Найти в Дзене

Трещина, которой никто не придал значения: рейс 243

Представьте, вы в самолёте, сидящая рядом женщина у окна замечает трещину в обшивке фюзеляжа. Вы бы, наверное, решили, что об этом моменте, конечно, все знают и переживать нечего. Самолёт бы не выпустили на линию. Но, увы, вы ошиблись. Так начинается невероятная история рейса 243 Aloha Airlines, которая произошла 28 апреля 1988 года и стала одной из самых известных. Aloha Airlines, базировавшаяся на Гавайях, была довольно популярной компанией, обеспечивающей перелёты между островами. В тот день Boeing 737 вылетел из Хило на острове Гавайи в Гонолулу на Оаху. Полет должен был быть рутинным: короткий маршрут, проверенный экипаж, 90 пассажиров на борту. Но этот самолёт уже имел свою мрачную историю. За 35,000 часов налета он прошёл почти 90,000 циклов прессуризации (это циклы герметизации и разгерметизации), вдвое больше, чем конструктивно предполагалось. Эти циклы — каждый взлет и посадка — изнашивали металл, словно каждое движение подтачивало его жизнеспособность. У каждой детали есть с
Оглавление

Представьте, вы в самолёте, сидящая рядом женщина у окна замечает трещину в обшивке фюзеляжа. Вы бы, наверное, решили, что об этом моменте, конечно, все знают и переживать нечего. Самолёт бы не выпустили на линию. Но, увы, вы ошиблись. Так начинается невероятная история рейса 243 Aloha Airlines, которая произошла 28 апреля 1988 года и стала одной из самых известных.

Взлет, который мог бы быть обычным

Aloha Airlines, базировавшаяся на Гавайях, была довольно популярной компанией, обеспечивающей перелёты между островами. В тот день Boeing 737 вылетел из Хило на острове Гавайи в Гонолулу на Оаху. Полет должен был быть рутинным: короткий маршрут, проверенный экипаж, 90 пассажиров на борту.

Но этот самолёт уже имел свою мрачную историю. За 35,000 часов налета он прошёл почти 90,000 циклов прессуризации (это циклы герметизации и разгерметизации), вдвое больше, чем конструктивно предполагалось. Эти циклы — каждый взлет и посадка — изнашивали металл, словно каждое движение подтачивало его жизнеспособность. У каждой детали есть свой предел прочности, и здесь он был превышен.

Одна из пассажирок заметила трещину в в обшивке фюзеляжа рядом с дверью, когда проходила на посадку, но решила, что инженеры уже наверняка проверили всё. Она ошибалась. На борту этого рейса всё должно было пойти не так.

Boeing 737-297 авиакомпании Aloha Airlines
Boeing 737-297 авиакомпании Aloha Airlines

Кризис в воздухе

Через 20 минут после взлета, на высоте 7 000 метров, над Тихим океаном прозвучал взрыв. 5,6-метровый участок фюзеляжа самолёта был сорван. Эксплозивная декомпрессия (потеря давления) превратила кабину в хаос. Давление вытолкнуло всё, что было плохо закреплено.

Главная стюардесса, 58-летняя Кларибел Лансинг, стоявшая в первом классе, была выброшена из самолёта. Её тело так и не нашли. Пассажиры, пристегнутые ремнями, прошли через настоящее испытание. После декомпрессии их резко вдавило обратно в кресла. Свободные предметы превратились в летящие снаряды, а температура в кабине упала до ледяного холода.

В это время экипаж в кабине пилотов осознал, что ситуация критическая. Второй пилот Мадлен Томпкинс увидела сквозь разбитую дверь кабины небо вместо салона. Они не знали, насколько повреждён самолёт, но одно было ясно: нужна немедленная посадка.

Схематичное изображение случившегося.
Схематичное изображение случившегося.

Герои среди хаоса

Экипаж самолёта проявил невероятную выдержку. Капитан Роберт Шорнстхаймер и второй пилот Мадлен Томпкинс решили сделать экстренную посадку на острове Мауи. В условиях, когда часть управления была практически потеряна, а левый двигатель вышел из строя из-за попадания обломков, капитан начал снижение, чтобы снизить нагрузку на пассажиров.

На борту стюардессы боролись за жизни пассажиров. Мишель Хонда, одной рукой удерживаясь за опору, пыталась успокоить обезумевших людей. Её коллега Джейн Сато-Томита была ранена, но чудом осталась в самолёте, застряв в обломках. Несмотря на полученные травмы, она старалась удерживать пассажиров в сознании, ободряя их словами.

Дыхание оставалось серьёзной проблемой. Пассажиры не могли полноценно дышать на этой высоте. Температура воздуха была смертельно низкой, а ветер, проникавший через открытую дыру, вызывал переохлаждение. Однако стюардессы делали всё возможное, чтобы сохранить порядок.

Капитан Роберт Шорнстхаймер и второй пилот Мадлен Томпкинс
Капитан Роберт Шорнстхаймер и второй пилот Мадлен Томпкинс

Приземление на грани

Когда самолёт приблизился к Мауи, экипаж столкнулся с новыми трудностями. Световой индикатор положения носовой стойки шасси не работал, что могло означать отказ шасси. Без него успешная посадка была бы невозможна. Кроме того, из-за повреждений закрылков пришлось заходить на посадку на высокой скорости.

На земле зрители были шокированы: часть самолёта отсутствовала, а внутренняя часть фюзеляжа была видна сквозь дыру. Люди не могли поверить, что такая разрушенная машина вообще может летать. Тем не менее, самолёт успешно приземлился. За 13 минут после взрыва капитан Шорнстхаймер совершил почти невозможное, спасая 94 жизни.

Картина, прадставшая перед шокироваными очевидцами
Картина, прадставшая перед шокироваными очевидцами

Последствия и уроки

Из 95 человек на борту погибла только Кларибел Лансинг. 65 пассажиров и членов экипажа получили ранения, некоторые из них серьёзные. Но чудо состояло в том, что никто другой не погиб.

После расследования стало ясно: авиакомпания не уделяла должного внимания состоянию самолётов. Несмотря на более частые проверки, чем рекомендовал Boeing, флот Aloha Airlines был в катастрофическом состоянии. Эксплуатация самолёта, пережившего более 90 000 циклов прессуризации, была смертельным риском. Эксперты отметили, что визуальные проверки фюзеляжа, используемые авиакомпанией, не могли выявить скрытые трещины в металле.

Этот случай стал поворотным моментом для авиации. Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) усилило стандарты проверки самолётов, чтобы предотвратить подобные катастрофы в будущем. Одним из главных изменений стало требование к использованию высокотехнологичных методов диагностики для обнаружения скрытых повреждений.

-6

Разве это не чудо?

Сегодня рейс 243 остаётся напоминанием о хрупкости техники и человеческой выносливости. Удивительно, как экипаж, столкнувшись со смертельной опасностью, сумел не просто выжить, но и сохранить жизни большинства пассажиров. Рейс 243 Aloha Airlines остаётся одним из самых обсуждаемых авиационных инцидентов, напоминающим о том, что даже в условиях катастрофы есть место героизму и профессионализму.

Рекомендую прочитать