Где в Москве посмотреть работы сына Н. К. Рериха? О чём художник пытался предупредить человечество?
Живопись Святослава Рериха запомнилась мне из детства. Его картины сейчас висят в отдельном зале павильона 13 на ВДНХ (филиала музея Востока), но впервые я их увидела в самом музее Востока на Никитском бульваре. Меня тогда поразила нереальная яркость красок и простота линий. Это было абсолютно непохоже на привычную мне классическую живопись и очень удивляло - а что так можно? Рериху можно. В статье будет обзор постоянной экспозиции, которая в наши дни находится в бывшем павильоне "Здоровье" на ВДНХ.
Святослав Николаевич родился 23 октября 1904 г. в Петербурге и с детства был близок к искусству - видел как работают родители, ездил с отцом в археологические экспедиции, творческие поездки. Рано стал заниматься рисованием, позже изучал архитектуру, занимался иллюстрацией и театральными постановками.
В 1919-1928 годах преимущественно жил, учился и работал в Штатах, хотя и с перерывами (например, в 1923 году ездил в научно-исследовательские экспедиции с отцом по Индии, Бутану и Непалу).
На мой взгляд, американское обучение отразилось на технике портретной живописи. Смотришь на портрет, словно на фотографию - красивое застывшее изображение, очень много однотипных портретов. Наиболее полно внутренний мир, душу человека видно на портретах близких людей, которых художник любил: портреты отца, матери, брата, жены - замечательные и сильно отличаются от других. В 1928 году Святослав Рерих окончательно переезжает в Индию. Пишет портрет вернувшегося из Центрально-Азиатской экспедиции отца (в конце статьи) и чудесную природу.
С конца тридцатых годов Святослава Рериха занимают сюжеты сказаний и притч, многофигурные композиции. В 1939-1942 годах под влиянием мировых событий он создаёт триптих "Распятое человечество". А чуть раньше пишет известную картину "Сага о Гэсэр-хане", где сказитель поёт песнь о тибетском герое с такой внутренней силой, что его пение захватывает всё окружающее пространство. Женщина, овцы, горы, небо - все внимают его словам.
Многие его картины написаны очень ярко, по колориту напоминают Гогена. Именно эта яркость и запоминается, кого-то она отталкивает, а кого-то, наоборот, привлекает.
На картине "Кочевники из Кама" позади поражённых людей на скале видна надпись "О, драгоценность в цветке лотоса". Эта священная формула подсказывает зрителю, что увиденный кочевниками феномен имеет отношение к Владыке Будде. Мистическое видение, посланное этой паре, безусловно, укрепляет их веру и даёт надежду на будущее.
Ещё одно крупное полотно Святослава Рериха - о приближении к свету, о вечном пути из мрака к огню вечной жизни, к новому миру без страданий и печали.
В 1962 году Святослав Рерих пишет "Предупреждение человечеству" или "Воззри, человечество!". Он просит общество одуматься и сменить ориентиры, найти правильный путь к свету, уйти от преследования мимолётных удовольствий, предпочесть принятие истинных ценностей.
"...Если человечество в прошлом пострадало от потопа, то в будущем оно может пострадать от огня..." - писал художник.
Ещё в 1930-е годы Рерихи посетили монастырь Карданг-Гомпа - самый известный в долине Лахул. Он находится на высоте 3500 м на левом берегу реки Бхага прямо под вершиной Ранха. Монастырь построен в 12 веке и реконструирован в 1912 г., в нём сохранилась богатая библиотека буддийской литературы и древние танки. Рисовали монастырь и отец и сын Рерихи.
"...Очень часто в заброшенной деревне можно обнаружить храм замечательной красоты или усыпальницу, полную интересных реликвий. Некоторые из этих селений в прошлом играли важную роль, и их храмы - это единственные сохранившиеся свидетельства этого периода..." - писал отец художника Николай Рерих.
И ещё несколько чудесных работ Святослава Рериха.
В соседних залах тринадцатого павильона выставлены картины прославленного отца - Николая Константиновича Рериха. До 16 февраля там работает удивительно интересная выставка "Миры Майтреи". А рядом организовано открытое хранение фондов музея Востока - тоже есть, что посмотреть.
Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Обзор носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.