушающего дыма.
Спасатели позже отметили: если бы люди немедленно покинули автомобили и бежали к ближайшим аварийным выходам, жертв могло быть гораздо меньше. Паника, нехватка информации и страх стали главными врагами в тот день.
Последствия и уроки
Когда огонь удалось потушить, эксперты начали оценивать ущерб. Некоторым бетонным плитам перекрытия потребовалась замена, но тоннель подлежал восстановлению. Он был слишком важен для транспортного сообщения, чтобы оставаться закрытым. На время ремонта автомобили перевозились по железной дороге через Готардский железнодорожный тоннель, а погодные условия позволили использовать старый перевал.
Всего через два месяца – в декабре 2001 года – тоннель был вновь открыт. Во время ремонта была улучшена вентиляционная система, а также усовершенствовано освещение и знаки безопасности.
Основной вывод из трагедии? Спасательные галереи и убежища доказали свою эффективность. Оперативная эвакуация спасла десятки жизней. Но если бы все автомобилисты знали, как вести себя в чрезвычайной ситуации, жертв могло бы быть ещё меньше.
Безопасность сегодня
После катастрофы в тоннеле были введены жёсткие ограничения на движение грузовиков. Сначала их пускали только в одном направлении, а затем установили лимит – не более 150 грузовиков в час. Была внедрена система контроля дистанции между машинами.
Оснащение тоннеля также стало более совершенным:
- Яркие указатели, указывающие путь к аварийным выходам.
- Чёткие инструкции о том, как вести себя в случае пожара.
- Современные системы пожаротушения.
- Обязательная проверка грузовиков на перегрев перед въездом.
В 2016 году открылся Готардский базовый тоннель – железнодорожный тоннель для перевозки как пассажиров, так и грузов. Перевозка фур поездами исключает возможность аварий на дороге и снижает экологический ущерб.
Вывод
История пожара в Готардском тоннеле – это история ужаса, но и истории спасения. Трагедия 2001 года стала толчком для разработки новых мер безопасности, которые спасут ещё не одну жизнь. Этот случай показал, насколько важны грамотные действия в экстренных ситуациях. Ведь порой судьба зависит не только от технологий, но и от человеческого выбора.
А теперь вопрос к вам: если бы вы оказались в тоннеле в тот момент, знаете ли вы, как действовать? Делитесь мыслями в комментариях!