Найти в Дзене
Ариаднина нить | Книги

"Девушка из хорошей семьи" Юкио Мисимы: мне не хватило драматизма

Роман Юкио Мисимы «Девушка из хорошей семьи» (Ojosan) создан в 1960 году и принадлежит к срединному периоду творчества писателя. Примерно в то же время «После банкета», «Дом Кёко» и «Игры зверей», на которые недавно выходил анонс на канале: В «Девушке из хорошей семьи» Мисима, как обычно, обращается к любовной тематике, в своей всегдашней манере отмеряя и фиксируя мельчайшие движения души. В данном случае ему работать тем труднее, что в центре его внимания женщина. Касуми – именно что девушка из хорошей семьи. Она выросла в довольстве и в достатке в семье генерального директора крупной технологической компании. В семье родителей отец был непререкаемым авторитетом. Нет, не деспотом, просто мать Касуми была традиционной японской женой, для которой муж – это, можно сказать, бог во плоти, ослушаться которого просто невозможно. Касуми умна, своенравна, хотя родители и старший брат считают её невинной домашней девочкой. Между тем девушке, студентке филологического факультета престижного токи
Оглавление

Роман Юкио Мисимы «Девушка из хорошей семьи» (Ojosan) создан в 1960 году и принадлежит к срединному периоду творчества писателя.

Примерно в то же время «После банкета», «Дом Кёко» и «Игры зверей», на которые недавно выходил анонс на канале:

В «Девушке из хорошей семьи» Мисима, как обычно, обращается к любовной тематике, в своей всегдашней манере отмеряя и фиксируя мельчайшие движения души. В данном случае ему работать тем труднее, что в центре его внимания женщина.

Касуми – именно что девушка из хорошей семьи. Она выросла в довольстве и в достатке в семье генерального директора крупной технологической компании. В семье родителей отец был непререкаемым авторитетом. Нет, не деспотом, просто мать Касуми была традиционной японской женой, для которой муж – это, можно сказать, бог во плоти, ослушаться которого просто невозможно.

Касуми умна, своенравна, хотя родители и старший брат считают её невинной домашней девочкой. Между тем девушке, студентке филологического факультета престижного токийского университета, хочется любить, бунтовать - словом, в полной мере обрести себя.

Незаметно для самой себя она влюбляется в одного из надёжных парней – служащих из компании отца, которых отец периодически приглашает на семейные ужины как потенциальных кандидатов в женихи. Любопытно, что влюбляется Касуми скорее потому, что узнаёт постыдную тайну Саваи: тот тайком встречается с гейшей, даже порой прогуливает ради этого работу.

Правда, когда Касуми на домашнем танцевальном вечере, устроенном для неё отцом, прямо уличает Кэйити Саваи в этой связи, тот признаётся, что с геёшей окончательно расстался как раз в тот день, когда их заметила Касуми в электричке. Но Кэйити (по-дружески Кэй-тян) признаётся, что у него были и другие любовные похождения, и даже наглядно демонстрирует, как может в баре закадрить девушку на вечер. Всё это ещё больше подогревает интерес Касуми.

Это только завязка истории, которая приведёт Касуми и Кэй-тяна к взаимному влечению и даже браку. И, честно говоря, даже брак в данном случае – только завязка истории. Создаётся впечатление, что для Мисимы гораздо интереснее исследовать женскую психологию.

Признаюсь, меня впечатлили успехи автора на этом поприще. Одним из самых больших (если не самым большим) знатоком в этой области традиционно считают Флобера. Так вот, Мисима едва ли ему уступает. Японский автор прекрасно понял, что движет женщиной, с помощью каких уловок она стремится покорить мужчину и подчинить своей воле, как работает механизм женского самоутверждения в женской компании и в мужской и прочие подобные вещи.

Единственное, что мне кажется в этой истории искусственным, - хороший конец. На мой взгляд, более логично и более в духе Мисимы было бы привести героиню к жизненному краху, сделать Кэйити неисправимым бабником. Но автор поступает противоположным образом, так что если хотите успокаивающую жизненную историю, то «Девушка из хорошей семьи» вполне подойдёт. Мне же кажется, что напряжённо-драматическая завязка и развитие действия в этом произведении вообще не соответствуют сладкой и какой-то мещанской развязке.

Не отпускает впечатление, что «Девушка» Мисимы – это словно основа для молодёжного фильма, преследующего цель привить зрителю правильные ценности. В кинематографичности повествованию не откажешь:

- Куда мы? Куда мы бежим?! – изумлённо закричала Тиэко.

Не выпуская её руки, Касуми вскочила на кучу гравия, и та под весом двух молодых женских тел обрушилась. Тиэко, вытаскивая туфли из груды камней, опять крикнула?

- Да куда мы?!

Когда девушки пробегали мимо строительной площадки, молодой рабочий, засмотревшись на них, пролил из тачки бетонную смесь и получил нагоняй от прораба.

Но всё же литература – не кино, здесь требуется больше глубины. В том, что Мисима способен её читателю показать, сомнений нет. Но почему не показал – загадка.

Кстати, в романе "Шум прибоя", о котором я тоже недавно писала на канале, тоже позитивная развязка:

Но тот роман, в отличие от "Девушки из хорошей семьи", лишён серьёзного внутреннего напряжения. От него хорошей концовки и ожидаешь, а на последних страницах с удовлетворением восклицаешь: "Вот и отлично!". А вот "Девушка из хорошей семьи" только выиграла бы от более драматичной развязки.

Впрочем, могу ошибаться и тогда с интересом прочту ваши версии в комментариях.

На этом статью завершаю, а желающих на постоянной основе получать не только качественные отзывы, но и свежие анонсы книжных новинок приглашаю в свой Телеграм-канал

Ариаднина нить | Книги

Свежие анонсы там выходят ежедневно! Затрагиваем не только переводную, но и русскоязычную прозу, а также нехудожественную литературу. Присоединяйтесь!

Кроме канала с анонсами, есть ещё

Книжный клуб «Ариаднина нить» по подписке,

в котором мы читаем ключевые романы зарубежной литературы ХХ и XXI века. На март общим голосованием выбрали «Педро Парамо» мексиканского писателя Хуана Рульфо. А общее расписание чтений клуба до июня можно почитать здесь:

Ваша Ариаднина нить.