Слово «система», как термин, имеет множество определений в зависимости от сферы применения. Даже если поверхностно почитать соответствующие материалы о системах, их задачах и взаимодействии внутренних компонентов, становится очевидным, что всё далеко не просто. В том числе, когда речь заходит об огромном числе факторов, связанных с обучением в сфере боевых искусств.
Обычно, заводя разговор о системе в каком-то направлении айкидо, имеют в виду некий набор особенностей, присущих стилю, который кажется наиболее важным и очевидным. Это зависит от того, как конкретный человек понимает и воспринимает то, что он видит и слышит. Однако, чаще всего, люди лишь поверхностно оценивают немногочисленные параметры, на деле имеющие мало отношения к системности. Ведь если взглянуть на работу людей в различных додзё, даже представляющих одну и ту же школу айкидо, то часто бросается в глаза существенная разница в акцентах, и, даже в визуальном техническом ряде. Работа учеников из одного додзё попросту не похожа на работу других. Но ведь понятие «школа» подразумевает единство стандартов и её узнаваемость, повторяемость результата и соответствующую эффективность ? А отношения между элементами системы изначально должны быть определены и устойчивы. Однако, вместо определенности и устойчивости, чаще проявляются и реализуются несколько другие идеи. Над системностью начинают преобладать совсем не очевидные факторы. С этой точки зрения, кратко взглянем на некоторые общие характеристики, которые обязаны принимать во внимание все без исключения.
1) Четкость исполнения техник.
К сожалению, это не самая сильная черта многих додзё айкидо. Техники зачастую выполняются расхлябанно, излишне патетично, с привнесением непонятных лишних действий, которые не имеют ни практического, на какого-то иного смысла. Порой наоборот – что-то намеренно исключается из арсенала. Другим негативным проявлением здесь является ситуация, когда четкость и дзансин присутствуют, однако наполнение в технике (её понимание) отсутствует полностью. В качестве примера можно привести ставшие сейчас модными соревнования по айкидо, когда, в погоне за судейскими оценками, выстраивается, порой, неплохой визуальный ряд, который, впрочем, не имеет ничего общего с пониманием принципов, которые в технику заложены. В общем-то, и цели-то такой не стоит.
2) Правильный рисунок техники и качественные базовые формы
По аналогии с ката в каратэ, рисунок каждой техники в айкидо Г.Сиоды, имеет четко регламентированные рамки. Причем в каждом движении используются определенные базовые формы, где направление центральной линии, загрузка колена, расстояние между ногами, положение центра тяжести и другие элементы очень четко описаны в мельчайших деталях. Это сделано для того, чтобы именно таким образом, а не иначе, изучались базовые техники. Соответственно, работа попросту должна быть изначально выстроена на этих стандартах, вместо того, чтобы позволять ученикам распоряжаться данными элементами по собственному усмотрению. Сегодня же очень часто можно увидеть полное пренебрежение занимающихся именно деталями базовых форм.
3) Правильное отношение к укэ и укэми
Одним из показателей уровня владения айкидо является отношение к укэ. Оно может быть уважительным, пренебрежительным, чисто практичным и т.д. Обычно на это обращают мало внимания, однако если смотреть именно на этот компонент, то часто можно заметить в действиях ситэ высокомерие и пренебрежение. Смотри, мол, как я могу. Это многое говорит непосредственно о самом человеке. В то же время и роль укэ – это чрезвычайно сложное искусство. Укэ должен честно атаковать и честно защищаться одновременно. И речь тут не идет о скорости, напряженности или желании помешать, либо унизить партнера каким-то образом, не давая выполнить движение. Ведь если уровень укэ выше, он в состоянии заблокировать любую технику. Это не говорит о том, что он лучше. Просто это очередное проявление самоутверждения, ничего общего не имеющее с изучением айкидо, его целями и системой обучения.
4) Отсутствие лишних движений
Лишние движения в целом присущи очень многим людям, практикующим айкидо, и связано это, как правило, с различными причинами. Порой, это отсутствие навыка на правильное исполнение, отсутствие контроля над частями тела, их фиксацией в определенных положениях и т.д. Также это может быть расхлябанность в технике или банальная невнимательность. Существуют и, так называемые, паразитные движения, которые возникают по причине непонимания самой идеи исполняемого действия. Поднятые локти, занос опорной ноги или бедра в повороте, излишний перенос веса между ногами, прогибы в спине – всё это создаёт лишние степени свободы в конструкции тела и отнимает ресурсы, в разы снижая эффективность.
5) Отсутствие не свойственных системе элементов
Бесконтрольность отдельных инструкторов со стороны курирующей школы и вышестоящих сэнсеев, а также стремление внедрить компоненты собственного понимания того, как должен строиться тренировочный процесс, часто порождают эффект размытия конечных целей. Вместо того, чтобы скрупулезно изучать нюансы собственной школы, многие начинают добавлять в тренировки элементы, ничего общего со стилем и школой не имеющие, растрачивая время и силы ради сомнительной универсализации подготовки. Так в некоторых клубах айкидо можно увидеть спарринги в полный контакт, напоминающие кикбоксинг, подобие фехтования с оружием, набивку тела, силовые тренировки с «железом», работу руками и ногами по лапам и мешкам, элементы самообороны, идущие в разрез с принципами школы и так далее. Возможно, это и выглядит интересным для занимающихся, но толку от такой разношёрстной работы мало. Сложно говорить об эффективности в условиях универсализации всего и вся, на основании фантазий конкретного инструктора, который посчитал, что в его додзё недостаточно весело и ученикам требуются какие-то дополнения.
6) Индивидуальное айкидо высокого уровня
То, как выглядит работа конкретного человека довольно высокого уровня, далеко не всегда прямо говорит о том, что он делает что-то правильно или неправильно. Здесь очень важным фактором является индивидуальность исполнителя, присущая ему манера работы. В качестве примера можно привести старших и хорошо известных всему миру учеников Г.Сиоды. Все они имеют очень хороший уровень и ранги от 7 до 9 дана, однако визуально их работа отличается. Речь идет об акцентах, которые они делают. Одни работают более коротко и жёстко, другие амплитудно и с размахом, чья-то работа кажется излишне напряженной или слишком расслабленной. Но, без соответствующего опыта оценивать эти различия крайне сложно, ведь все они на высочайшем уровне владеют базовой техникой и понимают принципы работы выполняемых техник. Скорее здесь следует вести речь об индивидуальности исполнителя высокого уровня. Кто-то из них может нравиться, кто-то нет, однако, в конечном итоге, это вопрос вкуса. Любому человеку в зависимости от характера и мировоззрения какой-то один подход может оказаться ближе, чем другой.
Всё перечисленное – далеко не полный список огромного числа факторов, подлежащих анализу. Мало того, существуют общие разделы, которые невозможно обойти или игнорировать. И именно они формируют систему подготовки такой, какой она задумывалась изначально.
В первую очередь, это кихон (в т.ч. парный). Элементы кихона должны постоянно присутствовать в любых наработках и буквально пронизывать весь процесс обучения, стать основой. Главная проблема здесь – понимание инструктором и учениками того, что от них требуется в процессе этих наработок и что должно получиться в результате. Ведь, в силу того, что ряд движений повторяется сотни и тысячи раз много лет, малейшие ошибки приведут к системному заучиванию неправильных форм и алгоритмов, а переучивать всё это потом гораздо сложнее, чем сразу научиться делать правильно. То есть, квалификация инструктора играет в данном вопросе важнейшую роль, буквально с первых дней обучения.
Сувари вадза (техники сидя). Многие не любят работать на коленях, но, в первую очередь, это наработка подвижности бедер и их правильного применения, во-вторых, именно исполнение техники «без ног» часто дает корректное понимание форм тачи-вадза, на осмысление которых порой приходится тратить уйму времени, если работу на коленях исключить или не дорабатывать.
Тачи вадза (техники стоя). Этот раздел, по сути, является основным. Он описывает стандартную структуру взаимодействия, где 2 человека находятся в позиции стоя и активно работают, используя технический арсенал школы в формате кихон-вадза, или, по аналогии с каратэ – «бункай». Это именно тот случай, когда партнеры не дерутся и не стремятся к победе, а отрабатывают нюансы базовой техники применительно к условиям для её корректного применения.
Джиу вадза и рандори, с позиции системности, являются достаточно продвинутым этапом обучения. Там присутствуют несколько атакующих, либо применяется атака сзади. В зависимости от стиля и школы, даже задачи, отрабатываемые в данных разделах, могут сильно отличаться. Тем не менее, раздел является безусловно важным, так как предоставляет возможность наработать навыки, без которых многие вещи будут просто невозможными.
Укэми – важнейший самостоятельный раздел, включающий навыки атаки, защиты, страховки, своевременного реагирования и корректного моделирования ситуации, которая должна быть отработана в конкретный момент времени. Если человек, изучающий айкидо хочет чему-то научиться, он, в первую очередь, должен быть очень хорошим укэ, чтобы изнутри понять то, что ему потом будет необходимо делать с другим человеком и какие реакции должна вызвать техника при определенных условиях.
Этикет. Очень часто встречается ситуация, когда этикетом в той или иной школе пренебрегают. И это приводит к достаточно некрасивым последствиям. Основная деструктивная особенность отсутствия следования этикету – невозможность нормальной системной работы и постепенное разложение коллектива додзё, который в условиях такой «анархии» не способен ни к какой форме созидания. При изучении ТБИ, ситуация нормального взаимодействия толпы гордых независимых личностей невозможна, а порождаемый «независимыми личностями» хаос является кратчайшим путем к разложению. Как и в армии, коллектив, где отсутствует порядок, иерархия и уважение – неэффективен и нежизнеспособен.
Отношение. Конечно же, каждый, кто приходит в ТБИ, сам выбирает свои приоритеты, ставит себе цели и задачи, в зависимости от возраста, физической формы, характера, приоритетного пути восприятия информации и многих других факторов. Но, в конце концов, отношение к тому, что человек делает, приходя в додзё раз за разом, определяет то, чего ему в итоге удастся достичь. Отношение может меняться со временем, корректироваться в ответ на какие-то события или получаемые знания, но, в итоге, либо происходит уравновешивание всех вводных и цель начинает достигаться оптимальным путем, либо система отторгает человека, который не смог приспособиться. Его никто не выгоняет. Он уходит сам, потому что система его не устраивает, а поменяться человек бывает не способен.
Подводя некоторый итог, можно сказать, что в результате, всё, что связано с ТБИ и процессом их изучения, должно подчиняться практически одинаковым правилам и законам. Конечно, существуют стилевые нюансы, детали, связанные с методами изучения каких-то разделов. Но неоднократно работая с мастерами различных школ, мы с ними, не сговариваясь, приходили к мнению, что все движения и техники, по своей сути и принципам, очень похожи, а порой и полностью одинаковы. Вопрос лишь в том, каким путем их изучают в разных школах и каких целей потом достигают с их помощью.
Эффективно используя ресурсы любой системы (если она есть), можно получить огромное количество положительных результатов. При этом не важно, в какой плоскости находятся достигаемые цели. Спорт и спортивные поединки, шоу, работа с энергиями, здоровье и фитнесс, историческая реконструкция, самооборона, воспитание характера и силы духа, техники на все случаи жизни и т.д. Всё это является звеньями одной цепи, имя которой – системность. Ведь систематизация многократно проверенной информации и её корректное использование, это как раз тот способ, который тысячелетиями используется человечеством для достижения результатов, двигающих вперед развитие во всех сферах, от различных искусств до науки и техники.