- Совместимо ли само понятие "профи" с низкой оплатой труда этого самого профи?
- Почему же нельзя заниматься дёшево и качественно, если это справедливее всего, удобнее всего и желаннее всего?
- Почему бы не заниматься бесплатно, раз ребятам и их родителям и так приходилось тяжело? Зачем брать деньги с соотечественников, которые и так терпят тяжёлое время?
Работая репетитором по русскому языку, литературе и английскому, на сайтах типа Профи и Ассоциация репетиторов неоднократно замечаю заказы, которые выглядят неадекватными. Неадекватными чему? Инфляции. Иногда желаемая стоимость работ в них вступает в резкий диссонанс с действительностью.
А иногда и пожелания звучат грубо и вызывают вопрос: если в этом тоне мы начнём общаться с учеником и его родителями, то не оставят ли клиенты за собой права вмазать специалисту, если сочтут его нерасторопным или пустомелящим?
И вот уже профи, как Ванька Жуков у Чехова, будет жаловаться, размазывая слёзы:
А на неделе хозяйка велела мне своего сына, 9-классника, подготовить к сочинению и тесту, а я начал с теста, а она хвать тетрадку с сочинением и начала меня в харю тыкать: начинай с сочинения! начинай с сочинения!
В общем, нету никакой возможности, просто смерть одна, а унижений — два, три, а то и четыре...
Но об этом в следующий раз.
Совместимо ли само понятие "профи" с низкой оплатой труда этого самого профи?
Литература
Описание: повышение успеваемости
Ученик: 1 курс.
Пожелания:
«Вуз и специальность: Музыкальный колледж народные инструменты.
Не дороже 300 р за 60 мин.»
Уважаемый профи за 500 рублей:
Ученик: 8 класс, Москва (МСК+0). Дистанционно
Начальный уровень
Пожелания
«Здравствуйте, уважаемые профи! Нужны занятия два раза в неделю. Цена ДО 500 р. в час! Свыше 500 р. просьба не откликаться.
Цели:
1. Пятёрка в аттестате за 9 класс.
2. Знание грамматики по программе и умение использовать её в речи.
3. Научиться формулировать грамотно и выражать мысли на английском.»
600-рублёвый профи для москвича:
ЕГЭ по русскому языку: 600 руб./ч
Оставшееся время до экзамена: Неск. мес.
Дистанционно Москва (МСК+0)
Ученик ******, 11 класс.
Почему же нельзя заниматься дёшево и качественно, если это справедливее всего, удобнее всего и желаннее всего?
Почему умный, компетентный и добрый педагог не может индивидуально обучать за 300, 500 или 600 рублей? Что мешает этому профи? Неужели элементарная жадность, жажда наживы или непонимание рыночной экономики?
Отмечу следующее: когда в 2005 (!) году я ходила к репетитору, готовясь к поступлению в вуз, то моя мама платила за меня 350 рублей в час (60 мин.), то есть 3,5% от её зарплаты врача-эпидемиолога за каждый урок. 2 урока в неделю забирали 7% её зарплаты врача высшей категории в центральной больнице Ростова-на-Дону, 8 уроков в месяц, соответственно, 28%. Репетитором была вузовская преподавательница, кандидат наук, действующий лектор, доцент кафедры иностранных языков. Она была пожилым и очень добрым специалистом, и в том "бородатом" году вузовские репетиторы могли назначить цену и выше. Например, 400 рублей.
Возможно, вы уже заметили, что те сегодняшние клиенты, которые хотят найти профи по тарифу 300 рублей за 60 минут в 2025, опоздали на 20 лет. На целых 20 лет!
Прошли годы, и вот в 2011 году, то есть 6 лет спустя, я сама выпустилась из вуза с красным дипломом в качестве специалиста и готовила учеников к поступлению. За эти 6 лет цены заметно подросли, и в 2011 я брала 300 рублей за 60 минут. В 2012 я подняла стоимость на 50 рублей. Как вы можете заметить, за 7 лет я "нагнала" по стоимости часа работы того вузовского доцента, который готовил меня саму к университету.
Можно ли сказать, что в 2012 я "драла" с клиентов деньги?
Да нет, не драла. Это была в том году нормальная рыночная стоимость в Ростове-на-Дону. Приведу в качестве сравнения цены на молоко: в 2007 я брала с собой на пары 50 рублей и по дороге домой покупала в универсаме "Магнит" 3 пакета молока "Алл" по стоимости около 13 рублей за штуку. Продавали молоко и дороже — примерно по 17 рублей.
В 2012 году пакет молока уже стоил около 30 рублей. На те же 50 рублей, что и в 2007 году, я могла себе позволить около 1,5 пакетов вместо прежних трёх. Теперь 3 пакета обошлись бы мне в 90 рублей. То есть с 2007 по 2012 цены выросли в 2,3 раза (130%). Это значит, что тот вузовский доцент, который готовил меня, в 2012 уже был вправе рассчитывать на 800 рублей.
Для сравнения: в тот год я получала только 350 рублей в час, так как была вчерашней выпускницей, специалистом с минимальным опытом. Тот, кто хотел готовить детей у суперкомпетентного и собаку съевшего на педагогике профи, выбирал не меня по 350, а доцента вуза по 800.
Вспомнилась шутка Романа Карцева про раков по 3 и по 5. Только тут — шутка про профи по 350 и по 800.
Однако даже в 2012, будучи всего лишь розовеньким юнцом 23 лет от роду, я имела диплом с отличием, 5 лет изучения возрастной физиологии, психологии, педагогики, лингвистики, словесности, истории и ещё около 15 дисциплин, прошла 3 практики в школах, а с 3 курса уже начала "репетировать" с детьми, то есть к 2012 году имела 3-летний опыт работы репетитором. Моя рыночная стоимость, напомню, составляла 350 руб. (то есть около 11 пакетов молока в час).
В том же году, кстати, я по контракту отработала в школе в качестве учителя английского на дополнительных уроках в 1-2 классах, и мне платили 400 рублей (13 пакетов) за академический групповой час. В группе было около 15 детей.
Чтобы успеть за повышением цен на молоко, назовём это так, ежегодно я повышала цену часа на 50 рублей, несколько раз — на 100. В 2013 — 450 руб., 2014 —550, 2015 — 600, 2016 — 700, 2017 — 750, 2018 — 850, 2019 — 900. Далее последовал ковидный год, когда я не подняла цену, а, наоборот, понизила её, чтобы ученики могли себе позволить занятия с репетитором. В мини-группах ребята занимались по стоимости 350 рублей в час.
Почему бы не заниматься бесплатно, раз ребятам и их родителям и так приходилось тяжело? Зачем брать деньги с соотечественников, которые и так терпят тяжёлое время?
Это вопрос, конечно, риторический. Работать бесплатно, ради счастья подарить плоды своего труда согражданам — это высшее проявление свободы.
Когда человек может не беспокоиться о том, что ему ежемесячно необходимо платить за коммунальные услуги, за продукты питания, за лекарства, за одежду и за бытовую технику, за поездки на транспорте и на поезде и проч., то такой счастливый и свободный человек сможет работать только ради наслаждения от труда. Открыть бесплатную школу, учить детей потому, что у тебя есть знания, а у ребят — потребность познавать. Или брать с них символическую плату ниже рыночной, чтобы они не чувствовали себя обязанными.
Да, это счастье. Когда вместо капитализма настанет... нет, даже не коммунизм, так как коммунизм несбыточен, а аристократизм — эра аристос, высших духом, — то тогда фермеры смогут не продавать свои урожаи, а раздавать бесплатно: ради счастья увидеть людей накормленными. Производители одежды оденут народ бесплатно. Доярки бесплатно напоят людей молоком. Математики выйдут из домов, сядут под фиговыми деревьями и беплатно научат народ земли математике. Врачи выйдут из медвузов и бесплатно диагностируют людям грыжи и артриты. Фармацевты произведут лекарства и бесплатно поставят народу уколы с самым полезным салатом веществ, чтобы народ жил вечно... А учителя будут учить бесплатно. Можно будет даже не запирать двери: просто держать открытыми и ждать, когда придут ученики. Они будут входить и уходить, а учитель будет учить, учить, захлёбываясь от радости и благолепия. Потом все вместе преломят хлеб и потрапезничают, и птицы слетятся с деревьев, чтобы разделить эту благую трапезу с людьми...
Да, благолепно получилось. Даже как-то подмывает поработать, создать что-то качественное и прекрасное и — отдать людям. Или продать, если уж на то пошло, подешевле — чтобы не обременять добрый народ необходимостью отрывать от себя деньги. Бартер, кстати, в этом случае даже будет уместнее. Дать, а потом — протянуть руки и не считать, сколько и чего получил в ответ, ибо любое подаяние от Человека — это уже награда и счастье...
Впрочем, я увлеклась, описывая утопический мир счастья, в котором даёшь, даёшь, светясь счастьем, и не считаешь, что дали взамен.
В 2018 молоко стоило уже около 53 рублей по сравнению с 13 рублями в 2007. Теперь в 50 рублей едва-едва влезал 1 пакет вместо прежних трёх. Значит, цены с 2007 по 2018 (11 лет) выросли примерно на 300% (307%, если быть точнее, но округлим ради удобства счёта). А значит, моя вузовская преподавательница могла бы в 2018 рассчитывать на 1400 рублей в час в Ростове-на-Дону. А почему нет? Почему молоку можно вырасти почти на 300%, а оплате учительского часа нельзя? Это справедливо и соразмерно, и только.
Да, конечно, за 12 лет она несколько одряхлела, у неё могла испортиться дикция — в семьдесят-то с лишним лет оно и неудивительно, её мог одолеть старческий маразм... Тогда, естественно, её рыночная стоимость как профи тоже упала бы. С каждой потерянной извилиной она теряла бы рыночные рубли. И это, конечно, справедливо. Впрочем, хочется одновременно и не ронять её достаток ниже плинтуса, а позволить себе оставаться свободными и аристократичными, платить нашим старикам-кандидатам наук по 1400 рублей в час, в то время как они наработали максимум рублей на 700... Но рынок есть рынок. Когда мы стареем — будем откровенны хотя бы с собой — никто не начинает давать нам молоко и бытовую технику подешевле лишь за наши маразмы. Молоко за 13 осталось в 2007. Оно там похоронено, как в могиле.
В 2018 я получала 850 рублей в час против прежних 300. Это несколько меньше 300% (а именно 180%), то есть с 2012 года я немного победнела и в 2018 на свою зарплату позволяла себе немного меньше молока, чем в 2012. Рост моей зарплаты составил около 2,8 раз.
Сейчас, в 2025 году, я покупаю молоко по 70 рублей за литр. Бывает и по 75. Стоимость молока выросла примерно на 438% за 18 лет. Это значит, что примерно в 5 раз подорожала жизни и все, у кого за эти 18 лет зарплата не увеличилась в 5 раз, победнели по сравнению с собой же в 2007 году.
Кстати, уже написав, я осознала, что на рынке Ростова-на-Дону уже больше года покупаю молоко дороже: по 100 рублей за 1 литр. Оказывается, в своих "молочных мечтах" я продолжала жить в 2022-ом году с его всего лишь 5-кратной инфляцией. Это 669%: с 13 рублей до 100.
И это значит, что увеличение оплаты труда отдельного гражданина в 4-5 раз по прошествии 18 лет — это не блажь, а компенсация инфляции. Заметьте, что за эти годы специалист набирается опыта, становится мудрее, начитаннее и вообще компетентнее, чем его желторотый вариант 18 лет назад. Какой инженер компетентнее — вчера выпустившийся из вуза или 18 лет подряд проектировавший сложные конструкции? Какой врач компетентнее — юный фельдшер или он же, но 18 лет успешных операций спустя? А сантехник? А электрик? Опыт — это благо и то, что превращает алмаз в бриллиант.
То есть гражданин по мере увеличения опыта имеет ещё право не только на покрытие инфляции, но и на бОльшую оплату соразмерно увеличившейся компетентности. Когда человек трудится, учится и начинает выполнять что-то качественно лучше, чем прежде, хочется же ему, чтобы за его труд ему платили больше? Ну, хочется, не будем лукавить. Справедливо ли это? Да, справедливо.
Увлёкшись счётом, подсчитаю также, что если бы моя милая вузовская преподавательница дожила до 2025 (чего она не сделала, заблаговременно уйдя в 2021), то она имела бы право получать сейчас в Ростове-на-Дону не менее 1850 рублей за 60 минут (26 пакетов молока), делясь бесценными знаниями и мудростью с молодёжью. И этого мы не добавили в счёт, как вы заметили, увеличения её преподавательской компетентности. Лишь чистая "молочная" инфляция.
Подсчитаем, что при инфляции в 669% (как на самом деле произошло с молоком), это были бы уже не 1,8 тыс. рублей, а больше. Получим около 2,5 тыс.
А моя мама, не уйди она на пенсию, получала бы в качестве врача-эпидемиолога высшей категории, кандидата медицинских наук, около 53 тыс. рублей вместо 10 тыс. в 2007.
Так вот, вернёмся к нашим баранам. Речь, разумеется, о тех заказах на Профи и Ассоциации репетиторов, где указана желательная стоимость часа занятий с репетиторов в 300, 500 и 600 рублей.
Почему нельзя, даже если очень хочется?
Отметём в сторону такую упрощённую причину, как та, что в Москве рыночная стоимость 60 минут с репетитором для подготовки к ЕГЭ по русскому и литературе давно превысила 3000 рублей, подобно тому как молоко давно превысило 50 рублей. Почему молоку можно, а образованию нельзя?
Вопрос таков: почему нельзя сегодня, сейчас купить молоко по стоимости 13 рублей, как в 2007? За 30 рублей, как в 2012? Хотя бы за 53, как в 2018? Почему только за 70?
А если весь бюджет — 50 рублей и хочется 3 пакета, как в 2007?
Вот прямо сейчас зайти через приложение Сбер в универсам "Магнит", "Перекрёсток" или "Пятёрочку" и обозначить свой бюджет: 50 рублей, — а затем сформировать заказ: 3 пакета молока по 900 мл. Дороже не предлагать!
А если нельзя в "Пятёрочке", то почему можно на Профи и Ассоциации репетиторов применительно к образованию?
Ответите — потому что конкуренция, потому что репетиторов много, потому что есть онлайн школы, потому что самостоятельно можно учиться, потому что жалко денег, потому что роботы талантливее и симпатичнее живых учителей и проч.
Однако очевидно, что те же оправдания подходят и к молоку: производителей много, коров везде хватает, есть молоко с заменителем жира — и оно дешевле, если разведённое молоко из сухого сырья, есть миндальное молоко, можно держать коров самим и пить парное и проч.
А что считаете по этому поводу вы?
Зарплатам всех трудящихся нужно успевать за инфляцией? Или есть исключения?
Благодарю за прочтение!
Уважаемые читатели, прошу оставаться вежливыми при обсуждении.