Найти в Дзене

Горящий тоннель и 161 человек в ловушке

Представьте себе идеальное утро в Альпах. 11 ноября 2000 года, живописный австрийский городок Капрун. Начало лыжного сезона. Сотни туристов, предвкушая день на заснеженных склонах, садятся в фуникулёр, ведущий на вершину Китцштайнхорн. Поезд заполняется лыжниками и сноубордистами, в вагоне царит оживлённая атмосфера. Никто и подумать не мог, что эта поездка закончится одной из самых страшных трагедий в истории Австрии. Через несколько минут всё изменится. Поезд трогается с места в 9 утра. Вагон заполняет характерное урчание механизмов. 161 пассажир направляется вверх по склону, тоннель поглощает их за считанные секунды. Обычная поездка, которая должна длиться всего 10 минут. Но поезд не прибывает в конечный пункт. Внезапно пропадает электричество. Связь с машинистом теряется. Через 20 минут из тоннеля начинают вырываться клубы чёрного дыма. Что-то горит внутри. Если это поезд, то все, кто в нём, оказались в смертельной ловушке. Бежать некуда. Воздух стремительно заполняется токсичным д
Оглавление

Представьте себе идеальное утро в Альпах. 11 ноября 2000 года, живописный австрийский городок Капрун. Начало лыжного сезона. Сотни туристов, предвкушая день на заснеженных склонах, садятся в фуникулёр, ведущий на вершину Китцштайнхорн. Поезд заполняется лыжниками и сноубордистами, в вагоне царит оживлённая атмосфера. Никто и подумать не мог, что эта поездка закончится одной из самых страшных трагедий в истории Австрии. Через несколько минут всё изменится.

Точка невозврата

Поезд трогается с места в 9 утра. Вагон заполняет характерное урчание механизмов. 161 пассажир направляется вверх по склону, тоннель поглощает их за считанные секунды. Обычная поездка, которая должна длиться всего 10 минут. Но поезд не прибывает в конечный пункт. Внезапно пропадает электричество. Связь с машинистом теряется.

Через 20 минут из тоннеля начинают вырываться клубы чёрного дыма. Что-то горит внутри. Если это поезд, то все, кто в нём, оказались в смертельной ловушке. Бежать некуда. Воздух стремительно заполняется токсичным дымом.

Но почему загорелся поезд, который не имел ни двигателя, ни топливных баков, ни источников воспламенения?

Ответ на этот вопрос поразит даже самых искушённых исследователей катастроф.

-2

Зарождение пожара: Маленькая деталь, большой огонь

Пассажиры задних отсеков замечают тревожное — из кабины машиниста на задней стороне поезда идёт дым. Один из лыжников, Томас Краус, первым подмечает неладное. С каждой секундой дым сгущается. Люди начинают паниковать.

Но поезд продолжает движение. Он везёт своих пассажиров прямо в ловушку.

Через четыре минуты после начала движения, на отметке 600 метров внутри тоннеля, поезд останавливается. Машинист не понимает, почему. Он не видит пламени и не осознаёт надвигающуюся опасность.

Но причина остановки зловеща: огонь прожёг гидравлические тормозные линии. Система автоматически заблокировала движение. Казалось бы, предохранительный механизм. Но на деле он превратил поезд в смертельную камеру.

Двери заперты. Люди внутри начинают задыхаться.

Схема туннеля
Схема туннеля

Бегство в ад

В самой задней части вагона несколько человек отчаянно пытаются разбить окна. Но стекло не поддается.

Токсичный дым уже накрывает пассажиров.

Спасение приходит в лице Эрвина Гёца, строителя. Он разбивает пластиковое окно лыжной палкой, но за ним обнаруживается второй слой стекла. Огнеупорное акриловое покрытие.

Пока одни теряют сознание, другие продолжают бороться. И наконец, окно с треском разлетается. В эту секунду у них появляется шанс спастись. Тем временем, машинисту удаётся вручную открыть двери. Люди вываливаются наружу, кашляя от дыма, но радуясь, что выбрались.

Но затем они совершают фатальную ошибку.

В панике большинство пассажиров побежало вверх по тоннелю, к выходу на вершине горы. Они хотели уйти как можно дальше от пожара. Но именно это их и погубило.

-4

Чёрный дым и эффект дымохода

Тоннель поднимается вверх под углом 30 градусов. Этот наклон создал эффект дымохода, втягивая весь огонь и токсичный дым вверх.

Все, кто побежал в гору, быстро оказались в зоне высокой концентрации угарного газа. Менее чем в 50 метрах от поезда они начали задыхаться и терять сознание. Никто из них не выжил. Но была одна группа людей, которая сделала единственно правильный шаг.

12 счастливчиков: Единственное верное решение

Среди них был добровольный пожарный Торстен Гредлер. Он знал главное правило: при пожаре дым поднимается вверх.

Он закричал: «Я знаю, как ведёт себя дым! Мы должны идти вниз!»

Ему поверили 11 человек. Они развернулись и побежали вниз по тоннелю, мимо горящего вагона. Было страшно — в любой момент поезд мог сорваться и скатиться прямо на них. Но они сделали верный выбор. Пройдя 600 метров вниз, они вышли к нижнему входу в тоннель. Они выжили.

150 других пассажиров, включая машиниста, пошли вверх. И погибли.

Торстен Гредлер
Торстен Гредлер

Почему это случилось?

Пожар начался из-за одной, казалось бы, мелочи — бытового тепловентилятора Fakir Hobby TLB. Он был установлен в кабине машиниста задней части поезда. Это был обычный домашний обогреватель, который не предназначался для использования в транспортных средствах.

В какой-то момент нагревательный элемент открепился, соприкоснулся с пластиком и загорелся. Но этого было бы недостаточно для такой катастрофы.

Ключевой фактор — утечка гидравлического масла. Оно попало внутрь обогревателя и вспыхнуло, мгновенно распространяясь по кабине.

Разгромный суд и попытка скрыть правду

После трагедии началось расследование. 16 человек были обвинены в халатности — инженеры, чиновники, проверяющие инспекторы.

Но спустя два года суд их оправдал. Судья заявил, что «такую трагедию невозможно было предугадать». Случайность. Фатальная ошибка.

Однако позже немецкие эксперты разоблачили заговор. Обогреватель был модифицирован при установке. Его корпус был повреждён, и это позволило маслу попасть внутрь.

Более того, австрийские следователи манипулировали уликами. Немцы обнаружили, что ключевые детали вентилятора были повреждены уже после трагедии, чтобы скрыть настоящую причину пожара. Но виновных так и не привлекли к ответственности.

Мемориал погибшим
Мемориал погибшим

Закрытие тоннеля и память о жертвах

После трагедии фуникулёр был полностью демонтирован. Тоннель засыпан. На его месте — мемориал погибшим.

Если бы в фуникулёре была система экстренного оповещения. Если бы в кабине машиниста не установили непредназначенный для транспорта обогреватель. Если бы пассажиры знали, что нельзя идти вверх по тоннелю…

Если бы кто-то учёл риски заранее, трагедии могло бы не случиться.

Но история не терпит сослагательного наклонения. Капрунская катастрофа стала страшным уроком. Она показала, как случайная ошибка, череда недочётов и паника могут привести к сотням смертей. Они могли выжить.

Вопрос к вам: вы бы догадались идти вниз?

Рекомендую прочитать