Найти в Дзене
Ма- Куда сегодня?

Заветный кабинет Николая Рериха в музее Востока: картины, фотографии, миниатюры

Где увидеть знаменитый триптих "Да здравствует Владыка!"? Откуда здесь столько личных вещей Рерихов? И бывал ли Рерих в этом кабинете? Кто про что, а я снова возвращаюсь к Рерихам. Ну нравится мне их творчество. каждый раз, когда я бываю в музее Востока, дохожу до мемориального кабинета Николая Рериха. Здесь висят картины отца и сына Рерихов, находятся их вещи, фотографии... В центре внимания - триптих "Fiat Rex" или "Да здравствует Владыка!". Считается, что в мемориальном кабинете воссоздана атмосфера дома семьи Рерихов, находящегося в индийской долине Кулу. Рерихи с 1928 года создали там усадьбу ... с видом на Гималаи. Николай Рерих умер там, так и не получив возможности вернуться на Родину, в 1948 году, а дом остался его сыну. Святослав Рерих приложил все усилия, чтобы сохранить труды своих знаменитых родителей. Сейчас там музей, а у нас в Москве - атмосфера) Среди экспонатов мемориального кабинета в музее Востока представлены буддийская бронза из семейной коллекции, личные вещи,

Где увидеть знаменитый триптих "Да здравствует Владыка!"? Откуда здесь столько личных вещей Рерихов? И бывал ли Рерих в этом кабинете?

Кто про что, а я снова возвращаюсь к Рерихам. Ну нравится мне их творчество. каждый раз, когда я бываю в музее Востока, дохожу до мемориального кабинета Николая Рериха.

Мемориальный кабинет Н. К. Рериха в музее Востока. Н. К. Рерих. Триптих "Fiat Rex" ("Да здравствует Владыка!"). 1931
Мемориальный кабинет Н. К. Рериха в музее Востока. Н. К. Рерих. Триптих "Fiat Rex" ("Да здравствует Владыка!"). 1931

Здесь висят картины отца и сына Рерихов, находятся их вещи, фотографии... В центре внимания - триптих "Fiat Rex" или "Да здравствует Владыка!".

Мемориальный кабинет Н. К. Рериха в музее Востока. Н. К. Рерих. Триптих "Fiat Rex" ("Да здравствует Владыка!"). 1931
Мемориальный кабинет Н. К. Рериха в музее Востока. Н. К. Рерих. Триптих "Fiat Rex" ("Да здравствует Владыка!"). 1931
Мемориальный кабинет Н. К. Рериха в музее Востока. Н. К. Рерих. Триптих "Fiat Rex" ("Да здравствует Владыка!"). 1931 (фрагмент)
Мемориальный кабинет Н. К. Рериха в музее Востока. Н. К. Рерих. Триптих "Fiat Rex" ("Да здравствует Владыка!"). 1931 (фрагмент)
Мемориальный кабинет Н. К. Рериха в музее Востока. Н. К. Рерих. Триптих "Fiat Rex" ("Да здравствует Владыка!"). 1931 (фрагмент)
Мемориальный кабинет Н. К. Рериха в музее Востока. Н. К. Рерих. Триптих "Fiat Rex" ("Да здравствует Владыка!"). 1931 (фрагмент)
Мемориальный кабинет Н. К. Рериха в музее Востока. Н. К. Рерих. Триптих "Fiat Rex" ("Да здравствует Владыка!"). 1931 (фрагмент)
Мемориальный кабинет Н. К. Рериха в музее Востока. Н. К. Рерих. Триптих "Fiat Rex" ("Да здравствует Владыка!"). 1931 (фрагмент)

Считается, что в мемориальном кабинете воссоздана атмосфера дома семьи Рерихов, находящегося в индийской долине Кулу. Рерихи с 1928 года создали там усадьбу ... с видом на Гималаи. Николай Рерих умер там, так и не получив возможности вернуться на Родину, в 1948 году, а дом остался его сыну. Святослав Рерих приложил все усилия, чтобы сохранить труды своих знаменитых родителей. Сейчас там музей, а у нас в Москве - атмосфера)

Мемориальный кабинет Н. К. Рериха в музее Востока. Буддийская бронза
Мемориальный кабинет Н. К. Рериха в музее Востока. Буддийская бронза

Среди экспонатов мемориального кабинета в музее Востока представлены буддийская бронза из семейной коллекции, личные вещи, украшения, раритетные печатные издания (самих Рерихов и из их домашней библиотеки).

Мемориальный кабинет Н. К. Рериха в музее Востока
Мемориальный кабинет Н. К. Рериха в музее Востока

Мемориальный кабинет был основан в музее Востока давно, в 1979 году, а шесть лет назад - сильно обновлён. Экспозиция пополнилась картинами из собрания Советского фонда Рерихов, сейчас здесь более трёх десятков картин и почти две сотни других экспонатов. В том числе знаменитый триптих "Да здравствует Владыка!", а также "Сокровище мира", гималайские пейзажи Николая Рериха.

Н. К. Рерих. Сокровище мира - Чинтамани. 1935-1936
Н. К. Рерих. Сокровище мира - Чинтамани. 1935-1936

На сайте музея есть интересное объявление. Оказывается, каждую среду с 12:00 до 16:00 в мемориальном кабинете находится научный сотрудник, с которым можно индивидуально пообщаться, обсудить творчество Рерихов. Честно говоря, не попадала, но заинтересовалась. Как-нибудь попробую подгадать по времени.

Н. К. Рерих. Тайна Розы. 1933
Н. К. Рерих. Тайна Розы. 1933

Размещу несколько гималайских пейзажей, написанных Николаем Рерихом в основном в 1930-х и в начале 1940-х годов. Картины небольшие, висят высоко, поэтому фото получились с искажением, где смогла - поправила, но цветопередача хромает, конечно.

Н. К. Рерих. Майтрейя. 1932
Н. К. Рерих. Майтрейя. 1932
Н. К. Рерих. Гималаи
Н. К. Рерих. Гималаи
Н. К. Рерих. Гималаи. 1937
Н. К. Рерих. Гималаи. 1937
Н. К. Рерих. Вестник от Гималаев. 1940
Н. К. Рерих. Вестник от Гималаев. 1940
Н. К. Рерих. Гималаи. 1943
Н. К. Рерих. Гималаи. 1943
Н. К. Рерих. Ведущая. Эскиз. 1944
Н. К. Рерих. Ведущая. Эскиз. 1944
Н. К. Рерих. Гималаи. 1946
Н. К. Рерих. Гималаи. 1946
Н. К. Рерих. Брахмапутра. 1946
Н. К. Рерих. Брахмапутра. 1946

Рядом с картинами знаменитого отца висят и две картины Святослава Рериха - портреты его родителей, написанные в середине 1930-х годов.

-18

Над портретом Н.К. Рериха - его картина "Нанга Парбат" (1935-1936). В левой части фото - эскиз к картине "Ведущая" (1944) и "Вестник Гималаев" (1940). Мне почему-то всегда казалась последняя картина пророческой - что за весть можно нести из Шамбалы в грозном 1940-м году...

С. Н. Рерих. Портреты Елены (1937) и Николая (1934) Рерихов. Над портретом Н.К. Рериха - "Нанга Парбат" (1935-1936)
С. Н. Рерих. Портреты Елены (1937) и Николая (1934) Рерихов. Над портретом Н.К. Рериха - "Нанга Парбат" (1935-1936)

Основательницей кабинета можно считать американку Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе. Она являлась одной из соратников и друзей семьи Рерихов, а также президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке и вице-президентом Общества Агни Йоги. Вокруг творчества Рерихов кипели страсти ещё при их жизни. Во второй половине 1930‑х гг. президент Музея Рериха в Нью-Йорке Луис Хорш незаконно присвоил себе почти все его содержимое и выставил аукцион. Кэтрин тогда чудом удалось спасти музей и фонды. А позже именно она передала нашей стране крупную коллекцию живописи и графики Николая и Святослава Рерихов, а также собранные ими уникальные предметы индийского декоративно-прикладного искусства. Такой увидел эту женщину Святослав Рерих в 1950-м году (портрет маслом на дереве). Вообще художник написал несколько её портретов, ведь дружили они с начала 1920-х годов.

С. Н. Рерих. Портрет К. Кэмпбелл. 1950
С. Н. Рерих. Портрет К. Кэмпбелл. 1950

Кэтрин Кэмпбелл посещала СССР несколько раз в конце 1970-х, и также в 1991 г. В 1979 году она побывала в Новосибирске, где передала Обществу охраны памятников и культурных ценностей предназначавшееся для Сибири "Знамя Мира", изготовленное по эскизам Н.К. Рериха. Говорят, тогда же "Знамя Мира" было передано восходителям на вершину Урусвати на Алтае. Сейчас это знамя хранится в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске. Нам повезло пару лет назад там побывать, на пути с Алтайских гор. В новосибирском музее представлены фотографии и некоторые личные вещи семьи Рерихов. Оригинальных картин в основной экспозиции мало, зато масса репродукций. Это, как ни странно, здорово - увидеть так много картин Рерихов в одном месте, можно проследить циклы и тенденции, которые остаются за кадром из-за того, что картины обычно раскиданы по разным музеям.

А. И. Григорьев. Сульптура в рост Н. К. Рериха. 1961, сверху - орден Розы и Креста (к.19-н.20 вв.), внизу - юбилейные медали "Н. К. Рерих"
А. И. Григорьев. Сульптура в рост Н. К. Рериха. 1961, сверху - орден Розы и Креста (к.19-н.20 вв.), внизу - юбилейные медали "Н. К. Рерих"
Л. М. Эфрос. Портрет Н. К. Рериха. 1979-1980 и орден Розы и Креста (к.19-н.20 вв.)
Л. М. Эфрос. Портрет Н. К. Рериха. 1979-1980 и орден Розы и Креста (к.19-н.20 вв.)

Интересны фотографии семьи Рерихов. Елена Ивановна и Николай Константинович.

Елена Ивановна и Николай Константинович у триптиха, Индия, долина Кулу. 1930-е
Елена Ивановна и Николай Константинович у триптиха, Индия, долина Кулу. 1930-е

Три старые фотографии - маленький Николай Рерих в кругу семьи (1984), Николай постарше - выпускник гимназии Карла Мая (1892), и уже взрослый - с сыновьями (1915) - все фото сделаны в Санкт-Петербурге.

Николай Рерих в кругу семьи (1984), выпускник гимназии Карла Мая (1892), с сыновьями (1915) - все фото сделаны в Санкт-Петербурге.
Николай Рерих в кругу семьи (1984), выпускник гимназии Карла Мая (1892), с сыновьями (1915) - все фото сделаны в Санкт-Петербурге.

А это сыновья Николая Рериха - Святослав (стоит) и Юрий (сидит) в Индии в 1950-е годы.

Святослав и Юрий Рерихи. Индия (Калимпонг)1950-е
Святослав и Юрий Рерихи. Индия (Калимпонг)1950-е
Святослав, Николай и Юрий Рерихи. Индия (Наггар). 1934
Святослав, Николай и Юрий Рерихи. Индия (Наггар). 1934
Юрий, Николай и Святослав Рерихи. Индия (Наггар). 1942 и Елена Рерих. около 1910
Юрий, Николай и Святослав Рерихи. Индия (Наггар). 1942 и Елена Рерих. около 1910

На фото ниже - Святослав Рерих с супругой - индийской киноактрисой Девикой Рани. Фотография сделана в Наггаре, в индии в 1945 году.

Святослав Рерих с супругой - индийской киноактрисой Девикой Рани. Индия (Наггар). 1945
Святослав Рерих с супругой - индийской киноактрисой Девикой Рани. Индия (Наггар). 1945

Ниже - чудесный шарж. Святослав нарисовал брата Юрия, охраняющим лагерь экспедиции в 1928 году. Впереди интересные шахматы из коллекции Рерихов. Они созданы в Тибете в начале 20 века. Фигурки выполнены из слоновой кости в виде бодхисаттв, лам, храмовых комплексов и мирян в традиционных одеждах. Удивительно то, что в этих шахматах отразилась религиозно-политическая ситуация. В Тибете в начале 20 века происходило противоборство между высшими ламами традиции гелуг Далай-ламой XIII и Панчен-ламой ІХ. Красные фигуры воинство Далай-ламы, жёлтые Панчен-ламы. Интересно, что здесь нет фигурок "королей" - вместо них дворец Потала в Лхасе (резиденция Далай-ламы) и монастырь Ташилунпо в Шигадзе (резиденция Панчен-ламы). Ладьи сделаны в виде бодхисаттв в мандорлах. Кони, конечно, воины-всадники, а вот слоны - чиновники. Буддийским монахам же досталась роль пешек.

С. Н. Рерих. Юрий Рерих охраняет лагерь экспедиции. Шарж. 1928. Тибетские шахматы из слоновой кости. начало 20 века (из коллекции Рерихов)
С. Н. Рерих. Юрий Рерих охраняет лагерь экспедиции. Шарж. 1928. Тибетские шахматы из слоновой кости. начало 20 века (из коллекции Рерихов)

А вот и ответ на казалось бы глупый вопрос - бывал ли Рерих в этом кабинете? Николай Рерих, конечно, не был: увы, после 1918 года он не мог вернуться в Россию. А вот его сын бывал. Именно здесь, в мемориальном кабинете, принимали в 1980-х Святослава Рериха с супругой, когда они посещали Москву и музей Востока. На память остались вот эти фотографии.

Девика Рани Рерих, Ольга Румянцева, Святослав Рерих. Мемориальный кабинет Н. К. Рериха в музее Востока в Москве. 1984
Девика Рани Рерих, Ольга Румянцева, Святослав Рерих. Мемориальный кабинет Н. К. Рериха в музее Востока в Москве. 1984
Святослав Рерих и Ольга Румянцева (заведующая Мемориальным кабинетом Н. К. Рериха). 1984
Святослав Рерих и Ольга Румянцева (заведующая Мемориальным кабинетом Н. К. Рериха). 1984

А вот ещё одна интересная фотография. В 1933 году в Монтевидео (в Уругвае) на Седьмой международной конференции американских государств была принята резолюция, рекомендующая правительствам примкнуть к Пакту Рериха. В итоге пакт был подписан в Белом доме в Вашингтоне в апреле 1935 года. Ниже на фото запечатлён момент подписания пакта: в центре нижнего ряда Рузвельт, справа - Уоллес.

Подписание пакта Рериха. 1935.
Подписание пакта Рериха. 1935.

Документ утверждал, что исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения (и их сотрудники) считаются нейтральными при ведении военных действий и пользуются уважением и покровительством воюющих сторон.

А. Костринский (мастер чеканки). Сосуды. Москва, 18 в. (реликвии семьи Рерихов)
А. Костринский (мастер чеканки). Сосуды. Москва, 18 в. (реликвии семьи Рерихов)

Напоследок ещё несколько фотографий предметов, принадлежавших семье Рерих. Одна из главных реликвий - переносной алтарь (гунгарва). Он выполнен из дерева, украшен искусной резьбой и позолочен. Видна танка "Панчен-лама III с сопровождением". Она создана в Тибете (Шигадзе) в 18 веке - роспись минеральными красками по хлопчатобумажному полотну.

Переносной алтарь (гунгарва). Танка "Панчен-лама III с сопровождением". Тибет (Шигадзе). 18 в.
Переносной алтарь (гунгарва). Танка "Панчен-лама III с сопровождением". Тибет (Шигадзе). 18 в.
Танка "Панчен-лама III с сопровождением". Тибет (Шигадзе). 18 в.
Танка "Панчен-лама III с сопровождением". Тибет (Шигадзе). 18 в.
Переносной алтарь (гунгарва). Танка "Панчен-лама III с сопровождением". Тибет (Шигадзе). 18 в. (фрагмент)
Переносной алтарь (гунгарва). Танка "Панчен-лама III с сопровождением". Тибет (Шигадзе). 18 в. (фрагмент)

И ещё несколько фотографий буддистских реликвий, археологических находок и современных вещей.

Бронзовые статуэтки и реликварии. Тибет и Китай 17-19 вв.
Бронзовые статуэтки и реликварии. Тибет и Китай 17-19 вв.
-38
-39
-40
-41
Шкатулка (Япония, середина 20 в.), бусы (Тибет, 19 в.), остальное - в основном Монголия и Китай, 19 в.
Шкатулка (Япония, середина 20 в.), бусы (Тибет, 19 в.), остальное - в основном Монголия и Китай, 19 в.
Столовый набор (Англия, начало 20 в.) и предметы из Индии, Тибета и Китая, 19 в.
Столовый набор (Англия, начало 20 в.) и предметы из Индии, Тибета и Китая, 19 в.
Предметы из Греции (рубеж новой эры), Индии (начиная с 1-2 в. и до 19 в.), Тибета и Китая
Предметы из Греции (рубеж новой эры), Индии (начиная с 1-2 в. и до 19 в.), Тибета и Китая

А ещё в одной из витрин я обнаружила плёнку индийского документального кинофильма "О философе и художнике" (первая половина 20 в.).

Фильм "О философе и художнике" (Индия, первая половина 20 в.)
Фильм "О философе и художнике" (Индия, первая половина 20 в.)

Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Статья носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.