Найти в Дзене

Гранд-Каньон стал их последним видом в иллюминаторе

30 июня 1956 года. Лос-Анджелес. Два пассажирских самолёта поднимаются в воздух с разницей всего в три минуты. Один — курсом на Канзас-Сити, другой — на Чикаго. Пассажиры расслабленно беседуют, бортпроводники раздают напитки. В небе ясная погода, только небольшая облачность. Никто на борту не знает, что эти рейсы никогда не достигнут своих пунктов назначения. Вместо этого, через час, они столкнутся в воздухе над Гранд-Каньоном. Что же пошло не так? 1950-е годы — время, когда путешествие на самолёте было не просто транспортом, а настоящей роскошью. Специальные спальные места, бар с алкоголем и сигаретами, комфортные кресла и блюда ресторанного уровня. Однако, пока сервис был на высоте, система авиадиспетчерского контроля оставалась в зачаточном состоянии. Радары уже существовали, но использовались в основном военными. Гражданские авиаперевозчики полагались на систему ручного учёта самолётов, бумажных таблиц и радиосообщений от пилотов. Разные авиакомпании имели собственные диспетчерские
Оглавление

30 июня 1956 года. Лос-Анджелес. Два пассажирских самолёта поднимаются в воздух с разницей всего в три минуты. Один — курсом на Канзас-Сити, другой — на Чикаго. Пассажиры расслабленно беседуют, бортпроводники раздают напитки. В небе ясная погода, только небольшая облачность. Никто на борту не знает, что эти рейсы никогда не достигнут своих пунктов назначения. Вместо этого, через час, они столкнутся в воздухе над Гранд-Каньоном. Что же пошло не так?

Эпоха роскоши и... небезопасности

1950-е годы — время, когда путешествие на самолёте было не просто транспортом, а настоящей роскошью. Специальные спальные места, бар с алкоголем и сигаретами, комфортные кресла и блюда ресторанного уровня. Однако, пока сервис был на высоте, система авиадиспетчерского контроля оставалась в зачаточном состоянии.

Радары уже существовали, но использовались в основном военными. Гражданские авиаперевозчики полагались на систему ручного учёта самолётов, бумажных таблиц и радиосообщений от пилотов. Разные авиакомпании имели собственные диспетчерские службы, которые не были обязаны обмениваться данными друг с другом.

Ещё одним слабым местом были правила визуального полёта (VFR). В контролируемом воздушном пространстве пилоты следовали предписаниям авиадиспетчеров, но стоило им выйти за пределы этих зон — контроль ослабевал. Если позволяли погодные условия, пилоты могли самостоятельно изменять маршрут, уклоняться от облаков или даже отклоняться от курса ради красивого вида.

А в тот день вид обещал быть впечатляющим…

-2

Курс на трагедию

9:01 утра. С Лос-Анджелесского аэропорта взлетает Lockheed L-1049A Super Constellation авиакомпании Trans World Airlines (TWA). На борту 70 человек: 64 пассажира и 6 членов экипажа.

9:04 утра. Следом взлетает Douglas DC-7 авиакомпании United Airlines, направляясь в Чикаго. На борту 58 человек.

Обе авиакомпании конкурировали за пассажиров, и, как считалось, лучший сервис включал не только комфорт в салоне, но и впечатляющие виды за бортом. Поэтому оба экипажа независимо друг от друга решили слегка отклониться от маршрута, чтобы показать пассажирам величественный Гранд-Каньон.

Но никто не знал, что их судьбы уже пересеклись в одном воздушном коридоре.

Один эшелон, два самолёта, мгновение до столкновения

В кабине TWA сидит капитан Джек Ганди, опытный пилот с 15 000 часов налёта. Ещё при взлёте он запрашивает разрешение подняться на 6 400 метров, чтобы избежать облаков. Но в том же воздушном пространстве уже находится United Airlines. Запрос отклоняют.

Тогда он предлагает альтернативу: "1 000 футов над облаками" — визуальный полёт, при котором пилоты несут личную ответственность за избежание столкновения. Запрос одобряют. Но Ганди поднимает самолёт ровно на 6 400 метров — на тот же эшелон, где находился самолёт United Airlines.

В 10:30 утра оба самолёта летят в густых облаках. Когда они выходят из облачного покрова, самолеты уже слишком близко друг к другу.

Джек Ганди (Jack Gandy)
Джек Ганди (Jack Gandy)

Столкновение

На борту United Airlines капитан замечает самолёт TWA в последний момент и резко уводит машину вниз и вправо. Слишком поздно.

Острый край крыла DC-7 разрезает хвостовую часть Super Constellation. TWA тут же теряет управление, врезаясь в склоны Гранд-Каньона. Крушение мгновенно уносит жизни всех на борту.

United Airlines повреждает один двигатель и крыло. Машина уходит в неконтролируемое падение и врезается в скалу.

Графическая реконструкция, момент столкновения
Графическая реконструкция, момент столкновения

Оба самолёта уничтожены. 128 человек погибают.

"Что случилось с рейсами?": Поиски в пустыне

В эпоху без радара пропавший самолёт не сразу вызывает тревогу. Только в 11:51 авиадиспетчеры объявляют тревогу и запрашивают информацию у пилотов, находящихся в районе.

Ответ поступает от братьев Хаджин (Henry и Palen Hudgin), пилотов туристической компании Grand Canyon Airlines. Ранее они заметили странный дым, но приняли его за природный пожар. Теперь, зная о пропаже самолётов, они делают повторный облёт. И находят два разрозненных места крушения.

Когда спасатели прибывают, становится ясно — выживших нет.

Места падения 2 самолетов
Места падения 2 самолетов

"Как это могло случиться?": Самое сложное расследование

На борту не было чёрных ящиков. Единственный способ понять, что произошло — изучение обломков.

Эксперты анализируют металл, краску, искорёженные конструкции. И наконец, находят доказательства столкновения. Обломки одного самолёта покрыты краской другого.

Расследование выходит в новостные заголовки. Люди потрясены. Как такое могло случиться? Почему два современных самолёта столкнулись в воздухе, не получив никакого предупреждения?

Ответ был прост и ужасающ: отсутствие единой системы контроля воздушного движения.

Последствия: трагедия, изменившая авиацию

Общественность требовала изменений. После этой катастрофы:

  • Усилен контроль за полётами вне городов.
  • Внедрены радары для мониторинга гражданской авиации.
  • Улучшена координация между авиакомпаниями и диспетчерами.
  • В 1958 году создаётся Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) — единая организация, регулирующая воздушное движение.

Сегодня столкновения в воздухе стали редкостью. Эта трагедия стала переломным моментом в истории авиации — после неё мир понял, что технологии должны идти впереди катастроф.

Мемориальная доска на месте крушения. Место долгое время скрывалось. В 2014 году, его официально объявили Национальным историческим памятником.
Мемориальная доска на месте крушения. Место долгое время скрывалось. В 2014 году, его официально объявили Национальным историческим памятником.

"Они остались там": след в истории

Некоторые части самолётов и другие останки оставались на скалах до 1976 года. Только спустя 50 лет место трагедии признали Национальным историческим памятником.

Сегодня на скале, где когда-то пылали обломки самолётов, стоит мемориальная табличка. Надпись на ней говорит сама за себя:

"Этот трагический инцидент стал поворотным моментом в модернизации американского воздушного пространства."

Но остаётся один вопрос… Почему понадобилась катастрофа, чтобы сделать авиацию безопаснее?

Рекомендую прочитать

Каньоны
4125 интересуются