Найти в Дзене
Sputnik Латвия

Что ликвидировать первым: airBaltic или железную дорогу? Латвия подсчитывает убытки

Поддержание жизни госпредприятия Латвийская железная дорога (Latvijas dzelzceļš, LDz) становится почти таким же дорогим, как и еще одной принадлежащей государству компании - airBaltic, заявил латышский публицист Арнис Клуйнис. В начале марта LDz отчиталось по результатам работы за прошедший год, убытки составили 7,8 млн евро, хотя в действительности их сумма в несколько раз больше. 7,8 млн евро - это лишь разница между расходами и доходами, куда включена в том числе и госдотация. Государство обязалось покрыть убытки LDz особым "финансовым равновесным платежом" и делает это, но с опозданием. В конце декабря прошлого года в Государственной кассе нашли 46,8 млн евро для покрытия убытков за 2022 и 2023 годы. До этого на покрытие убытков 2022 года уже выделяли 10 млн евро. Платежи LDz от государства начались в 2020 году (13 млн евро), продолжились в 2021-м (0,6 млн евро) и повторялись из года в год. Убытки за прошлый год до получения доплат от государства, согласно расчетам, составляют 27,6
Оглавление
Российские вагоны-хопперы в Лиепае, архивное фото © Public domain / Liepāja fotogrāfijās
Российские вагоны-хопперы в Лиепае, архивное фото © Public domain / Liepāja fotogrāfijās

Поддержание жизни госпредприятия Латвийская железная дорога (Latvijas dzelzceļš, LDz) становится почти таким же дорогим, как и еще одной принадлежащей государству компании - airBaltic, заявил латышский публицист Арнис Клуйнис.

В начале марта LDz отчиталось по результатам работы за прошедший год, убытки составили 7,8 млн евро, хотя в действительности их сумма в несколько раз больше. 7,8 млн евро - это лишь разница между расходами и доходами, куда включена в том числе и госдотация. Государство обязалось покрыть убытки LDz особым "финансовым равновесным платежом" и делает это, но с опозданием. В конце декабря прошлого года в Государственной кассе нашли 46,8 млн евро для покрытия убытков за 2022 и 2023 годы. До этого на покрытие убытков 2022 года уже выделяли 10 млн евро.

Маршрутный светофор ЛЖД © Sputnik
Маршрутный светофор ЛЖД © Sputnik

Платежи LDz от государства начались в 2020 году (13 млн евро), продолжились в 2021-м (0,6 млн евро) и повторялись из года в год. Убытки за прошлый год до получения доплат от государства, согласно расчетам, составляют 27,6 млн евро. Такие расходы для сохранения LDz - еще немного по сравнению с миллиардами, обещанными (как минимум на словах) на строительство Rail Baltica, но близки к размеру затрат государства на содержание национальной авиакомпании airBaltic: сумму, потраченную на нее за последние 15 лет, можно округлить до 600 млн евро.

Перевозки грузов становятся экзотикой

Причина убытков LDz - сокращение перевозок грузов по рельсам, которые LDz содержит.

Если в 2019 году объем перевозок составлял 41,5 млн тонн грузов, то в 2024-м он упал до 11,5 млн тонн. Железнодорожные перевозки грузов в исполнении LDz уподобились сохранению исторических традиций - примерно так же, как ковка, помол зерна и ткачество в этнографическом музее. Они дороги как память о временах, когда управление железной дорогой, нефтепроводами и портами представляло собой бизнес-комплекс по транзиту грузов, за счет которого восстановление Латвийской Республики из политической декларации стало экономическим фактом. В более давние времена важную роль в индустриализации территории нынешней Латвии играла сеть узкоколейных железных дорог, от которой остались линия Гулбене - Алуксне, а также узкоколейка в Вентспилсском музее.

Замена шпал в Лиепае © Public domain / Liepāja fotogrāfijās
Замена шпал в Лиепае © Public domain / Liepāja fotogrāfijās

Вопрос - демонтировать ли рельсы от границы России и Беларуси к портам Риги, Лиепаи и Вентспилса? Ответ дать не может никто. Все будет зависеть от того, когда завершится конфликт на Украине и каковы будут его последствия в долгосрочной перспективе. Поэтому нет никакой ясности, надо ли (и сколько) государству платить LDz, чтобы пути с востока на запад поддерживать хотя бы в таком состоянии, чтобы их можно было быстро привести в порядок и пустить большой поток грузов.

Две трудные задачи

Первая - появятся ли в Латвии железнодорожные пути с колеей 1435 мм и что будет дальше. Евробюрократы мечтали, чтобы Латвия переделала все пути под эту ширину. Сейчас эта задача отпала - вместе с деньгами. Возможно, такой колеи не будет вообще.

Rail Baltica в Риге: денег хватило на две опоры и три пролета моста >>

Вторая - использование железной дороги для пассажирских перевозок. Пока численность населения в Латвии убывает такими темпами, как сейчас, такие перевозки без космических дотаций возможны только в Риге и окружающем регионе. В таком случае LDz надо объединить с Rīgas satiksme. Однако такое сокращение населения не может длиться очень долго. Или оно потянет за собой страну, или государство попытается компенсировать убыль - аналогично Германии в 2015-2016 годах, когда в стране разрешалось поселиться любому, кто физически мог дойти до Германии.

Вот только между Германией и Латвией есть разница в плотности населения. В Германии она изначально была в десять раз больше. А значит, там было больше жилья, больше места в транспорте и т.д. Там были предпосылки, необходимые для массового пребывания людей, которые в Латвии уже исчезли со времен так называемого развитого социализма и остатки которых продолжают исчезать.

Читайте еще по теме:

В Латвии решают, что делать с железной дорогой: разобрать страшно, содержать дорого >>

"Ясно, что там ничего не поедет": Латвия без грузов из РФ не знает, что делать с железной дорогой >>

Латвийская железная дорога соревнуется с Вентспилсским портом - кто закроется первым >>