Найти в Дзене

Рейс 123: роковая ошибка, потрясшая историю авиации

Оглавление

Вы когда-нибудь задумывались, как обычный полёт может мгновенно превратиться в кошмар? Представьте яркий свет, падающие потолочные панели, оглушительный шум и только небо и паника за иллюминаторами. Это не сцена из фильма, а трагедия рейса 123 Japan Airlines, который произошёл 12 августа 1985 года. Этот полёт стал самым смертоносным в истории авиации.

Обычный день, обычный рейс

Обон — время, когда Япония чествует своих предков. Миллионы людей отправляются домой, чтобы увидеть родных. В аэропорту Ханэда не протолкнуться. На борту рейса 123 — 524 пассажира и экипаж. Самолёт — «Боинг 747», массивный и надёжный, часто используемый для перевозки сотен людей.

Капитан Масами Такахама, опытный пилот, вместе со вторым пилотом Ютакой Сасаки и бортинженером Хироси Фукудой готовится к пятому рейсу за день. Всё идёт как по маслу. Самолёт взлетает с незначительным опозданием в 18:12. Через 12 минут после взлёта над Токийским заливом всё начинает выходить из-под контроля.

Изображение Боинга
Изображение Боинга

Взрыв на высоте

В 18:25 раздался громкий хлопок. Задняя часть салона разрушилась, кислородные маски посыпались вниз. Самолёт потерял герметичность, воздух стал туманным. В кабине пилотов загорелась тревожная лампа: всё говорило о серьёзной разгерметизации. Однако, как выяснилось позже, проблема была гораздо страшнее.

Четыре гидравлические системы самолёта оказались полностью выведены из строя, а вертикальный стабилизатор попросту разрушен. Управление самолётом становится невозможным. В этот момент экипаж делает всё возможное, чтобы вернуть контроль. Они пытаются развернуть самолёт обратно к Ханэде, но машина начинает вести себя, словно живое существо, совершая бесконечные пикирования и подъёмы.

Борьба за выживание

Каждое движение штурвала было отчаянной попыткой спасти жизни 524 человек. Но самолёт не слушался. Экипаж выпустил шасси в надежде стабилизировать полёт. Это ненадолго помогло: наклон в 40 градусов и хаотичные манёвры продолжались. Самолёт кружил над городами и деревнями, теряя высоту.

Ситуация была критической. На высоте около 3 353 м экипаж пытался снова набрать высоту, чтобы избежать столкновения с горным массивом Такамагахара. Самолет вошел в спиральный пикирующий цикл и продолжал падать. До последних минут команда отчаянно боролась за управление, но шансов на спасение уже не было.

Последнее фото сделанное на борту
Последнее фото сделанное на борту

Трагический финал

В 18:56 самолёт врезался в горы в районе деревни Уэно. На месте аварии начался пожар. Ожидание помощи для оставшихся в живых превратился в ещё один мучительный кошмар. Американский военнослужащий Майкл Антонуччи обнаружил место крушения через 20 минут после трагедии, но японская военная служба решила отложить спасательную операцию, полагая, что никто не выжил. Это решение стало роковым.

Помощь прибыла только через 12 часов. К тому времени большинство тех, кого можно было спасти, уже погибли. Из 524 человек выжить удалось лишь четверым.

Причины

Что же стало причиной такой трагедии? Расследование показало: всему виной стала ошибка при ремонте задней переборки самолёта. Семь лет назад этот «Боинг» уже попадал в аварию, повредив хвостовую часть. Во время ремонта инженеры допустили грубейшую ошибку, использовав два соединительных пластины вместо одной. Это существенно ослабило конструкцию. Самолёт совершал полёты в таком состоянии 12 000 раз, пока ошибка не привела к трагедии.

Иллюстрация wikipedia.org
Иллюстрация wikipedia.org

Последствия

Это событие потрясло Японию. Компания Japan Airlines понесла огромные репутационные и финансовые потери. Многие сотрудники авиакомпании не смогли справиться с чувством вины. Двое из них, включая главного инженера по техническому обслуживанию, покончили с собой, оставив записки с извинениями.

Семьи погибших получили компенсацию, но никакие деньги не вернут им утраченных близких. История рейса 123 напоминает, как одна ошибка может привести к трагедии.

Память, которая живёт

Сегодня на месте крушения открыли мемориал. Каждый год сюда приходят семьи погибших, чтобы отдать дань уважения тем, кто погиб в ту роковую ночь. Эта трагедия напоминает о хрупкости жизни и ответственности авиаторов...

Рекомендую почитать