Найти тему

Урок зоологии. Патентное бюро на уроке — ход эволюции запоминается на всю жизнь

144 прочитали

Сразу оговорюсь, что идея не моя. Я училась на курсах МИПКРО, и несколько драгоценных лекций нам прочитал (по замене, что обидно, лучше бы он все прочитал) Сергей Владимирович Багоцкий. Это человек, который подходит к преподаванию в школе неформально, объясняет то, что вроде бы очевидно (почему в икринке нет аллантоиса, а в яйце есть). Но очевидно-то для преподавателя, но не для ребенка.

Сразу оговорюсь, что идея не моя. Я училась на курсах МИПКРО, и несколько драгоценных лекций нам прочитал (по замене, что обидно, лучше бы он все прочитал) Сергей Владимирович Багоцкий.

Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.

Свою методику работы на уроке Сергей Владимирович презентует как «беседы с юношеством», ставя тем самым на первое место обратную связь (беседа, не лекция).

Он-то и дал нам идею «Патентного бюро».

Идея такая. Это короткая деловая игра, в которой каждая группа (или весь класс вместе) — это патентное бюро, которое должно выдать патент на «изобретение» определенной группе животных (или растений). Например, кишечнополостным.

Вопрос в том, за что дать патент. Иными словами, ученики должны коротко и емко сформулировать основную особенность группы животных (типа или класса), которая выгодно отличает ее от предшественников. Таким образом достигается четыре цели.

Во-первых, школьники учатся выделять самое главное. Всего ведь не упомнишь, всех деталей строения и функционирования. Но основное должно остаться, так сказать, на века.

Во-вторых, школьники учатся формулировать мысли минимальным количеством значимых слов. Не «ну, он это того такой зеленый, чтобы, значит, это, глюкозу ну, как там, как это называется… а! вырабатывать!». А «в состав клеток листа входит хлорофилл, с участием которого вырабатывается глюкоза». Пример посторонний, но суть отражает.

В-третьих, выдавая патенты всем группам изучаемых животных последовательно, школьники видят постепенное усложнение животных в ходе эволюции и всегда могут сказать, какие же эволюционные достижения помогли той или иной группе, например, выйти на сушу или освоить пустыни.

В-четвертых, это лишний повод проявить свои дизайнерские способности, то есть разнообразить сам процесс изучения биологии.

Патентное бюро работает у нас на заключительном уроке изучения нового материала, когда впереди только итоговая работа. Обычно это урок, посвященный разнообразию и значению группы животных.

Начинаем мы его с небольшого теста на 3-4 минуты.

Сразу оговорюсь, что идея не моя. Я училась на курсах МИПКРО, и несколько драгоценных лекций нам прочитал (по замене, что обидно, лучше бы он все прочитал) Сергей Владимирович Багоцкий.-2

Потом устная работа. Я называю функции и процессы жизнедеятельности, ученики хором — названия клеток. Например:

Учитель: ловля добычи

Ученики: стрекательные

Учитель: регенерация

Ученики: промежуточные

Дальше вопрос на подумать:

Докажите, что кишечнополостные произошли от простейших.

Доказательства:

  1. Наличие жгутиков, ложноножек и внутриклеточного пищеварения у пищеварительно-мускульных клеток.
  2. Дыхание и выделение каждая клетка осуществляет сама через поверхность мембраны.

Однако этот последний вопрос можно обсуждать с «избранными». Остальным кажется, что мы разговариваем на инопланетном языке. Поэтому на следующем этапе работа для всех: выдаем патент. Каждая группа составляет формулировку, потом обсуждаем и лучшую записываем.

Сразу оговорюсь, что идея не моя. Я училась на курсах МИПКРО, и несколько драгоценных лекций нам прочитал (по замене, что обидно, лучше бы он все прочитал) Сергей Владимирович Багоцкий.-3

В качестве необязательного домашнего задания предлагаю выполнить патент на бумаге А4 и сдать на отметку.

Со временем у меня накопилась хорошая коробка таких патентов, поэтому я их использую для повторения зоологии в старшей школе. Опять же на группы раздаю комплект патентов, и школьники по этим реперным точкам восстанавливают ход эволюции животных.

На фото один из таких оформленных патентов.

Сразу оговорюсь, что идея не моя. Я училась на курсах МИПКРО, и несколько драгоценных лекций нам прочитал (по замене, что обидно, лучше бы он все прочитал) Сергей Владимирович Багоцкий.-4

Оставшееся время урока посвящаем обзору классов кишечнополостных и их значению в природе и в жизни человека. Здесь же раскрываем интригу «печати для испанского золота», заявленную на титульном слайде. Имеются в виду многометровые наросты кораллов над затонувшими каравеллами, которые везли золото из Америки в Европу.

Опорный конспект к уроку
Опорный конспект к уроку

В самом конце урока — закрепление, оно же подготовка к итоговой работе. Смотрим вопросы, даем ответы, ставим галочки в клеточках возле тех вопросов, которые знаем. А знаем уже все)

Сразу оговорюсь, что идея не моя. Я училась на курсах МИПКРО, и несколько драгоценных лекций нам прочитал (по замене, что обидно, лучше бы он все прочитал) Сергей Владимирович Багоцкий.-6

Вопросы третьего уровня - сами. Вопросы четверного уровня заранее не даю. Над ними ученик, если желает ( это олимпиадный уровень), подумает на уроке.

Подробно о карте темы здесь.

Как вам идея «Патентного бюро»? Делитесь в комментариях.