Найти в Дзене
Про джаз

Честный гений Стен Гетц. Продолжение. "Sweet Rain". Послесловие

Начало смотреть здесь Альбом "Sweet Rain", о котором я уже сообщил в предыдущем очерке, был издан в 1967 году лейблом Verve. Альбом этот, несомненно, был исторической работой в творческой копилке Стена Гетца. В ней Стен Гетц продемонстрировал ещё одну грань своего таланта, когда освободившись от первоначальных влияний манеры Лестера Янга и последующей некоторой легковесности бразильской боссановы, решительно перешёл к более зрелому и более свободному стилю. Я уже говорил о том, что 1967 год знаменовал собой определённую и весьма важную веху в истории музыкального модерна. С одной стороны это выражалось в доминировании фри-джазовых методов. С другой стороны налицо был явный поворот джаза в сторону поп-музыки, ещё вчера столь презираемой бескомпромиссными представителями джазовых кругов. Более подробно об этом я уже рассказывал в одной из своих статей. На этом треке играет тенор саксофонист Бутс Рэндолф (Boots Randolph), один из зачинателей поп-джазовой волны. Нетрудно заметить наскольк
Stan Getz
Stan Getz

Начало смотреть здесь

Альбом "Sweet Rain", о котором я уже сообщил в предыдущем очерке, был издан в 1967 году лейблом Verve. Альбом этот, несомненно, был исторической работой в творческой копилке Стена Гетца. В ней Стен Гетц продемонстрировал ещё одну грань своего таланта, когда освободившись от первоначальных влияний манеры Лестера Янга и последующей некоторой легковесности бразильской боссановы, решительно перешёл к более зрелому и более свободному стилю.

Я уже говорил о том, что 1967 год знаменовал собой определённую и весьма важную веху в истории музыкального модерна. С одной стороны это выражалось в доминировании фри-джазовых методов. С другой стороны налицо был явный поворот джаза в сторону поп-музыки, ещё вчера столь презираемой бескомпромиссными представителями джазовых кругов. Более подробно об этом я уже рассказывал в одной из своих статей.

На этом треке играет тенор саксофонист Бутс Рэндолф (Boots Randolph), один из зачинателей поп-джазовой волны. Нетрудно заметить насколько примитивнее его звучание, чем у Стена Гетца, как в стиле босса-нова, так и в поп-джазовых работах типа "Reflection" или "Voices".

Стен Гетц, несмотря на поп-джазовый стиль предыдущего альбома «Голоса», издав «Сладкий дождь» стремился показать, что он стал ближе к представителям первой когорты, развивавшей идеи свободного джаза. Что он в теме. Но при этом в своей игре он касается свободных форм очень поверхностно, не погружаясь с головой в водовороты звука, как это делал другой гений тенор саксофона Джон Колтрейн, покинувший мир джаза всё в том же 1967-ом году. На этом альбоме Стен Гетц играет очень привлекательно, а его фри-джазовые импровизации, которые по уровню отточенности не уступают исполнению самых передовых мастеров того времени, как Уэйн Шортер или, скажем, Чарльз Ллойд, как всегда необычайно логичны. Его игра дышит спокойствием, но в этом спокойствии ясно слышится затишье перед бурей. И хотя эта буря так и не наступает, само предчувствие грядущего смятения придаёт его игре невероятное эмоциональное воздействие.

Конечно лидеру в этом очень помогает игра его ритм-секции, представленной Чиком Кориа (пианино), Роном Картером (контрабас) и Грэйди Тейтом (барабаны). Эти ребята играют в том же ключе, что ритм-секции трио Билла Эванса или квинтета Майлса Девиса того же периода. На альбоме "Sweet Rain" мы слышим тот же свободный и плывущий ритм, что и например на альбоме Майлса Девиса “Miles Smiles”, изданном в том же году и названном критиками журнала «Даун Бит» альбомом года. Правомочным будет и сравнение с альбомом Майлса Девиса «Sorcerer», названным журналом Даун Бит лучшим альбомом 1968-го года.

Несомненно, что в 1967 году Стен Гетц вернулся в джазовый мир с новым курсом и с одним из лучших своих достижений за всю историю. Прослушав этот альбом, вряд ли кто-то будет оспаривать мнение о том, что Стен Гетц являлся одним из самых великих тенор саксофонистов джаза.

И поэтому можно с полным основанием считать, что "Sweet Rain" - лучший релиз Гетца конца 1960-х. Всё в этом альбоме просто потрясающе, а его концепция развивается безупречно от начала до конца. И не только потому, что как всегда очень красиво звучит сам Стен Гетц. Наряду с этим, работа Чика Кориа здесь одна из лучших в его арсенале акустических работ в статусе начинающего джазового пианиста. А исполнение Рона Картера и Грэйди Тейта, демонстрирующее их превосходную форму, вместе с жемчужными звуками рояля Чика Кориа придают записи уникальный воздушный звук. Композиция "Litha", сочинённая Чиком Кориа, достойна того, чтобы стать джазовым стандартом. Но не стала таковым лишь по одной причине. Потому, что никто не решался включать её в свой репертуар, поскольку было бы трудно даже повторить тот высокий уровень, которым отличается оригинал.

Слушая этот альбом сегодня, возникает ощущение того, что хотя эта запись и сделана в 1967 году, она остаётся в своём звучании и манере исполнения очень современной. Подход Стена Гетца к работе со звуком и импровизации сохраняют своё влияние и в наши дни, и это можно заметить по творчеству некоторых молодых музыкантов. И вместе с тем эта музыка моментами невероятно очаровательна, напоминая о тех временах, когда люди глубже (и чаще) заботились о КРАСОТЕ звука.

Master
Master

Продолжение здесь