Глава ✓31
Начало саги здесь
Продолжение тут
В этот раз я немного позлословлю, если Вы не против. На свой собственный счёт...
Тема не для слабонервных!
При всём могуществе современной медицины (и стоматология - не исключение) казусы неизбежны.
Удалили мне в начале февраля зуб мудрости. И всё вроде как прошло успешно, и антибиотики пить стала сразу, вот только небольшая температура. А на третий день разнесло мою физиономию, как дыньку! Маленький городок заперт метелями. Лечим, как можем. Челюстной хирургии нет, хирург из больнички разводит руками: полоскать и колоть антибиотики.
Спустя неделю, очередной, почти бессонной ночью, снится мне мистер Беннет, зубами страдающий. Какая отличная тема!
Его супругу я пожалела, у неё нервы слабые...
Стоматология времён Регентства
была однозначно карательной и смертельно опасной. Что тут сказать, если зубоврачебное кресло было запатентовано в США лишь 15 августа 1848 года...
Ни одного рисунка, где в кресле дама, я не нашла. И это понятно! Дамы создания нежные, эфемерные и зубами страдать им не дОлжно.Какой век на картине, кто его автор - неизвестно, где-то 18-19. Не раньше.
Кроме этого то ли портрета, то ли жанровой сценки. Но тут дама не в кресле. И мастер-зубодёр в такой интересной позиции замер. Интересно, зачем он ощупывает зубной ряд дамы, если можно в её ротовую полость просто посмотреть? Глазами. Странная картина.
Я бы от такого стоматолога бежала очень быстро, а у неё вон, бусинки и брошка в причёске, платье с декольте
А вот щипцы как настоящие выглядят.
Все достижения медицины времён Древнего Египта и Римской империи, с их консервативным лечением, хирургией и щадящим удалением давно забыты. Хотя археологические раскопки в Помпеях уже проводятся и весьма изумляют просвещённых европейцев достижениями культуры, медицины и утерянными строительными технологиями.
Совсем недавно удалением зубов в Европе занимались даже не врачи, а цирюльники.
Впрочем, летальных, несчастных и трагичных случаев в их практике было на порядок меньше, чем у докторов, презирающих мытьё рук и инструментов. А всё благодаря мылу и горячей воде.
Какая боль! Зубная боль
Мистер Беннет почувствовал неладное ещё накануне. Жевать баранью котлету, поданную на ужин, было несколько затруднительно. Один из коренных зубов явно побаливал.
Зубной боли этот ещё весьма крепкий господин боялся, как огня. Его матушка ушла из жизни, маясь от регулярных воспалений, с ними связанных. А потому деревянная щётка со свиной щетиной и коробочка с тонко измельчённым мелом были его друзьями с детства.
Сладкое он не любил и не уважал, помня страсть маменьки к сладкому. Кариесом, уделом и карой сладкоежке, не страдал. Но ..
Не кариесом единым мучается человек
Болезней зубов много и не все они связаны с плохой гигиеной полости рта.
Травмы, даже застарелые, простуды и переохлаждения, слишком твердая (или слишком мягкая) пища, воспалительные процессы и генетическая предрасположенность - всё это собирало с человечества свою мучительную дань здоровьем и даже жизнями. Так что мистер Беннет не зря переживал и волновался.
Доктор, призванный к своему другу и соседу, только руками развёл: вырывать, голубчик, без вариантов!
Но боль пока была небольшой и мистер Беннет, как и многие из нас, понадеялся, что всё само пройдёт. Особенно, если бренди прополоскать.
Мэри первая узнала через пару дней, что не прошло!
Резкий звон колокольчика оторвал её от уборки на кухне, когда за окном ещё было совершенно темно. Явившись в комнату хозяина в половине шестого утра, она первой удостоилась лицезрения перекошенное и опухшей щеки достойного джентльмена.
Бренди спасало ситуацию недолго.
Срочно отправили за доктором. И тот, зная о проблеме, явился во всеоружии.
Извлекая из своего саквояжа широкие и прочные бинты, он посоветовал испуганной Мэри привести конюха и дворецкого.
Пациента нужно зафиксировать надёжно, чтобы он в порыве сильных эмоций не повредил ни себе, ни доктору. Особенно врач за себя волновался, что вполне обыденно. Пациентов много, а дипломированные доктора на дороге не валяются.
Так что шуточки про то, что
не вчера придуманы и совсем не шутки.
Выполнив поручение, горничная хотела скрыться подальше от места предполагаемой операции, но её попытка успехом не увенчались.
Дрожа от страха, Мэри пришлось ассистировать, так как миссис Беннет, увидав разложенные на чистой льняной салфетке не совсем чистые клещи, щипцы и пинцеты, продемонстрировала истинную хрупкость своей нервной системы.
Грохот от падения корпулентной дамы вышел знатный.
На грохот прибежали юные леди и увидав величие выше представленной композиции, стремительно ретировались. С визгом, плачем и стенаниями. Матушку их пришлось транспортировать на супружеское ложе, с которого её муж поспешно ретировался.
Конюх и дворецкий крепко привязали хозяина за руки, корпус и ноги к креслу. Прочное полотенце охватило лоб мистера Беннета и со спинки кресла оба конца ухватил кучер, зафиксировав голову своего хозяина.
Картина маслом, от которой у Мэри её собственные зубы начали выбивать ритмы ирландского пила.
Мэри пребывала в стазисе, держа перед собой поднос с инструментами. Не желая лицезреть экзекуцию, она просто закрыла глаза.
Вопль владельца Лонгборна был громок, могуч и оглушающ. Щипцы сорвались с наполовину вытянутого из челюсти зуба. По инерции доктор едва не рухнул на пятую точку. По щекам страдальца слёзы струились потоком.
А доктор, поплевав на руки, снова схватился за инструмент.
Наконец всё кончилось...
Мэри, сомлев от шока и бросив на пол ужасаюший её поднос, сбежала в кухню, одним духом выпила стакан хереса и разрыдалась. Стакан предназначался не ей, но Мэри это было фиолетово.
Наконец, умывшись ледяной водой, она попросила налить ещё один бокал волшебного напитка - для хозяина. Тот свой погребец с лафитничками открыть был не в силах.
Всю последующую неделю мистер Беннет горел в жару и лелеял свою челюсть алкогольными полосканиями в виде хереса и бренди. Как говорится, пользы для! Кухарка готовила ему протёртые супы и жидкие каши. А его супруга двигалась по дому едва ли не на цыпочках и про свои больные нервы от ужаса, её обуяавшего, даже не вспоминала.
О том, что полоскать рот после удаления нельзя, что алкоголь обеззараживает раны, не допуская воспаления, его друг с дипломом доктора... был не в курсе. Он назначил бренди для успокоения болей и как верное средство от нервного потрясения.
Миссис Смолл настояла на бережном и лёгком полоскании рта хозяина крепким солевым раствором. Чтобы гной оттягивало и сгусток, рану закупоривший, не вымыло. И неизвестно, что было действеннее: бренди или соль.
О потрясении Мэри не подумал никто, кроме миссис Смолл. Честь ей и хвала! И хересу..
А ведь, окажись на месте мистера Беннета его супруга, бренди бы ей не прописали, и ушла бы страдалица из жизни в муках от заражения крови. Как тысячи до и после неё...
До изобретения антибиотиков оставалось ещё 130 лет.