При создании новых школ и направлений боевых искусств, которые возникали столетия назад и вплоть до XX века, речь, разумеется, не шла о постановке теории и практики на научную основу. Развитие школ и стилей, равно как и во многих других сферах (например, в медицине, военном деле), базировалось на методах проб и ошибок, что постепенно порождало более эффективные способы работы, в то время как малозначимые и неэффективные попросту отбрасывались. В итоге стили с богатой историей впитали все лучшие черты предыдущего опыта, отшлифовали детали и избавились от массы бесполезных вещей.
Вместе с технической стороной изменения претерпевали и методы обучения, которые также не являлись константой. Разумеется, речь идет об относительно идеальных условиях развития, ведь влияющих факторов было намного больше. Например, неизменность передачи навыков школы могла сильно пострадать за достаточно короткий срок по причине низкого качества такой передачи. На деятельность и развитие/деградацию школы могли повлиять политическая ситуация, войны, эпидемии, да и просто какие-либо случайности. Но мы всё же возьмем за основу, хотя и с оговорками, тот факт, что до начала серьёзного рассмотрения научных знаний применительно к сфере изучения и обучения боевых искусств (БИ) многие школы уже имели весьма солидный опыт в своих областях. Нюанс в том, что опыт исторически был интуитивным, традиционным и сугубо практическим, хотя в этом и заключена изначально суть развития цивилизации.
Примерно та же история происходила и со спортом. Отличие лишь в том, что тот спорт, каким мы его знаем сейчас, бурно развивался в более короткий период. В основном это уже XX век. На протяжении всей человеческой истории знания в различных областях в меру возможности сохранялись, дополнялись и подвергались осмыслению, систематизации и изучению. Это неизбежно приводило к прогрессу в науке, военном деле и других сферах, хотя случались и утраты огромных массивов накопленных знаний. Например, роль церкви была крайне неоднозначной: в одни исторические периоды религия была локомотивом науки и искусства, а в другие погружала всё это в полнейшее невежество и смутные времена. Горели огромные библиотеки, уничтожались книги, науки попадали под запрет. Периодически всё, напротив, сменялось периодами расцвета. Но это был нормальный эволюционный процесс.
И только в начале XX века, фактически революцией в своем роде, стали работы по физиологии активности. Были подробнейшим образом изучены и описаны (в том числе) биомеханика движения, особенности реализации двигательной активности и способы формирования и закрепления соответствующих навыков. Разумеется, огромный прорыв в именно научном понимании психофизиологических процессов в области двигательной активности и обучения не говорит о том, что все мгновенно всё поняли и бросились реализовывать эти выводы на практике. Всё происходило несколько более специфично.
Во-первых, сильно продвинулась вперед сфера теории и методики преподавания в области физической культуры и спорта. Особенно эффективными здесь стали узкоспециализированные области, где применить научно доказанные идеи было быстрее и проще всего. Одни традиционные и ранее использовавшиеся подходы были Бернштейном и его последователями подтверждены, другие опровергнуты. В любом случае, это был существенный шаг вперед.
Во-вторых, появление научных трудов и обоснований различных процессов не привело к тому, что все сопричастные «с головой» ушли в их изучение и использование. Вопрос скорее в другом. Спортивные школы, а также традиционные БИ, которые на самом деле сохранили многолетний наработанный опыт и собственную идентичность, внезапно обнаружили, что их эмпирические знания в области обучения и подготовки очень во многом сопоставимы с результатами научных выводов. Вся история показывает, что в основе эффективного обучения лежат психофизиологические законы, подтвержденные (на сегодняшний день) как наукой, так и многолетней практикой прошлого. Другое дело, что некоторые школы, в силу разных причин, в основном субъективных, пренебрегают и тем и другим, что далеко не лучшим образом влияет на их последователей.
Но если раздел научных знаний в области психофизиологии создан и применим для физического аспекта подготовки и постановки навыков в любой ипостаси, будь то спорт или ТБИ, то аспект воспитания, морально-нравственного, личностного, философского и многих других видов развития по-прежнему остались уделом БИ. Ведь в задачи спорта всё это попросту не входит. Спорт, конечно, формирует определенные положительные качества, такие как характер, сила воли и т.д., но это лишь то, что сопутствует достижению спортивного результата. Можно назвать это узкой специализацией – надо сделать всё, чтобы показать, что ты лучше других в какой-то конкретной области.
Спорт на любительском уровне – это физическая активность, улучшение различных аспектов здоровья и собственных (весьма многочисленных) кондиций. То есть тот же фитнес на определенную тематику и по определенным стандартам – физическая активность на довольно примитивном уровне. Хотя, конечно, и такие занятия ни в коем случае нельзя назвать бесполезными. В то же время, спорт высоких достижений – удел очень немногих, если брать число его участников в общей массе спортсменов. И здесь уже всё гораздо серьёзнее. Ради максимального результата применяются все доступные средства: от научных знаний в сфере спортивной физиологии и преподавания до достижений химии, фармакологии, производства специального снаряжения и т.д. В остальном задачей спорта является саморазвитие ради достижений. Соревновательная деятельность – самый яркий пример. Основным смыслом развития спортсмена является подготовка к соревнованиям. Приведение себя в наилучшую форму к заранее известным датам состязаний. Как только они заканчиваются, следует восстановительный период, после чего всё начинается сначала.
В случае с профессионалами всё это в прямом смысле является работой, которая при определенном стечении обстоятельств принесёт признание, звания, гонорары, пенсии и вообще обеспечит будущее, так как активный спортивный период не очень долгий. Ну а так как это работа, то и меры по повышению её эффективности применяются любые из доступных.
Можно сказать, что основными показателями эффективного обучения и прогресса, как в спорте, так и в БИ, являются два основных момента – наличие системности и репликация (повторяемость и проверяемость результата). Систематизация знаний, а соответственно и их использование, важны в первую очередь, так как простой набор разнородной информации совершенно бесполезен, а тренировки в таком ключе будут просто хаотичной физической активностью под брендом спорта или БИ. Если, скажем, химик смешает случайные ингредиенты на глаз или инженер создаст чертеж схожим образом, то результат будет закономерным. Каждый раствор и каждый чертеж, а также эффект от их практического применения станет непредсказуемым. ДНК содержит информацию о структуре и функциях организма, что делает его сложным и высокоупорядоченным. А нарушения структуры ДНК приводят к мутациям или смерти. Обучение – это тоже структура. И если некоторые этого не понимают, это не означает, что её не должно быть. Любая значимая система знаний неизбежно систематизируется. Она усложняется, а соответственно, обязана упорядочиваться и структурироваться.
Теперь вернемся к айкидо. За исключением так называемой «философии айкидо», если рассматривать двигательную активность, в ней практически нет ничего необычного. Разница заключается в акцентах. Да и то, здесь, как уже много раз говорилось, необходимо учитывать специфику той или иной школы. Однако есть факторы, которые просто обязаны сопутствовать изучению айкидо, иначе назвать его таковым будет уже сложно.
В первую очередь можно назвать раздел укэми. Более подробно о нем я писал здесь: https://dzen.ru/a/ZCv5QJpcgRrCH6XV. Добавить можно только то, что укэми, как страховка, должно быть очень точным. Человек, изучая страховки, должен стремиться к тому, чтобы (в идеале) до сантиметра знать, как, куда и почему он пойдёт, как упадет, и что будет потом с этим делать. Сюда же можно отнести понятия корректной дистанции, а также сохранения состояния камаэ в любой момент времени, что позволяет контролировать процесс от начала до конца. Без геометрически точного построения движений, приведения всех видов страховок и падений к единым стандартам (в рамках школы, конечно) грамотное освоение укэми будет невозможным. И на это влияет абсолютно всё: психологическое и физическое состояние, уровень знания основ и принципов кихона, а также его практического применения в части построения движений, где позиция и согласованность каждой части тела имеют первостепенное значение. То есть, буквально сантиметры дистанции и отклонения углов на 5-10 градусов уже являются критичными. Стоит заметить, что в ряде видов спорта и БИ, где укэми, хоть и не очень часто, но требуется, его практически не изучают и попросту приспосабливаются, падая как придется. Редко где можно встретить методически точное описание того, как это надо делать правильно.
Второе – это камаэ, кихон-доса, кихон-вадза и вся номенклатура порождаемой ими двигательной активности
(Кому интересно, можно также вспомнить эти материалы:
https://dzen.ru/a/ZN1MWqlw9F41fmUE,
https://dzen.ru/a/YL4hYLvVl0F4XksP,
https://dzen.ru/a/ZCbSvC8tUQe3vBgD).
Каждое движение в процессе его изучения также должно быть математически и геометрически точным. Если таковое техническое описание в определенной школе отсутствует (а это очень частое явление), то неизбежно возникает и проблема отсутствия повторяемости движений. Да, присутствует сходство, но похожесть не означает точного воспроизведения. Это приводит к тому, что существенно удлиняется время освоения движений и позиций. Также, неточности приводят к серьёзным искажениям в передаче знаний. Проще говоря, это негативная сторона принципа «делай как я», когда глубина проработки часто ограничивается примерно следующим: «сюда правой, сюда левой, здесь подними, тут вращай» и т.д. На начальном этапе такую стадию проходят все без исключения, но это должно присутствовать лишь до тех пор, пока человек не перестанет путаться в двух руках и ногах, привыкнув к самой примитивной координации конечностей. Однако, в дальнейшем, без постановки базовых форм на системную основу, развиваться будет очень сложно. При отсутствии стандартизированной повторяемости базовых форм, человек будет вынужден каждый раз искать новый способ выйти из каждой конкретной ситуации, и именно это будет занимать всё его тренировочное время. О каких навыках может идти речь в таких условиях?
Третье – стандартизация и последующее использование способов перемещения. Очень многие школы грешат отсутствием такого понятия. Но когда речь идет о джиу-вадза, кумитэ или спортивных поединках, чаще всего можно видеть именно такую картину. Люди встают друг напротив друга и начинают играть в «тактические шахматы», используя только дистанцию и технический арсенал, а то и просто рубиться в лоб с использованием известных им захватов и ударов. Такое часто можно увидеть практически в любом виде контактного спорта или БИ, куда не посмотри. Даже опытнейшие боксеры иногда идут на поводу у такой «тактики». И это несмотря на то, что их вполне неплохо учат различным многочисленным видам перемещений. Ноги много где «решают». Вот только почему их не используют? Оборотная сторона этой медали – иногда встречаются бойцы, которые, напротив, не пренебрегают смещениями, заходами за спину, активно и устойчиво маневрируют, то есть, чувствуют себя в пространстве, как рыба в воде. И тут очень сложно судить, влияют ли на этот процесс чисто спортивные и психологические ограничения, или это недостатки подготовки, или даже банальная лень. В этом плане, у меня лично есть положительный опыт взаимодействия с представителями каратэ, которые, чувствуя определенные недостатки, обращались к методам подготовки нашей школы в части страховок и динамических перемещений. Результат, надо сказать, был великолепный. Но, возвращаясь к нашей теме, на чем, опять же, строится вся эта схема? На основах математики и простейшей геометрии, с которой надо хорошо поработать, прежде чем переходить к более сложным двигательным задачам.
Подводя черту под всем вышесказанным, берусь утверждать, что без системного обучения (см. https://dzen.ru/a/ZD0CYLcn3XE6abnJ), базис которого изначально будет выстроен на математической и геометрической точности, шансы на приемлемом уровне освоить какую-то школу БИ в разумные сроки будут стремиться к нулю. Разумеется, хоть какая-то польза появится от любых занятий и физических нагрузок, но здесь уже требуется осознавать конечную цель, или хотя бы её направление. Ведь обычную физическую нагрузку можно получить, просто регулярно делая зарядку. А если вы хотите заниматься БИ, не поленитесь прежде изучить соответствующую школу на предмет структуры и четкой системы подготовки, так как приходить и сразу «изучать приёмы» нет абсолютно никакого смысла.
- Для того, чтобы канал мог развиваться и становиться еще интереснее, вы можете поддержать автора, а также смотрите и подписывайтесь на наши ресурсы: