Найти в Дзене
Воздух Писателя

Реализм против правдоподобия в книгах: почему это не одно и то же?

Оглавление

Пишете вы, значит, книгу, а вам бета-ридер говорит: «Как-то нереалистично. Может добавишь?». Тогда вы идёте в мир подслушивать и подсматривать. Ведь, где как не в реальности брать реалистичность?

Услышали странный диалог в очереди в поликлинику, потом увидели странную ситуацию на улицу, а ещё дома за кухонным столом увидели настоящую правду жизни. Появляются сцены, в которых герои чистят зубы, едят суп и долго обсуждают маршрут поездки.

А потом читатель засыпает на третьей странице.

В чём проблема? Всё ведь реалистично!

А проблема в том, что реализм — это одно, а правдоподобие — совсем другое. Расставляем точки на i.

📌 Реализм: когда «как в жизни» – это не всегда хорошо

Реализм – это попытка передать мир таким, каким он есть. В книгах, стремящихся к реалистичности, персонажи говорят, как настоящие люди, ситуации развиваются естественно, без драматичных поворотов, а события порой заканчиваются ничем.

🎭 Пример: Представьте роман, где человек сидит в очереди к врачу. Час. Два. Три. Читатель буквально чувствует, как время тянется, и… засыпает. Потому что в жизни это — реальность, а в литературе — скука.

Ошибка многих авторов: писать сцену «как в жизни», забывая, что книга – это не просто отражение реальности, а её интерпретация.

Как сделать реализм интересным?

Фильтруйте детали: в жизни диалоги полны лишних слов, в книгах – нет.

Выбирайте яркие моменты: показывайте жизнь через важные сцены, а не через рутину.

Добавляйте драму: даже если пишете реалистично, добавьте внутрь событий конфликт.

📌 Правдоподобие: не обязательно реально, но должно быть убедительно

Правдоподобие – это ощущение, что происходящее могло бы быть правдой, даже если это выдумка.

🪄 Пример: «Гарри Поттер» – это не реализм. Магия, говорящие картины, спорт на летающих мётлах… Но всё это кажется настоящим, потому что у мира есть внутренняя логика, а герои ведут себя, как живые люди.

Главные принципы правдоподобия:

Законы истории: даже если в книге есть магия или космические путешествия, они должны следовать определённым правилам.

Правильная мотивация: персонажи могут быть какими угодно, но их поступки должны логично вытекать из их характера и ситуации.

Эмоциональная правда: читатель простит любые выдумки, если искренне переживает за героев.

📌 Конфликт между реализмом и правдоподобием: где грань?

Есть книги, которые делают ставку на реализм – и это не всегда скучно. Например, «На дне» Горького — это жизнь без прикрас, но за счёт мощных диалогов и психологизма, читатель остаётся вовлечённым.

Но если реализм слишком доминирует, книга становится похожа на телефонный разговор соседки о её буднях.

С другой стороны, если перегнуть с фантазией, получится так:

🚫 Героиня всю книгу пытается найти убийцу, а в конце выясняется, что он… никогда не существовал, и это был сон.

🚫 В середине книги персонаж оказывается в безвыходной ситуации, но тут внезапно из воздуха материализуется дедушка-маг и решает все проблемы.

📌 Как найти баланс?

Не перегружайте текст реальными, но скучными деталями.

Следите за мотивацией героев – если они ведут себя неестественно, это разрушает правдоподобие.

Проверяйте логику истории – если в ней есть условность (например, магия), она должна быть последовательной.

Что важнее – реализм или правдоподобие?

Если коротко: правдоподобие важнее.

🔹 Реализм без фильтрации превращает текст в документалистику.

🔹 Правдоподобие даёт ощущение, что история реальна, даже если в ней есть говорящие коты и путешествия во времени.

Великие писатели играют на грани этих понятий. Они могут писать о будущем, магии, нереальных ситуациях – но их истории остаются жизненными, потому что они заставляют верить в них.

---

Автор: Макс Ридд. Пишу о писателях и писательском ремесле.

❤️‍🔥 Понравилась статья? Лайк и подписка с вас!

✍️ А что для вас важнее – реализм или правдоподобие? Какой последний роман вы читали, который показался вам совершенно неправдоподобным?