Найти в Дзене
Альтернативная история

Родоначальник «Элсвикских крейсеров». Броненосный крейсер «Эсмеральда». Чили

Предлагаемая статья посвящена одному из самых интересных и значимых кораблей в истории мирового кораблестроения – броненосному крейсеру «Эсмеральда». Этот корабль, построенный в конце XIX века на верфях английской компании Armstrong Whitworth в Элсвике, стал первым в длинной череде так называемых «элсвикских крейсеров», отличавшихся высокой скоростью, мощным вооружением и инновационными техническими решениями. «Эсмеральда» оказала огромное влияние на развитие крейсерского флота многих стран мира и по праву может считаться родоначальницей целого класса кораблей, оставивших яркий след в военно-морской истории. Ее судьба полна драматизма и героических эпизодов, а технические характеристики и конструктивные особенности представляют большой интерес для специалистов и любителей военно-морской истории. Статья подробно рассматривает историю создания, конструкцию и боевой путь этого выдающегося корабля.

Альтернативное кораблестроение | Блог альтернативная история | Дзен

«С появлением «Эсмеральды» крейсера стали быстрее и отказались от парусов, а Армстронг сколотил состояние», — метко заметил главный кораблестроитель Королевского флота, сэр Натаниэль Барнаби. Попадание в яблочко! Именно так все и произошло.

Уильям Армсронг
Уильям Армсронг

Начнем с истоков. Во второй половине XIX столетия Чили в Латинской Америке приобрела репутацию крупного «нарушителя спокойствия»: страна активно участвовала почти во всех латиноамериканских конфликтах, некоторые из которых сама и спровоцировала. Агрономы уже оценили преимущества минеральных удобрений, но химическая промышленность еще не освоила их искусственное производство. В результате Чили, обладающая колоссальными запасами калийной селитры и «гуано» – продукта жизнедеятельности птиц, – начала стремительно богатеть. Вместе с ростом богатства у местной элиты возникло желание расширить свои владения за счет соседей, что привело к активному финансированию армии и флота.

Джон Рендел
Джон Рендел

Из-за практически полного отсутствия собственной судостроительной промышленности, правительство Чили обратилось к английской компании Армстронга, чьи верфи располагались в Эльсвике, для заказа кораблей. Хотя главный конструктор Армстронга, Джон Уайтвик Рендел, специализировался в основном на канонерских лодках, чилийцам требовалось судно более значительное. В результате, Рендел разработал проект, а Армстронг построил для Чили крейсер «Артуро Прат» — корабль водоизмещением 1380 тонн, развивавший скорость до 16,5 узлов, с корпусом из стали, оснащенным тараном и разделенным на водонепроницаемые отсеки. Вооружение крейсера включало две 254-мм пушки, расположенные в носовой и кормовой частях, четыре 130-мм орудия по бортам, а также два торпедных аппарата.

По мнению большинства историков, бронирование на корабле отсутствовало (упоминания о палубе с карапасом встречаются, но вызывают сомнения). Однако, крейсер был оснащен двумя мачтами с косым парусным вооружением. Корабль был спущен на воду в 1879 году и достроен к 1880 году, но чилийское правительство, не ожидая новой войны с Перу, продало его Японии. Впоследствии, китайское правительство заказало у Армстронга пару аналогичных кораблей для своего флота. Крейсер «Артуро Прат» стал известен как «Чаоюн».

Крейсер «Артуро Прат», он же «Чаоюн».
Крейсер «Артуро Прат», он же «Чаоюн».

В начале 1880-х годов, с приближением новой войны, в Чили был объявлен сбор средств по подписке на строительство нового корабля. Ему дали символическое имя! В Чили «Эсмеральда» – это как «Варяг» в России: корабль, героически погибший в неравном бою с монитором «Уаскар», при этом командир корабля и национальный герой Артуро Прат попытался взять перуанский корабль на абордаж и пал в бою. Это вдохновляющая история, поэтому средства на строительство новой «Эсмеральды» собрали оперативно.

«Эсмеральда» в доке.
«Эсмеральда» в доке.

После этого заказ снова доверили Ренделу и Армстронгу. Запрос был типичным для латиноамериканского региона: мощное вооружение, высокая скорость и доступная цена. Британские инженеры, не стесненные строгим контролем со стороны заказчика, дали простор своим идеям! Строительство началось 5 апреля 1881 года, спуск на воду состоялся 6 июня 1883 года, а в 1884 году корабль был введен в строй. Это было впечатляющее судно! Стальной корпус с ровной палубой и тараном в носовой части. Две дымовые трубы, отсутствие мачт и парусов, и скорость 18,3 узла на мерной миле!

Корабль имел броню, хотя и не очень толстую: карапасная броневая палуба, опускавшаяся скосами ниже ватерлинии по всей длине судна. Над пороховыми погребами толщина брони составляла 51 мм, над машинным отделением — 25 мм, а в оконечностях — 12,7 мм. Дополнительную защиту обеспечивали угольные ямы и коффердам с пробковой засыпкой, расположенные вдоль скосов бронепалубы.

Вооружение включало 2х1 254-мм казнозарядных орудия, установленных в барбетах в носовой и кормовой частях, 6х1 152-мм орудия на станках Вавассера, защищенных двухдюймовыми броневыми щитами. Для защиты от миноносцев имелись две 57-мм пушки и пятиствольная 37-мм пушка Гочкиса, а боевая рубка была защищена дюймовой броней. И все это было реализовано в корабле водоизмещением всего 2800 тонн!

Будущий Эдуард VII а пока — просто принц Уэльский…
Будущий Эдуард VII а пока — просто принц Уэльский…

Уильям Армстронг умел в пиар: интервью он давал пачками, при этом не стеснялся превозносить своё детище, называя «Эсмеральду» «самым быстрым и хорошо вооружённым крейсером в мире», при этом она, по его словам, была «почти полностью защищена от самых разрушительных снарядов». К кораблю было привлечено внимание не только моряков, но и монарших особ: 22 августа 1884 года на борт поднялся принц Уэльский — будущий король Эдуард VII, что добавило ещё больше популярности кораблю. Очарован «Эсмеральдой» оказался и Степан Осипович Макаров, назвавший крейсер «идеальной боевой машиной».

«Эсмеральда» во всей красе.
«Эсмеральда» во всей красе.

Успех «Эсмеральды» прославил Армстронга! «Элсвикские крейсера» стали эталоном, и 51 аналог «Эсмеральды» был заказан у верфей двенадцатью государствами. Эти корабли несли службу по всему миру: от Китая до Чили, от Бразилии до Турции и Румынии. Боевой опыт «Эсмеральды» поначалу вызывал восхищение. В 1885 году, воспользовавшись очередным конфликтом в Соединённых Штатах Колумбии (такое государство существовало в то время), американские морпехи высадились на побережье. Чилийцы, недовольные вмешательством США в дела Латинской Америки, отправили новую «Эсмеральду» для разрешения конфликта. Результат был впечатляющим! Едва крейсер стал на якорь у берегов Панамы (тогда части СШК), как американские войска поспешно отступили. «Эсмеральда» могла уничтожить все наши корабли в Панаме без потерь», — писали американские газеты.

«Эсмеральда» и «Магеллан» обстреливают войска президента Бальмаседы, 1891 год.
«Эсмеральда» и «Магеллан» обстреливают войска президента Бальмаседы, 1891 год.

Позже крейсер участвовал в Гражданской войне в Чили: в 1891 году президент Хуан Мануэль Бальмаседа и Национальный Конгресс не смогли прийти к соглашению. Большая часть флота, включая «Эсмеральду», поддержала Конгресс, в то время как армия осталась верна президенту. 254-мм орудия крейсера стали серьёзным аргументом, деморализовавшим сторонников президента и способствовавшим победе Конгресса. В 1894 году Армстронг предложил модернизировать крейсер: заменить котлы и артиллерию, обшить тиком и добавить полуют с полубаком, но чилийцы отказались. Они предпочли продать крейсер Японии. Почему?

На волнении нос «Эсмеральды» захлёстывало волнами…
На волнении нос «Эсмеральды» захлёстывало волнами…

Стоит отметить, что ни одна из ведущих морских держав не разместила заказ на «эльсвикские крейсера». Бразилия и Румыния – да, но не Россия, Германия или Франция. Продвигали эти крейсера сторонники «младой школы», чьи взгляды разделял, в частности, С.О. Макаров, видя в них «линкоры грядущего». Однако британский флот не проявил к ним интереса. Почему? Прежде всего, «Империи, где никогда не садится солнце», требовались крейсера с лучшей мореходностью. А «Эсмеральда» с её скромной высотой надводного борта в 3,6 метра не могла похвастаться хорошими мореходными качествами. Да и дальность плавания в 2200 миль была явно недостаточной как для Роял Нэви, так и для Российского Императорского флота.

К тому же, опытные моряки осознавали, что корабль водоизмещением всего в 2800 тонн – не самая подходящая платформа для установки 254-мм орудий. Особенно учитывая, что их скорострельность – 1 выстрел за 3 минуты – была неприемлемо низкой для любого уважающего себя флота в конце XIX века. Принимая во внимание плохую мореходность, возможность ведения огня из носовой десятидюймовки в штормовую погоду вызывала большие сомнения. А для выполнения основных задач крейсеров: разведки, защиты торговых путей и уничтожения вражеских судов, эти медленные и громоздкие 254-мм орудия были совершенно не нужны. Совсем!

HMS «Mersey»
HMS «Mersey»

Поэтому то же британское Адмиралтейство поставило на другой проект крейсеров второго ранга — класс «Мерси». Головной корабль серии из четырёх крейсеров вошёл в строй в 1887 году — всего на три года позже «Эсмеральды». По скорости он несколько уступал «звезде подмостков», показав на мерной миле всего 17 узлов, но дальность хода у него была в четыре раза больше — 8750 миль! При этом корабль нёс, при водоизмещении в 4050 тонн, два 203-мм орудия и десять — 152-мм: по пять в спонсонах по каждому борту. Для защиты от миноносцев имелись три скорострельных 57-мм «6-фунтовых» орудия Гочкиса и три скорострельных 47-мм «3-фунтовых» орудия той же фирмы. При этом броня у крейсеров данного проекта была куда серьёзнее, чем у «Эсмеральды» — карпасная бронепалуба толщиной 51–102 мм, а боевая рубка была и вовсе бронирована по-взрослому: 229 мм!

Винтовой корвет «Рында»
Винтовой корвет «Рында»

Россия же большого внимания бронепалубным крейсерам и вовсе не уделяла, предпочитая развивать крейсера броненосные. Тем не менее, практически одновременно с английскими крейсерами типа «Мерси» в строй вошла пара «винтовых корветов»: «Витязь» и «Рында», так же снабжённых бронепалубой, а через пару лет в Сент-Назере был построен бронепалубный крейсер «Адмирал Корнилов». Это были корабли, вооружённые 152-мм орудиями главного калибра, имевшие броню не толще 76 мм, но к работе по защите собственной торговли и разрушению чужой приспособленные гораздо лучше.

Бронепалубный крейсер «Адмирал Корнилов»
Бронепалубный крейсер «Адмирал Корнилов»

В целом, оценивая проект «Эсмеральды», можно отметить наличие множества прогрессивных технических решений, которые Рендел и Армстронг вложили в проект. «Эсмеральда» определила облик кораблей своего класса на десятилетия вперёд, но назвать проект удачным… Если иметь в виду коммерческую удачу Уильяма Армстронга, то он, несомненно, выстрелил. Но основой успеха стало то, что корабль стал оптимальным вариантом с точки зрения «цена-качество» для флотов второстепенных морских держав. Игроки покрупнее предпочитали менее прорывные корабли, с более сбалансированными характеристиками.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Оружейный барон Эльсвика. Бронепалубный крейсер «Вейнтисинко де Майо». Аргентина - Альтернативная История
Сергей Виноградов, Алексей Федечкин. Броненосный крейсер "Баян" и его потомки. От Порт-Артура до Моонзунда. Скачать - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/rodonachalnik-elsvikskih-krejserov-bronenosnyj-krejser-esmeralda-chili/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉