Автор: Роман Коротенко
Возможно, кому-то может показаться, что эта статья не имеет отношения к истории. Однако не торопитесь с выводами.
Всё началось с успеха
22 февраля 2025 года на Youtube-канале «AI cover central» был опубликован ролик под названием «Советская музыка - Сигмабой (1984)».
Этот ролик получил, без всяких сомнений, ошеломляющий успех: ещё бы, ведь при наличии всего лишь 619 (шестисот девятнадцати) подписчиков канала за две недели ролик получил более 55 тысяч просмотров.
Что же в нём насто́лько сильно заинтересовало пользователей Ютуба?
Как оказалось, «AI cover central» удалось раскопать оцифровку раритетной аналоговой записи на стереопластинке, которая была выпущена фирмой «Мелодия» в далёком 1984 году.
Инструментальный ансамбль п/у Анны-Марии Янковской
Кстати говоря, кто-нибудь из читателей когда-нибудь задавался вопросом, почему единственный в Советском Союзе самый настоящий музыкальный лейбл назывался не «предприятием», не «фабрикой» и даже не «трестом», а именно «фирмой»: Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия»?
Любопытно было бы узнать подоплёку такого нетипичного для СССР наименования (естественно) государственного предприятия.
Так вот, в 1984 году фирма «Мелодия» выпустила, как и обычно, огромное множество наименований грампластинок: точное их количество (не пластинок, а наименований) автору неизвестно, но интуитивно — где-то порядка одной тысячи, плюс-минус.
Даже мельком кинув взгляд на всё это несусветное богатство, автор обнаружил для себя любопытные экземпляры: например, пластинку западногерманской группы «Arabesqua» (ансамбля «Арабеска», как указано на обложке) с неподражаемой Сандрой Анн Лауэр.
Впечатлила надпись на обложке пластинки: «Изготовлено по лицензии фирмы Victor Musical Industries Ltd. Япония».
Советский Союз присоединился ко Всемирной конвенции об авторском праве 27 февраля 1973 года, так что на пластинке упоминание о лицензии вполне объяснимо.
Однако, для автора стало совершенной новостью то, что «Арабески» в Японии, как оказывается, были популярны больше, чем даже у себя на родине: из девяти японских альбомов группы лишь четыре были впоследствии переизданы в ФРГ.
Однако вернёмся к замечательной находке канала «AI cover central».
Опубликованный им на Youtube ролик вызвал не только полсотни тысяч просмотров за сравнительно короткий срок, но ещё и 280 (на данный момент) комментариев.
И смысл подавляющего количества комментариев вполне однозначен: «Наконец-то я вновь услышал(а) эту песню!»
Так какая же музыкальная композиция была обнаружена в настоящих джунглях релизов фирмы «Мелодия» за 1984 год и оцифрована?
А это была довольно-таки известная ныне (53 миллиона прослушиваний на одной только Яндекс.Музыке) песня «Сигма Бой» в исполнении Betsy и Марии Янковской.
Впрочем, фирмой «Мелодия», как оказалось, была записана не сама песня, а всего лишь её инструментальная версия.
Которую, согласно версии канала «AI cover central», в 1984 году для фирмы «Мелодия» исполнил «Инструментальный ансамбль п/у М.Янковской».
Аминь.
Повзрослевшие фанаты Сигмабоя
Выложенный на Ютюб релиз вызвал воистину ошеломляющий отклик.
Однако зачем тратить лишние слова на изложение этого отклика, если достаточно просто ознакомиться с многочисленными комментариями, оставленными под роликом «Советская музыка - Сигмабой (1984)» благодарными пользователями, не так ли?
@школя
Музыка моей молодости. Спасибо что мелодия оцифровали. И то что сделали эти школьница и набрали 70 млн просмотров это плагиат с нашей музыки инструментальной.
@edmitry
Я 40 лет ждал слова для этой чудесной мелодии и дождался!
@Dimon101_2
В 86-м впервые услышал эту мелодию на небольшой вечеринке. Все просто пускались в пляс. Спасибо огромное, что напомнили о моей юности!
@nixonkondor
Как помню, в 1986 году наконец-то приобрел новенький ВАЗ-2108 фисташкового цвета и с бежевым салоном, было это в Свердловске, и мне досталась версия с заводской магнитолой, настроившись на волну, Эта композиция - первое, что я услышал. Спасибо что сохранили её и освежили воспоминания ностальгирующих, вроде меня!!!
@Rustam4ik313
Я 86 году на выпускном, зажигал под эту мелодию. Спасибо что вернули меня в чудесное время.
@anatoliytabakov7332
Под эту мелодию зимой 1984-го познакомились мои родители в кафе-столовой "Полюс". Отец работал на КрАЗе 255 на северах, а мама ездила на конференцию советских педагогов, где читала лекции по теории марксизма-ленинизма. Спасибо большое за оцифровку!
@ВладимирЛобанов-л3й
Эх вспомнил молодость! Далёкий 1985-й год! Как мы под эту мелодию брейк отплясывали на танцах!)))
@romanmoroboshi7914
Помню помню эта песня моего детства у нас по приёмнику играла в 1984.
@adekvatotriad
Под эту песню впервые целовался.
И это лишь самые яркие и душевные отзывы.
На фоне которых отдельные комментарии с весьма осторожными нотками сомнения оставались буквально незаметными.
А если кто-либо из сомневающихся всё-таки пытался повысить голос, то его тут же ставили на место:
@МирагорВ
@школя а вообще это фейк. Не было в советское время этой мелодии сигма boy
@Alexander_Kulebyakin
@МирагорВ Не правда, была у моего бати даже пластинка сохранилась. Даже кассета была, с исполнением другого оркестра но она уже осыпалась.
В общем, выглядело всё это действо более, чем убедительно:
@MrOwl888
Да, и вообще песня была не об этом. Сигма — это завод в Вильнюсе, который делал много разнообразной электроники, в том числе и игры "Ну, погоди", "Кот-рыболов", "Веселый повар", а бой — это значит, что идем смелее в бой, то есть выполняем план на производстве!
Я помню, как в Свердловске выступала группа Zodiak c этой композицией, а их синтезаторы, кстати, были сделаны на этом заводе Сигма!
Да, я знаю, Zodiak из Латвии, а завод Сигма был в Литве, но тогда это была одна страна.
Хотя, следует отдать им должное, люди из «AI cover central» чуть ли не сразу же расставили, как говорится, все точки над Ё:
@typicalcommie
Товарищи, пришлите пояснительную бригаду!
@aicovercentrall
Это композиция 2020х, но в обработке 1980х
@siberianin9316
Вы сейчас на развлекательном канале AI cover, что буквально расшифровывается как "переделки известных музыкальных композиций при помощи искусственного интеллекта".
В комментариях тоже просто юмор.
Действительно, всё оказалось просто: «AI cover central» нынешний трек «Сигма Бой» пропустили через фильтры искусственного интеллекта, украсили полученное отфотошопленным изображением старой грампластинки, и выложили результат на Youtube под резонансным заголовком.
Что характерно, некоторые из изначально сомневавшихся вполне даже приняли правила игры в дальнейшем:
@B111CC
11 дней назад
Этого трека не было в те годы 🤦🏻♂️
@B111CC
9 дней назад
Мало кто знает, но этот внезапно всплывший советский трек был в те годы скоммунизжен у Boney M.
Текст был очень развратным по меркам того времени, поэтому и у Boney M он даже за рубежом из каждого радио и телевизора не звучал, саунд продюсеры сделали его не для коммерческого успеха, а просто как маленькую шалость, лёгкое музыкальное хулиганство.
Советские музыканты писали свою версию тоже с текстом, хотели сохранить оригинальный вайб, но, побоявшись цензуры и осуждения всяческих начальничков вечно выслуживающихся и пресмыкающихся перед партией, решили от греха подальше оставить только инструментальную версию.
Промежуточный итого
Итак, что мы можем наблюдать: информационного короля, как говорится, делает — его свита.
Иначе говоря, размещаемый в различных социальных сетях контент имеет в лучшем случае второстепенное значение, так как пользователь контента гораздо большее внимание уделяет не на содержание собственно контента, а на реакцию других пользователей на этот контент.
Помните знаменитый психологический эксперимент, когда группе лиц предложили составить своё мнение о некоем объекте?
В ходе эксперимента подставные лица поочерёдно, образно говоря, называли чёрную кошку — белой.
И когда в конце списка опрашиваемых оказывался собственно экспериментируемый, то он, после очевидных сомнений, обычно на всякий случай всё-таки соглашался, что предъявленная ему кошка — действительно имеет цвет снега первой свежести.
Именно этот феномен когнитивной особенности общественного человека наглядно продемонстрировал 25 февраля 2025 года Ютюб-канал «AI cover central» своим роликом «Советская музыка - Сигмабой (1984)».
Разумеется, вместе с тем этот же самый феномен когнитивной особенности общественного человека испокон веков используется различными заинтересованными лицами в своих собственных целях.
Небольшой исторический экскурс
29 июля 1830 года в ходе так называемой «Июльской революции» командующий гарнизоном Парижа маршал Огюст-Фредерик Мармон в обмен на 4 000 000 франков благополучно сдал мятежникам обороняемый им королевский дворцовый комплекс Лувр-Тюильри, что фактически означало победу мятежа — пардон, «революции».
После этого внезапно возник вопрос: а кто, собственно, будет приемником побеждённого короля Франции?
На тот момент единственным кандидатом, по сути, являлся задолго до этого объявленный самозванцем и мошенником некий Дюбур, который уже в ходе «революции» принял на себя с подачи либеральных журналистов чин генерала, с коим чином собственно и руководил захватом Парижа мятежниками.
Однако «народный генерал» Дюбур сразу же после захвата подчинёнными ему боевиками Парижа складывает все свои властные полномочия в пользу 73-летнего старика маркиза де Лафайет, единственным значимым политическим достижением которого на тот момент являлось участие в войне за независимость США, случившееся более 50 лет назад.
Однако имя Лафайета было хотя бы более-менее на слуху у публики (примерно, как в СССР в эпоху Гагарина — имя командарма 1-й Конармии Будённого), а демонстрируемые Лафайетом когда-то республиканские убеждения более-менее ложились в канву случившегося государственного переворота.
Впрочем, маркиз де Лафайет вместо провозглашения республики представил народу Франции... её нового короля Луи-Филиппа I Бурбона — крупнейшего на тот момент французского олигарха, и вместе с тем — наименее уважаемого простыми французами представителя французской элиты.
Согласно общепринятой истории, до этого простые парижане, поголовно вооружившись ружьями из разграбленных ими же оружейных магазинов, целых три дня проливали свою кровь на баррикадах в стремлении свергнуть ненавистную им королевскую власть «реставраторов» Бурбонов.
В результате пролитой парижанами крови вместо одного якобы ненавистного им Бурбона на королевский трон взошёл другой, при этом уже однозначно презираемый теми же парижанами Бурбон.
Вопрос: как в таком случае удалось утихомирить опьянённых кровью простых парижан, и заставить их принять над собою власть нового короля Луи-Филиппа I Бурбона?
Ответ очень прост: во-первых, на самом деле простые парижане свою кровь на баррикадах особо и не проливали, предоставив эту привилегию отрядам обыкновенных наёмников, в том числе — иностранных.
А во-вторых, сразу после захвата королевского дворца и последующей передачи Дюбуром полномочий Лафайету на простых парижан была совершенна тотальная информационная атака.
В ходе этой атаки весь Париж в мгновение ока был буквально обклеен десятками тысяч листовок, прокламаций и воззваний, содержание которых имело многочисленные вариации, однако весь смысл которых сводился к единственному простому выводу: «герцог Орлеанский, то бишь наш будущий король Луи-Филипп I Бурбон — это действительно всё, чего мы могли бы возжелать».
В результате получилось то, что получилось: комментарии к основному контенту оказались гораздо действеннее, чем сам контент.
Другими словами
Другими словами, информационная власть комментариев над обычными пользователями испокон веков используется различными заинтересованными лицами в своих собственных интересах — как, например, власть скидок и кэшбеков над покупателями в интересах продавцов.
А каким именно образом власть комментариев применяется в настоящее время, на конкретных примерах мы увидим в продолжении.
(Продолжение следует: Ботва)
______________________________
Материал предоставлен каналом «Миростолкновение» — подписывайтесь, чтобы познавать интересное.
ТыжИсторик теперь и в телеге, заходите к нам, у нас есть печеньки, котики, рыцари, мракобесы-викторианцы и еще много всего интересного : https://t.me/tizhistorik