Найти в Дзене
Про джаз

Честный гений Стен Гетц. Продолжение. Всё что нужно миру сегодня

Начало здесь В промежутках между домашними баталиями, арестами и лечением Стен Гетц как то умудрялся работать. По мнению критиков, качество его игры в тот период снизилось. Правда я считаю, что его работа на альбомах 1967-го года, о которых я рассказал выше, говорит об обратном. Однако, несмотря на эти успехи, депрессия Гетца была непреодолимой, он сильно пил и, в конце концов, попытался покончить жизнь самоубийством, о чём я уже рассказал в предыдущем очерке. Единственной константой в его жизни была его музыка. Он как-то сказал: “Моя жизнь - это музыка ...” Его попытки достичь совершенства были, по его собственным словам, “... за счет всего остального в моей жизни”. И какие бы демоны ни преследовали его, Стен Гетц на протяжении всей своей карьеры получал признание за неизменно высокое качество выступлений. Ведь он был честный гений. Тем не менее в 1968-ом году, дела его квартета пошли из рук вон плохо. В итоге пианист Чик Кориа вообще ушёл из группы и 1968-ой год стал первым после 1
Stan Getz/Photo by K. Abe/Shinko Music/Getty Images
Stan Getz/Photo by K. Abe/Shinko Music/Getty Images

Начало здесь

В промежутках между домашними баталиями, арестами и лечением Стен Гетц как то умудрялся работать. По мнению критиков, качество его игры в тот период снизилось. Правда я считаю, что его работа на альбомах 1967-го года, о которых я рассказал выше, говорит об обратном. Однако, несмотря на эти успехи, депрессия Гетца была непреодолимой, он сильно пил и, в конце концов, попытался покончить жизнь самоубийством, о чём я уже рассказал в предыдущем очерке. Единственной константой в его жизни была его музыка. Он как-то сказал:

“Моя жизнь - это музыка ...” Его попытки достичь совершенства были, по его собственным словам, “... за счет всего остального в моей жизни”. И какие бы демоны ни преследовали его, Стен Гетц на протяжении всей своей карьеры получал признание за неизменно высокое качество выступлений. Ведь он был честный гений.

Тем не менее в 1968-ом году, дела его квартета пошли из рук вон плохо. В итоге пианист Чик Кориа вообще ушёл из группы и 1968-ой год стал первым после 1943-го года, когда Стен Гетц не сделал ни одной джазовой записи. В его дискографии за тот год имеется лишь один релиз с кавер-версиями попсовых хитов, называвшийся: «What The World Needs Now (То, что нужно миру сейчас) - Stan Getz Plays Bacharach And David».

Я уже рассказывал, что в 1967-ом Стен Гетц записал и издал альбом "Sweet Rain", выдержанный в рамках авангардисткой концепции, но при этом напоминая и о тех временах, когда люди глубже (и чаще) заботились о КРАСОТЕ звука. Как знать, может именно с целью вернуть большинство своих современников, разделившихся на два непримиримых лагеря в лоно КРАСОТЫ, Стен Гетц в который раз решил обратиться от концепции авангарда к поп-джазу и устроить студийную запись хитов Бёрта Бакарака и Хэйла Дэвида под аккомпанемент своего квартета и большого оркестра с секциями духовых и струнных при записи своего очередного альбома. Альбом этот назывался «What The World Needs Now (То, что нужно миру сейчас) - Stan Getz Plays Bacharach And David». И всё в этом альбоме, от обложки и названия до содержания и исполнения каждой пьесы говорит о том, что альбом этот является своеобразным призывом к тому, чтобы этот мир, погрязший в насилии наконец-то понял, что всё, что ему нужно сейчас-это ЛЮБОВЬ, МИР и КРАСОТА. И возможно не случайно, что на 1967-ой год пришлась и телепремьера песни британской рок-группы Битлз “All You Need Is Love”. Здесь две конкурирующие команды концептуально совпали абсолютно.

Stan Getz with his family  on tennis wears, Irvington, NY, USA, 1st September 1972. /Photo by K. Abe/Shinko Music/Getty Images/
Stan Getz with his family on tennis wears, Irvington, NY, USA, 1st September 1972. /Photo by K. Abe/Shinko Music/Getty Images/

Возможно мотивацию Стена Гетца объясняет тот факт, что в 1966-ом году, будучи в зарубежной поездке по поручению президента Линдона Джонсона он посетил американские базы во Вьетнаме, выступив с концертами в армейских частях. Там он, несомненно, воочию увидел реалии войны и конечно же проникся пацифистским настроением и намерением призвать мир одуматься и прекратить войны и насилие. А поскольку единственным его оружием всегда был саксофон, он и пустил его в ход, чтобы звуками своего инструмента вдохнуть в души людей вечные идеалы красоты и любви, являющиеся фундаментом мироздания.

Album's cover
Album's cover

Материал, ставший основой для альбома «What The World Needs Now - Stan Getz Plays Bacharach And David» записывался в студии за три сессии. Первая состоялась 31 августа в чикагской студии Ter-Mar Recording Studios. Вторая состоялась в Нью-Йорке. Дата записи неизвестна. Третья ссессия проходила уже в следующем, 1968-ом году, 14 февраля в A&R Studios, Нью-Йорк.

Во время первых двух сессий были записаны такие композиции:

Wives And Lovers

Windows Of The World

In Times Like These

A House Is Not A Home (master take)

Trains And Boats And Planes

Any Old Time Of The Day

Walk On By

A House Is Not A Home (alternative take).

В записи приняли участие:

Stan Getz, tenor sax; Chick Corea as Chick Correa, piano; Phil Upchurch, guitar; Walter Booker, bass; Roy

Haynes, drums; unidentified brass and strings, Richard Evans, arranger, conductor.

Во время третьей сессии записали:

In Between The Heartaches (edited master take)

What The World Needs Now Is Love

Alfie

In Between The Heartaches (partial alternative take)

В записи приняли участие:

Jim Buffington, French horn; Stan Getz, tenor sax; Jerome Richardson, woodwinds; Paul Gershman, David Mankovitz, David Nadien, Gerald Tarack, violin; Bernard Zaslav, viola; Charles McCracken, cello; Gloria Agostini, harp; David Carey, vibes; Herbie Hancock, piano; Kenny Burrell, guitar; Ron Carter, bass; Grady Tate, drums; Richard Evans, arranger, conductor.

Первоначально материал (11 композиций) был издан лейблом Verve Records на виниле (V6-8752) в 1968-ом году. В числе изданных треков была и композиция The Look Of Love, которую Стен Гетц записал с оркестром Клауса Огермана 2 декабря 1966-го года во время рекорд-сессии для “Voices”. Полностью весь материал был переиздан в 1998 году на CD, когда популярность Бёрта Бакарака, до того не пользовавшегося успехом среди представителей джазового истеблишмента, неожиданно выросла. В трек-лист этого издания кроме композиций, записанных во время трёх сессий, указанных выше вошли и три композиции, записанные во время рекорд-сессий “Voices”, не изданных на альбоме.

Track Listing

1. "Wives and Lovers" - 3:36

2. "The Windows of the World" - 2:43

3. "The Look of Love" - 2:39

4. "Any Old Time of Day" - 3:33

5. "Alfie" - 2:51

6. "In Times Like These" - 2:44

7. "A House Is Not a Home" - 4:13

8. "Trains and Boats and Planes" - 3:01

9. "What the World Needs Now Is Love" - 2:58

10. "In Between the Heartaches" [edited master take] - 2:17

11. "Walk on By" - 3:32

12. "A House Is Not a Home" [alternate take] - 4:25 Bonus track on CD reissue

13. "In Between the Heartaches" [partial alternate take] - 2:35 Bonus track on CD reissue

14. "My Own True Love" (Max Steiner, Mack David) - 2:29 Bonus track on CD reissue

15. "Tara's Theme" (Max Steiner) - 2:36 Bonus track on CD reissue

All compositions by Burt Bacharach and Hal David except where noted.

· Recorded at Van Gelder Studio in Englewood Cliffs, New Jersey on December 2, 1966 (tracks 3, 14 & 15), at Ter-Mar Recording Studio in Chicago, Illinois on August 30 & 31, 1967 (tracks 1, 2, 4, 6-8, 11 & 12), and A&R Recording Studio, New York City (tracks 5, 9, 10 & 13)

Stan Getz with his family at home yard, At his home, NJ, NY, US, 1st September 1972. /Photo by K. Abe/Shinko Music/Getty Images/
Stan Getz with his family at home yard, At his home, NJ, NY, US, 1st September 1972. /Photo by K. Abe/Shinko Music/Getty Images/

Некоторым людям этот альбом кажется скучным по разным причинам. По их мнению, Стен Гетц здесь слишком мало играет в стиле боп. Им кажется, что ему не хватает вдохновения, а аранжировки неоригинальны с плохой партитурой. Забудьте о тех снобах, которые критикуют этот альбом. Гетц прекрасно интерпретирует замечательные хиты Бёрта Бакарака. Обратите внимание, как он «джазирует» пьесу«A House Is Not a Home», исполняя её в приятном оптимистичном темпе. Как роскошно звучит «Alfie» благодаря его замечательному тенор-саксофону. И хотя это не Гетц с Гилберто, исполняющие «Девушку из Ипанемы», но это всё равно классический Стен Гетц со всеми его непревзойдёнными качествами джазового романтика.

Stan Getz performing in Copenhagen Denmark November 1966. (Photo by Jan Persson/Getty Images)
Stan Getz performing in Copenhagen Denmark November 1966. (Photo by Jan Persson/Getty Images)

Я считаю, что Стен Гетц играет на этом альбоме, находясь в очень хорошей форме, испоняя композиции Бёрта Бакарака с душой, как и должно быть. И не снижая уровень своего потрясающего фирменного звучания. Он как всегда демонстрирует своё мастерство гения во всех смыслах этого слова. И на этом альбоме он показал причину этого особенно ясно. Он по-настоящему понимал природу поэзии Бакарака и очень хорошо передал её звуками своего инструмента, с нежностью и меланхолией.

Это не взрывной альбом, и он не должен быть таковым. Стен прекрасно это понимал. Это альбом о нежности, одиночестве и меланхолии. Очень хороша пьеса «Wives and Lovers», которая своим очарованием заставляет забыть обо всём. А как превосходно звучат его версии таких пьес, как «Тhe Windows of the World», «Any Old Time of Day», «What the World Needs Now Is Love», «Walk on By». Вопреки многим критикам, аранжировки (со струнными, оркестром и голосами) сбалансированы, они очень хорошо передают характер музыки Бакарака и при этом оставляют Стену достаточно пространства для выражения своих идей. Этот альбом на самом деле великолепен и очень хорошо записан.

Стен Гетц — один из лучших саксофонистов прошлого века. Бёрт Бакарак — один из лучших авторов песен того времени. И это сочетание звёздных представителей двух разноплановых жанров вылилось в превосходное концептуальное произведение, которое не может не понравиться своей мелодичной музыкой, полной роскошными аранжировками и украшенной ритмами босса-новы и чистым, объёмным звучанием.

Stan Getz
Stan Getz

Итак, гений Стен Гетц, одолеваемый демонами своих зависимостей, толкающих его в бездну гнева, несмотря на это, сумел обратиться к миру со своим посланием Любви. Но самому Гению тоже требовался мир. И в поисках умиротворения, от творческого вакуума и семейных пут он сбегает в Европу.

Stan Getz/Photo by David Redfern/Redferns/Getty Images
Stan Getz/Photo by David Redfern/Redferns/Getty Images

В 1969 году, решив сменить обстановку Стен Гетц улетел в Англию. В Лондоне он играл, чтобы заработать на жизнь и вращался в местной поп-тусовке, общаясь с такими звёздами, как Питер Селлерс и Спайк Миллиган. Однажды вечером в конце ноября, выпивая в апартаментах в Дорчестере с этими двумя деятелями, он похвастался своим мастерством пловца, и они поспорили, что он не сможет переплыть Темзу ночью. Стен Гетц принял пари, и вскоре они втроём уже шли через вестибюль отеля, причём Стен был в плавках, укрытых от посторонних взоров махровым халатом.

До последнего момента ставки в пари становились всё выше и, приняв вызов по самой высокой ставке, Стен прыгнул в темную речную воду. Услышав всплеск воды, Миллиган запаниковал и подбежав к стоявшему неподалёку копу, сообщил ему о том, что Стен Гетц на спор прыгнул в реку, и что его срочно нужно спасать. Полицейский посоветовал Миллигану срочно пойти домой и проспаться. Тем временем Стен завершил свой заплыв и поднялся на набережную с противоположной стороны реки.

Потерпев неудачу в диалоге с копом, Селлерс и Миллиган, запрыгнув в такси, помчались к нему через ближайший мост. Они нашли его мокрого и живого, невозмутимо сидящего на скамейке. Взглянув на их обалдевшие лица, он спокойно промолвил: «Что же вы, ребята, так долго?»

Stan Getz/Photo by Andre CLERGEAT/Gamma-Rapho via Getty Images/
Stan Getz/Photo by Andre CLERGEAT/Gamma-Rapho via Getty Images/

Вскоре Стен снова сбежал от семьи. На сей раз в Испанию, где жил в одиночестве, регулярно предаваясь вакхическим возлияниям. Монике с трудом удалось найти его и выманить из этого убежища, чтобы поместить в британскую клинику для очередной реабилитации. В этой клинике Стен Гетц, которому Моника уже стала тайком подсыпать тот самый препарат, вызывающий аллергию на алкоголь, впал в глубокую депрессию, продолжавшуюся около года. Вот так драматично Стен Гетц вновь исчез из звёздной джазовой тусовки. Но ему ещё было суждено вернуться в профессию…

Продолжение здесь