Рисунки, эскиз мозаики, ранние полотна Николая Рериха: поединки, каменный век и труды Богородицы
В октябре прошлого года исполнилось 150 лет со дня рождения великого русского художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха. К этому событию были приурочены сразу несколько выставок - от грандиозных проектов в Новой Третьяковке (год назад) и Эрмитаже (сейчас) до виртуальной от Русского музея (доступна на сайте). Но только недавно я случайно узнала ещё об одной интереснейшей выставке, на которой собраны полотна из частных коллекций. Выставка называется "Поиски красоты" и проводится Центром Искусств до 1 июня 2025 года.
Выставочное пространство Центра находится в цоколе комплекса храма Христа Спасителя. Экспозиция включает два зала, посвящённые творчеству Николая Рериха и его сына Святослава (о его полотнах уже писала). В соседнем зале представлены картины Бориса Смирнова-Русецкого, стиль которого был очень близок к Рерихам. Кроме того, в Центре Искусств можно увидеть ещё несколько необычных выставок: от японских миниатюр до итальянской живописи, от икон - до светящихся картин Шультце. В этой статье - только часть обзора, посвящённая раннему творчеству Николая Рериха.
Зал Николая Рериха погружён в полумрак. Из темноты словно выныривают яркие пятна картин. Эффект потрясающий, но есть один серьёзный минус: очень плохо видны подписи к картинам - мелкий белый текст на сером фоне, а самое интересное - набрано курсивом. Попыталась сфотографировать и прочитать дома с компьютера, но не везде удалось.
У входа в зал - два портрета Рериха: скульптурный, созданный А. Григорьевым в 1950-х, и написанный по памяти его учеником Борисом Смирновым-Русецким в 1983 г. Рерих предстаёт перед нами философом, мыслителем и Учителем.
Рядом я увидела редкую "картину маслом". Рерих в основном работал темперой, но на этой выставке была его ранняя работа "Воин", датируемая серединой 1890-х. Изначально Рерих задумывал картину, посвящённую борьбе Пскова против Речи Посполитой, но прорабатывая материал, решил взять более общую тему - борьбы добра и зла, света и тьмы.
Рерих с юных лет интересовался русской историей, археологией. С 1893 года он учился одновременно в Петербургском университете (на юридическом факультете) и в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. В это же время начал проводить археологические раскопки, постепенно расширяя географию своих изысканий. Он изучает наследие древних эпох в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях. Рериха увлекала не только история России. Он интересовался и европейским средневековьем. В 1906 году он написал картину "Поединок". Всю свою жизнь Николай Рерих считал тему борьбы со злом очень важной. Каждый человек рано или поздно вступает в борьбу с тёмными силами, а многие подвиги связаны с гонениями.
Ещё один поединок - на этот раз небесного жителя со змием, олицетворяющим силы зла. На выставке был представлен эскиз мозаики "Архангел Михаил" 1906 года. Он был изготовлен для Петропавловской церкви недалеко от Шлиссельбурга. Увы, церковь была разрушена в годы Великой Отечественной войны. Саму мозаику по эскизам Рериха делал неподражаемый Владимир Александрович Фролов, автор многочисленных мозаик в известных храмах (включая Спас на Крови и церковь Святой Марии Магдалины в Дармштадте). Мозаичист погиб от голода в блокадном Ленинграде, до последнего работая над мозаиками для московского метро.
В 1904 году в ходе раскопок на Валдае, проводимых вместе с князем Путятиным, Рерих наткнулся на несколько неолитических стоянок (около озера Пирос на границе современных Тверской и Новгородской областей). С этого времени художник увлёкся коллекционированием древних артефактов, относящихся к каменному веку. А в 1910 году Рерих написал картину "Каменный век" или "Призыв Солнца" - своё видение, какой могла бы быть жизнь в неолите. Люди призывают небесное светила пригреть землю и даровать тепло и возможность собирать плоды.
"...Праздник. Пусть будет это тот праздник, которым всегда праздновали победу весеннего солнца. Люди радовались. Среди них начиналось искусство… Они, наверное, пели. И песни их были слышны за озером и по всем островам… Воды, бурные днём, делались тихими и лилово-стальными..." - писал Н.К. Рерих в своей статье "Радость искусству".
В зале также висело полотно "Небесный бой", датированное 1915-1916 гг. - ещё одна картина о битве добра со злом. Рерих с детства любил смотреть в небо, особенно его занимало перевоплощение облаков, часто в них улавливались знакомые образы. Если рассматривать картину, можно увидеть поединок "воителей". В собрании Русского музея есть очень похожая картина 1912 года, видимо, на выставке экспонируется авторская копия.
Уже с первых годов 20 века Николай Рерих становится страстным коллекционером. К 1916 году он был обладателем богатой коллекции фламандской, голландской, современной живописи, а также многих тысяч археологических находок. Однако незадолго до революции Рерих из-за болезни выехал с семьёй в Финляндию. Несмотря на то, что ему удалось потом ненадолго вернуться на родину, он не смог вывезти большую часть своего собрания. В итоге оно осталось в России и пополнило коллекции Эрмитажа и других музеев. Наверное, можно сказать, что собиратель потерял часть коллекции, но при этом экспонаты стали доступнее большему числу людей. Собирательство никогда не было для Рериха сверхцелью, но утратив накопленное/ с трудом найденное/выкупленное, он ещё раз переосмыслил бытие. В какой-то степени тема собирательства, коллекционирования, стяжательства поднята Рерихом в картине 1918 года "Скупой рыцарь" или "В сокровищнице". Это эскиз декораций к одноимённой опере С. В. Рахманинова.
"Собиратели все. Все собирают. Вопрос только в том, что собирают и как. Может ли быть что-либо бессмысленнее собирания предметов земных? Чудовищно безумие скупого рыцаря, сидящего над своим сундуком с золотом... Сокровища земные свободы ему не дадут... Свобода в собирании сокровищ на "небесах", то есть предметов нематериальных..." - писал Н. К. Рерих.
Помещу в конце этой статьи ещё два рисунка Рериха, выполненные в 1920-х годах, а про многочисленные "Гималаи" напишу в следующей статье.
Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Обзор носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.