Предыдущую статью я начала с примера целеполагания «от ученика». То есть не «развивать критическое мышление» (разумеется, его нужно развивать, но это само собой разумеется), а «каждый ученик достигнет». Ну, или получит возможность достичь.
Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Так вот, если вдуматься, «развивать», «воспитывать», «способствовать» - это все глаголы несовершенного вида, то есть скорее сопутствующие задачи. Развивать можно бесконечно, но так ничего и не развить.
Поэтому приведу еще пример цели. Может, и не самый лучший для данного урока, но все же.
Каждый ученик понимает причины необходимости охраны земноводных.
Прием «Черный ящик» можно использовать практически на любом уроке (но не слишком часто), приведу его именно для этого урока. Но поскольку сам прием применяется в конце урока, то и опишу его в конце текста.
Начинаю я этот урок с игры «Пятью пять». Можно и с устного опроса, однако в современных реалиях устный опрос — это пытка и потеря времени.
Игра заключается в том, что случайные пять учеников могут получить пятерки при условии, что правильно решат тест. В качестве теста звучат 11 высказываний учителя, ученики (весь класс) записывают номера только тех высказываний, которые посчитают истинными.
Затем учитель просит учеников просуммировать записанные числа. Когда суммы записаны, учитель дает одному из учеников (назовем его Помощник) распечатанный список класса и наугад называет пять чисел — порядковые номера учеников в классе. Максимальное возможное число соответствует количеству учеников в классе. Помощник озвучивает фамилию, стоящую под названным порядковым номером.
Владелец фамилии называет получившуюся у него сумму. Если она совпадает с контрольным числом, ученик получает пятерку.
Пятерок всего пять, а верно ответивших учеников может быть больше. Но это игра, и ее правила четко озвучиваются перед началом.
Высказывания (нужно выписать номера тех, которые верно характеризуют земноводных):
- Температура тела летом зависит от температуры окружающей среды, а зимой постоянная.
- Легочное дыхание дополняется кожным.
- Обитают на суше и в воде.
- Произошли от древних хрящевых рыб.
- Имеется половой диморфизм.
- Малый круг кровообращения заходит в мозг.
- Малый круг кровообращения заходит в легкие.
- Кожа влажная, потому что часто плавают и ныряют.
- Кожа влажная, потому что выделяют слизь.
- Выделительная система открывается в клоаку.
- Развитие с превращением.
Начать основную часть урока можно с того факта, что современные земноводные — это "жалкие остатки" класса, уцелевшие при Великом пермском вымирании. Не знаю, как сейчас, но в советское время программы по разным предметам в параллели были выверены, и в моменту изучения амфибий ученики уже в курсе географии знакомились с делением истории Земли на эры и периоды. Но даже если и не знакомились, ничто не мешает учителю вывести на экран геохронологическую карту, попросить учеников найти стык перми и триаса и сообщить о катастрофе этого времени.
В конце концов, совершенно неважно, на каком именно уроке школьники впервые узнают о существовании геохронологической таблицы. Интересующиеся динозаврами и так о ней знают.
А можно задать такой вопрос: почему современные земноводные особо нуждаются в охране? Вопрос можно обсудить в группах, выслушать спикеров, записать на доске гипотезы. Затем спросить: что нам нужно для проверки гипотез? Обычно школьники делают предположения, что нужно что-то прочитать, изучить. Вот и славно! Сами пришли к выводу о необходимости учебного процесса!
Если на предыдущем уроке не рассматривали карту расселения амфибий в России, можно начать с нее. Мои предложения по обучению школьников анализу карт в статье ниже.
Если коротко, то надо задать три вопроса:
- О чем говорит карта?
- Что именно говорит карта?
- Как объяснить данные, приведенные на карте? Почему амфибий так мало в одних регионах и гораздо больше в других?
На этом уроке важно подвести учеников к выводу, что далеко не везде складываются оптимальные для земноводных условия.
Поскольку урок посвящен не только вопросу охраны амфибий, но и их разнообразию, уместно будет вспомнить отряды, на которые делятся эти животные. И создать интерактивное задание, при помощи которого можно разделить набор изображений амфибий на три группы. Главное, чтобы ученики проговорили критерий, на основе которого производится это деление.
Дальше беседа по вопросам:
- Какой отряд амфибий представляется вам самым древним и почему?
- Каковы общие черты представителей разных отрядов амфибий?
- Что из перечисленного мешает им расселяться по планете?
Дальше обсуждаем значение амфибий:
- для природы (цепи питания, и здесь упражнение на составление цепей питания с обязательным вопросом — почему цепи питания начинаются с растений, для повторения)
- для человека (подопытные животные, и здесь упражнение на составление логической цепочки из блоков «холоднокровны», «цепенеют на холоде», «их содержат при низких температурах», «зимой не нуждаются в кормлении», «идеальны для изучения физиологии»)
На последнем этапе каждая группа составляет вывод из урока, являющийся ответом на вопрос «Почему амфибии так нуждаются в охране». Возможный вариант общего от класса вывода:
Амфибии нуждаются в охране, потому что представлены малым числом видов, сильно зависят от воды и тепла, входят в цепи питания и важны для изучения физиологии.
Далее мы выдаем амфибиям «Патент». Что это, описано в статье ниже.
Текст патента такой:
Патент выдается классу Земноводных за «изобретение» ими легочного дыхания, которое позволяет им дышать атмосферным кислородом.
Текст записываем на Карте темы (приведена в статье ниже).
Почему не описываю, а направляю на определенные статьи — потому что это не разовый прием, Карты тем, патенты и опорные конспекты составляют мою систему преподавания и используются постоянно.
Ну, а теперь обещанный «Черный ящик».
Это действительно черная коробка (на самом деле любая подойдет, просто я называю ее ученикам «черным ящиком», поэтому лучше, конечно, черная). Я использую коробку от писчей бумаги, обклеенную черной гофрированной бумагой. Внутри лежит предмет (или несколько предметов), который должны назвать ученики. Это что-то главное, что они узнали по изучаемой теме. Но поскольку настоящий предмет редко получается положить, то можно заменить его изображением или карточкой со словом.
Коробку ставлю на стол с такими словами:
Сегодня у нас в «Черном ящике» находятся три предмета, которые изобрел человек, наблюдая за земноводными. Что в «Черном ящике»?
Этот вопрос можно задать для обсуждения в группах, а можно и фронтально. Угадывают очень редко, но эмоционально прием работает.
А в ящике лежат ласты, вакуумные присоски и кусок ткани с камуфляжным рисунком. Естественно, ткань лежит «живьем», ласты и присоски — в виде рисунков.
А вы хотели бы использовать прием «Черный ящик» на уроках? Делитесь в комментариях.