Найти в Дзене
Sputnik Латвия

В Латвии решают, что делать с железной дорогой: разобрать страшно, содержать дорого

Власти должны определиться - какой хотят видеть Латвийскую железную дорогу

Работы на ж/д в Лиепайском порту © Public domain / Liepāja fotogrāfijās
Работы на ж/д в Лиепайском порту © Public domain / Liepāja fotogrāfijās

Существование Latvijas dzelzceļš (LDz) базировалось на грузах из России и Беларуси, но сейчас национальному предприятию не помогает даже оптимизация расходов - все равно нужны многомиллионные дотации на содержание инфраструктуры. В этой связи некоторые предлагают разобрать часть путей, однако власти пребывают в нерешительности.

Еще в 2019 году объем грузов, перевезенных по железной дороге, превышал 40 миллионов тонн. За прошлый год их оказалось только 11,5 миллионов. По мере сокращения объема грузов государственные дотации предприятию увеличивались. Сумма, вложенная правительством в увеличение основного капитала LDz и обеспечение финансового равновесия, с 2020 года превышает 140 миллионов евро. В этом году в госбюджете зарезервировано еще 26 миллионов - на покрытие убытков железной дороги за прошлый год.

"Конечно, ни объемы пассажирских, ни внутренних перевозок не могут компенсировать бывшие в 2000-2020 годах объемы восточных грузов", - заявил член правления предприятия Риналдс Плявниекс.

Стратегия LDz - разнообразить грузы, развивая связи с Центральной Азией и перевозки в странах Балтии. Однако в прошлом году половина грузоперевозок все равно пришлась на Россию с Беларусью. Самая большая группа - зерно. А из Эстонии, заняв нишу Эстонской железной дороги, LDz возит в Россию пальмовое масло.

Вагоны-хопперы российских компаний в Латвии © Public domain / Liepāja fotogrāfijās
Вагоны-хопперы российских компаний в Латвии © Public domain / Liepāja fotogrāfijās

Транзит грузов ярко контрастирует с призывами государственных должностных лиц разорвать деловые связи с этими странами. LDz продолжает возить все, что не под санкциями.

Например, в прошлом году LDz перевозила до терминала в Вентспилсе акрилнитрил, произведенный дочерним предприятием российской компании "Лукойл" в Саратове.

"Конкретный продукт в экспорте из РФ не находится под санкциями. Соответственно, не попадают под санкции и вовлеченные стороны - и экспортер - "Лукойл", и, разумеется, другие участники. И логично, что это причина, по которой эти грузы можно перевозить", - объяснил Плявниекс.
Член правления LDz  Риналдс Плявниекс © tv3cdn.lv
Член правления LDz Риналдс Плявниекс © tv3cdn.lv

Понятно, что на Латвийской железной дороге не оценивают - помогают ли они получать выручку российским заводам, которые могли бы обслуживать российский военный сектор.

"LDz не формирует глобальную санкционную политику в отношении РФ. Мы ее соблюдаем, а не создаем дополнительно свои интерпретации", - говорит член правления LDz.

Критическое мнение о железнодорожных связях с Россией высказал инвестиционный банкир, предприниматель Гиртс Рунгайнис. Он настаивает на том, что политикам следует принять ясное решение - что делать с LDz.

"Государство должно сказать, что хочет делать с этой инфраструктурой, какова цель", - подчеркнул финансист.
Инвестбанкир Гиртс Рунгайнис  соцсети
Инвестбанкир Гиртс Рунгайнис соцсети

По его словам, все грузы из Средней Азии - это все равно в том или ином виде российские грузы, а значит, Латвийская железная дорога сотрудничает с "врагом". По убеждению Рунгайниса, пришло время подумать о том, какие рельсы стоило бы демонтировать - уже в рамках планов военной обороны Латвии.

В Латвийской конфедерации работодателей (LDDK), членом которой является LDz, тоже хотят, чтобы государство определило роль железной дороги в будущем. Сейчас чувствуется нерешительность.

"Компания должна сделать все, чтобы оптимизировать существующие издержки, сделать нынешнюю бизнес-модель логичной, но нельзя отрицать, что развитие железной дороги - это политическое обязательство", - говорит генеральный директор LDDK Каспарс Горкшс.
Глава Латвийской конфедерации работодателей Каспарс Горшкс © Sputnik
Глава Латвийской конфедерации работодателей Каспарс Горшкс © Sputnik

С ним солидарен глава латвийского Минфина Арвилс Ашераденс.

"Пора принимать решение, как мы действуем. Очевидно, что это восточное направление в долгосрочной перспективе не будет функциональным, а значит, необходимо реструктурировать LDz. Сейчас Минсообщения пытается приспособиться к той ситуации, которая складывается с грузами, мы, в свою очередь, пытаемся найти решение, как минимизировать необходимость в субсидиях", - сказал Ашераденс.
Министр финансов Латвии Арвилс Ашераденс © CC BY-SA 2.0 / Saeima / Reinis Inkēns
Министр финансов Латвии Арвилс Ашераденс © CC BY-SA 2.0 / Saeima / Reinis Inkēns

Со своей стороны, министр сообщения Бришкенс пообещал уже в ближайшие недели представить правительству доклад о планах реорганизации железной дороги.

Отметим, что индикативный план развития железнодорожной инфраструктуры Латвии, который должен был быть готов еще в 2023 году, до сих пор не принят.

Читайте еще по теме:

Железная дорога в Латвии обескровлена, а порты мечтают о спаде не больше 7% >>

"Ясно, что там ничего не поедет": Латвия без грузов из РФ решает, что делать с железной дорогой >>

Все держалось на грузах из РФ: Латвийской ж/д не хватает на жизнь >>