На самом деле я объединила две темы в одну. Земноводных и рептилий рассматриваю в теме «Выход на сушу и завоевание ее». Но это рабочее, техническое название для себя. В журнале, естественно, как положено. Класс Земноводные и Класс Рептилии отдельно.
Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
А все почему? Потому что разнообразие животного мира люблю давать в контексте эволюции. Чем раньше начнешь эволюцию, тем больше шансов, что к нужному времени она красиво в голове выстроится.
Поэтому на Карте темы вы видите название темы капсом. От слова «Выход» стрелка тянется к классу Земноводные, а от слова «Завоевание» - к классу Пресмыкающиеся. Вроде все школьникам понятно.
Карта темы в старой редакции (новой нет и уже не будет), поэтому номера конспектов и параграфов, естественно, сейчас иные. Но названия тем и вопросы для подготовки к итоговой работе сохраняются из года в год.
Карта выдается каждому ученику в начале изучения темы, чтобы он видел перспективу: что будем изучать в теме и что нужно знать по итогам ее изучения.
На рыжем фоне общий проблемный вопрос, с которого начинаю изучение темы.
Ниже - два определения. Их мы вместе выводим на последних уроках темы, когда ученики уже знают особенности каждого класса. Составлять определения меня сподвигли учебники И. Пономаревой, которая любит фразы, построенные по шаблону определения, но определениями не являющиеся. Например: "Земноводные - это позвоночные животные".
Школьники, как видят слово "это", сразу полагают, что перед ними определение. И заучивают. А потом спросишь: кто такие земноводные? И в ответ: это позвоночные животные.
Так-то оно так, позвоночные, но этого же мало! Рыбы, рептилии, птицы и млекопитающие - тоже позвоночные, так что как определение такая фраза не годится. А ученики настаивают: в учебнике же написано!
В общем, приходится объяснять, что такое определение, и составлять каждый раз. В конце темы на этих строчках Карты темы появятся такие записи:
Земноводные - это позвоночные животные с трехкамерным сердцем, половину кислорода получающие через влажную голую кожу.
Пресмыкающиеся - это позвоночные животные с трехкамерным сердцем, дыхание которых происходит только за счет легких.
Планирование темы следующее:
- Земноводные. Внешнее строение и скелет
- Земноводные. Жизнедеятельность
- Земноводные. Размножение и происхождение
- Земноводные. Многообразие и значение (вариант — Современные земноводные)
- Пресмыкающиеся. Внешнее строение и скелет
- Пресмыкающиеся. Жизнедеятельность
- Пресмыкающиеся. Многообразие и значение
- Древние пресмыкающиеся
- Итоговая работа
На первом уроке по земноводным после краткого обсуждения результатов итоговой работы по теме «Рыбы» смотрим видеоролик, героиней которого является любая лягушка. Главное, чтобы школьники заметили: животное может находиться и в воде, и на суше. Отсюда логично вытекает название класса (оба названия, потому что в целом школьникам известны такие термины, как самолет-амфибия).
Чтобы определиться, о ком, собственно, пойдет речь, рассматриваем слайд, на котором представлены бесхвостые — их школьники знают как амфибий, а также менее известные хвостатые и безногие. Пока без названий отрядов. Просто: жабы, лягушки, тритоны, саламандры, червяги.
Далее находим на теле любой лягушки черты приспособленности к жизни в воде. В идеале это должна быть фотография лягушки, распластавшей конечности, чтобы хорошо были видны перепонки, и высунувшая голову из воды, чтобы хорошо было видно ее глаза и ноздри на поверхности.
Следующий этап — работа в группах. На экране крупным планом любая лягушка и задание:
Найдите на теле лягушки (или предположите их существование) черты приспособленности к жизни на суше.
А чтобы школьникам было легче думать, ниже даю такую наводку (курсивом в скобках предполагаемые ответы):
Учтите, что лягушка сталкивается на суше с такими трудностями:
- Воздух сушит глаза (это о веках)
- Воздух хуже, чем вода, проводит звуки (ухо)
- На суше действует сила тяжести (она, конечно, и в воде действует, но на суше нет выталкивающей силы — короче, формулировка требует доработки, а речь о конечностях)
- Скорость передвижения невелика, а хищников много (здесь про окраску)
- Легкие лягушки не справляются полностью с задачей газообмена (о влажной коже)
Спикеры групп делают сообщения о результатах своих размышлений, результаты подытоживаем — например, ставим галочки поверх рисунка, отмечаем увиденные черты. Веки, барабанные перепонки и конечности видны. Влажная кожа — это то, что можно предположить или вспомнить свои ощущения, если трогали когда-нибудь лягушку или тритона.
Мне вот повезло в том смысле, что училась я в небольшом городе, и в прудах на окраинах водились гребенчатые тритоны. Мальчишки наши ловили их, сажали в банки с водой и приносили в школу — девочек пугать. А я была в таком восхищении от красоты этой животинки, что мне тут же тритона подарили. И я его тайком от дарителя выпустила обратно в пруд.
Окраску лучше посмотреть на разных фотографиях. Я обычно показываю чесночницу как пример маскировки и древолаза как пример предостерегающей окраски.
Далее рассматриваем скелет лягушки. Сначала задаю ученикам вопрос: что необычного они видят по сравнению со скелетом рыбы. И вообще какие части скелета привлекают внимание.
Очень хорошо, если назовут внушительные по длине кости задних конечностей, отсутствие ребер и единственный шейный позвонок. Уже можно обсуждать прыжки, дыхание и двигательную активность из-за невозможности посмотреть назад.
А вы уже изучили лягушек? Делитесь в комментариях.