Если бы Коля не отдал хлеб своему нищему святому деду, то обернулся бы совой? Или — обернулся волчонком навеки?..
О чём рассказ “Цветок хлеба” Юрия Яковлевича Яковлева?
Вот несколько фрагментов сюжета:
* в войну маленький Коля похож на волчонка и постоянно ищет пропитание;
* после 1-го урожая он съедает 50% имеющихся у семьи коржей и не делится ни с матерью, ни с бабушкой;
* совершает путь к дедушке;
* обесценивает дедушку, якобы недостойного есть корж ("беззубый, старый, даже вкуса не чувствует");
* совершает обратный путь;
* по-новому оценивает дедушку, добровольно отказывается есть хлеб.
Как одним словом определить путь Коли от «волчонка», в одиночку съедающего добычу, до сознательной личности, уважающей дедушку и контролирующей свои порывы?
Это путь инициации.
Инициация (лат. – начинать, посвящать) — обряд ритуального посвящения человека в новый возрастной статус. Это сложный процесс подготовки человека к выполнению новой возрастной роли, к серьезным изменениям в своей жизни, затрагивающим и душу, и тело.
Главная задача инициации — переключить внимание, энергию человека на новую роль, деятельность. Обряд инициации родился у первобытных народов, где происходило ритуальное посвящение мальчиков в юноши, юношей — во взрослые мужчины. Каждый такой обряд — это проверка, испытание того, что может делать человек на следующей жизненной ступени.
(Источник определения: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.)
В начале пути Коля ещё не человек, а «волчонок», дикий одиночка, для которого не существует общественных понятий, а есть только личное. В этом виновна война. Война негативно влияет на ребёнка, препятствует его гармоничной социализации.
И в первый, и во второй раз Коля, получивший хлеб, ни на секунду не задумывается о матери или бабушке. Коля — индивидуалист. Дитя ещё не социализировалось до такого уровня, чтобы замечать кого-то, кроме собственного «я».
Для Коли существует только его собственный голод — а мать, бабушка и дедушка с их голодом выключены из его детской картины мира. Ребёнок пока умеет только принимать заботу старших, однако сам ещё не дорос до такого уровня личностного развития, чтобы заботу дарить.
Важно заметить, что духовный подвиг матери, бабушки и дедушки — молчаливый. Истинный подвиг не требует слов. Ещё не выросший из сознания «волчонка» маленький Коля, разумеется, пока не видит этого подвига. Бабушка печёт 2 коржа — читатель осознаёт, что они с матерью не собирались отъесть ни кусочка, но Колино сознание ещё не умеет этого уловить. В Колиной картине мира есть только его «я» и добыча.
Далее Коля ступает на путь испытаний. Ему предстоят 3 инициационных испытания:
— не съесть корж по дороге
— пройти испытание встречей с «патриархом»
— показать, чему он научился, после того как бабушка отдала ему корж.
Коля справляется с 1-ым испытанием. Кажется, что оно самое простое: здесь Коля борется с внешним врагом, с мальчишками, готовыми отнять «добычу».
Заметили, что Яковлев сравнивает горячий, щиплющийся под рубашкой корж со зверьком?
Коля как будто сам волчонок и поймал зверька. Суть этого обряда инициации — проконтролировать свой аппетит, проявить стойкость и мужество, отнести «зверька» старшему члену коллектива — патриарху. «Зверёк» — подношение патриарху.
«Коле казалось, что он несет за пазухой сердитого зверька и зверёк кусает его живот. Но он терпел.»
Второй этап инициации Коля преодолевает внешне, но внутренне проваливает. В чём это проявляется?
Кульминация — это встреча юного Коли с «патриархом», дедушкой. Яковлев остро ставит проблему внутреннего и внешнего, истинного и мнимого. Дедушка в этот момент совершает духовный подвиг, уйдя от людей «в пустыню» и в уединении живя отрезанным от пищи и общества. Это добровольное самоотречение, чтобы семье досталось больше пищи, чтобы не обременять своим телесным присутствием микроколлектив.
В древности стариков оставляли, чтобы они не съедали драгоценные ресурсы племени. Яковлевский старик ушёл сам — в этом видны его высочайшая сила духа и волевая жизненная позиция. Дедушка не песчинка, подвластная вихрям судьбы. Он сам принимает решение и не ждёт его от других. Им не жертвуют — он добровольно жертвует собой сам и терпит изгнание во имя близких. Это высокий пример гуманизма.
Заметили, что дедушка у Яковлева изображён через традиционный библейский мотив изображения святых?
Дедушка — святой, живущий на природе. Ему «тварь покорна земная», по меткому словцу Лермонтова из «Пророка».
«Пчелы ползали по плечам, по голове деда, забирались в ушную раковину. Они не кусали деда. Они его признавали за своего.»
В христианских житиях часто изображали покорность лесных животных святым старцам — природа покорна Творцу и признаёт в святом его угодничество.
Коле, разумеется, истинный героизм и святость деда не видны. Коля ещё не прозрел — а его инициация и направлена на прозрение. Мальчик улавливает и фиксирует лишь внешнюю оболочку деда: дед некрасив и не нравится Коле. Внутренняя красота деда «слепому» Коле не видна. Коля — волчонок с ещё не открывшимися глазами.
Это тот самый случай, когда Коля соприкоснулся со святым, но сам даже не заметил. Помните традиционный фольклорно-мифологический мотив: Бог является к людям в виде нищего и просит подаяния? Тот, кто обидит нищего и не подаст, будет проклят. Обезумевшая Офелия вспоминает об этом:
«Говорят, сова раньше была дочкой пекаря.»
Жадная дочка пекаря пожалела хлеб нищему и за то была проклята — обернулась совой.
Если Коля не отдал бы хлеб своему нищему святому деду, он обернулся бы совой? Или — обернулся бы волчонком навеки?
Коля обесценивает деда:
«До чего же жадный дед! Совсем одичал со своими пчелами»;
«Старый, наверное, и вкуса-то не чувствует».
Это не что иное, как искушение Коли. У Коли бродят неподобные, нечестивые мысли. Суметь противостоять этому внутреннему искушению — значит пройти второе испытание.
Но вот приходит 3-е испытание: бабушка молча протягивает ему хлеб, от которого святой дед отказался в Колину пользу. Это сложнейшее испытание. Бабушка, молча отдающая ему хлеб, и дедушка, без единого слова отдавший хлеб — хлеб! — Коле, как бы оба искушают его.
Съешь, — как бы подталкивают они Колю, — и тебе ничего за это не будет. Съешь, ты же так хочешь этот хлеб! Съешь, дед же сам отдал его тебе. Съешь, бабушка ведь отдала хлеб тебе. Они взрослые, они не чувствуют голода, они научились его заглушать. Какое тебе до них дело, ведь ты так любишь есть хлеб. Съешь, съешь, съешь!
Только осознайте: если Коля поддастся и съест, внешне ничего не изменится, не грянет гром, не разверзнется земля. Но кое-что случится: Коля останется волчонком навсегда. Это будет сказка о волчонке, который не смог превратиться в мальчика.
У Яковлева финал — это превращение Коли в человека. Аллилуйя рождению Человека.
Благодарю за прочтение!
Уважаемые читатели, прошу оставаться вежливыми при обсуждении.