Глава ✓32
Начало саги о Маше и Мэри
Продолжение
Так и тянет сплагиатничать!
Шлёпаю себя по рукам, а ничего не получается: для каждой из нас несбыточная мечта - первый бал Наташи Ростовой, так трепетно написанный Львом Николаевичем и так волшебно экранизированный Сергеем Бондарчуком. Но не буду!
Не могу выбрать: этот кадр оставить
или вот этот?
Хотя царственная Элен Безухова волшебно, как хороша!
Двоюродные и троюродные сестрицы Евпраксии Алексеевны всерьёз озадачились введением в московский высший свет двух юных красавиц. Их старшая сестрица уже почти москвичка, за минувшие полгода успела покорить не одно мужское сердце.
И пусть у девушек нет высоких титулов, сотен душ и тысяч рублей в приданом, но милое свежее личико, ловкость и грация, томный взор и нежный голосок способны завлечь в свои сети не только трепетного юношу, но и зрелого мужа.
А там уж и родственники подскажут, из каких фамилий лучше женихов выбирать. Для них это старая мудрая игра-стратегия с многоходовками. А для девушек - это в первую очередь Большой Бал.
Не милые деревенские танцульки или родственный бал в День ангела, а настоящая сказка в настоящем пышном дворце.
Тем более, что первый бал Сезона Одоевские уже дали. Выпячиваться в этом деле не следует.
Сейчас ,,посыпятся" ответные приглашения, и Лиза с Александрой будут не одиноким незнакомками без связей, а выступят под покровительством большой и дружной семьи со связями и влиянием.
Но бал - это кульминация!
До него на долю прислуги, а именно к этому великому штату принадлежат Машенька и Глаша, выпадает огромный труд.
Господа продумывают список гостей, примерно на четверть больше, чем явятся. Рассадку - стоит учесть все дружеские связи, давние ссоры и открытую вражду. Меню - должно быть пафосно, неожиданно, интересно, красиво, элегантно, дорого и вкусно.
А слуги очищают от снега двор, чтобы приезжающим экипажам можно было быстро высадить пассажиров и отъехать в сторону.
Отмывают все парадные залы и лестницы: вы когда-нибудь пробовали отмывать от пыли и копоти мрамор? Так, чтобы он засиял внутренним светом, прозрачностью и глубиной с искоркой.
Это ж мама дорогая!
Мрамор воду очень не любит, так как относится к известнякам метаморфическим. Никаких кислот, щелочей, щёток и скребков. Только немного воды, мягкая ветошь и усердные руки.
Какое счастье, что бал будет у Воронцовых! Особняк Одоевских как раз отмывают ПОСЛЕ бала.
Мраморная лестница, стены, колонны. И люстры с восковыми свечами, иногда роняющими вниз капли и всегда коптящими стены и потолок ...
Вот эти-то стены и бесконечную лестницу Маша и Глаша отправились оттирать едва влажными тряпками, а потом полировать замшей и особой мастикой на основе бесцветного очищенного воска.
А барышни-хозяйки недовольны!
Кто будет их дымковые платья проветривать да отглаживать? Чтобы ни пятнышка, ни складочки, ни залома на нежной ткани?
Бездельницы Бог знает где пропадают, а им переживай, в моде ли их наряды, не устарел ли фасон? Не коротко, не мало ли платье, сшитое деревенскими бесправными крепостными портнихами?
Наталья, Елизавета и Александра Петровны в компании двоюродных и троюродных сестриц захотели осмотреть гардероб, приготовленный к сезону. Пока домашние горничные распаковывали сундуки, девушки выясняли глубину родственных связей: кто кому и кем приходится.
Под смех и шутки извлекались платья прогулочные, домашние, дневные и бальные. Осматривалась вышивка и аппликации, россыпь бисера и позумент, оценивались крой и швы. И, наконец, вынесен вердикт: "Чудесно! Не хуже, чем на Кузнецком!" . И тут же было велено закладывать, чтобы ехать на Кузнецкий - сравнивать.
Сие святилище и роскоши, и моды считалось в обеих столицах главным. Ибо здесь нашли своё главное пристанище самые модные, самые элегантные и самые дорогие французские магазины. "Где за французский милый взор бывает денег русских сбор", как тонко отметил душка И.А. Крылов.
И уж конечно, самое пристальное внимание барышни уделили перчаткам, веерам, лорнетам и ,,пажам", бальным книжкам из тонких пластинок слоновой кости и шатленам.
Ах, просто глаза разбегаются...
Лаконично изысканные бальные варианты или с кошельками, флакончиками духов и зеркальцами. Серебро и позолота для изысканных выходов аристократок и бронза для повседневных платьев мещанок и экономок.
Но без чего на бале не обойтись, так это без портбукета.
Девице на первом балу он просто необходим - для цветов, единственного доступного ей украшения.
А там вариантов: и для ручек, и для платья, и в причёску. Как остановиться?
Продолжение следует...
P.S. По многочисленным просьбам телезрителей читателей безвременная кончина Евпраксии Алексеевны несколько откладывается. Но это неточно!