Найти в Дзене
Ма- Куда сегодня?

"Миры Майтреи": выставка Николая Рериха на ВДНХ

Где на ВДНХ спрятался Музей Востока? Кто это - Майтрея? Почему шесть важнейших для Рериха картин оказались в Нижнем Новгороде и при чём тут Максим Горький? Выставка "Миры Майтреи" в Музее Востока приурочена к 150-летию Николая Константиновича Рериха. Экспозицию можно увидеть в павильоне №13 на ВДНХ (бывший павильон "Армянская ССР", затем "Здравоохранение"). Этот павильон несколько лет назад передали Музею Востока. Сейчас там на постоянной основе экспонируются картины Николая и Святослава Рерихов из коллекции музея. Кроме того, здесь в двух залах располагается открытое хранение фондов музея. Выставка будет работать до 16 февраля 2025 года. В экспозиции представлены произведения Николая Рериха, уникальные тибетские танки, металлическая скульптура и традиционная буддийская живопись из коллекции семьи Рерихов и фондов Музея Востока. Многие экспонаты были привезены художником из его экспедиций - из Индии, Тибета, Непала, Китая и Монголии. Николай Константинович Рерих (1874-1947) - удивител

Где на ВДНХ спрятался Музей Востока? Кто это - Майтрея? Почему шесть важнейших для Рериха картин оказались в Нижнем Новгороде и при чём тут Максим Горький?

Выставка "Миры Майтреи" в Музее Востока приурочена к 150-летию Николая Константиновича Рериха. Экспозицию можно увидеть в павильоне №13 на ВДНХ (бывший павильон "Армянская ССР", затем "Здравоохранение"). Этот павильон несколько лет назад передали Музею Востока. Сейчас там на постоянной основе экспонируются картины Николая и Святослава Рерихов из коллекции музея. Кроме того, здесь в двух залах располагается открытое хранение фондов музея. Выставка будет работать до 16 февраля 2025 года.

В экспозиции представлены произведения Николая Рериха, уникальные тибетские танки, металлическая скульптура и традиционная буддийская живопись из коллекции семьи Рерихов и фондов Музея Востока. Многие экспонаты были привезены художником из его экспедиций - из Индии, Тибета, Непала, Китая и Монголии.

С. Н. Рерих. Портрет Николая Рериха (1928)
С. Н. Рерих. Портрет Николая Рериха (1928)

Николай Константинович Рерих (1874-1947) - удивительно интересный художник, путешественник, учёный. Можно не разделять его мировоззрение, но сложно не восхищаться талантом великого живописца. Более двадцати лет своей жизни он, путешествуя по Азии, посвятил постижению восточной мудрости. Рериху удалось собрать обширную коллекцию восточных диковинок, предметов культа, в первую очередь, разнообразных изображений Будды.

-3

Майтрея -"Тот, кто есть любовь" - это Будда грядущего мирового порядка. Буддисты верят, что только он способен принести духовное пробуждение, спокойствие и ясность.

-4

Майтрея является одним из наиболее популярных бодхисаттв и единственным, которого почитают все школы буддизма. Это грядущий учитель человечества. Культ Майтреи включает в себя представления о будущем Золотом веке человечества. В Центральной Азии и Гималаях культ Майтреи особенно развит.

-5

В честь Майтреи сооружают статуи, его рисуют, вырезают из дерева и отливают в бронзе. Изображение Майтреи долго было лейтмотивом творчества Николая Рериха.

-6

На выставке были картины как из фондов Музея Востока, так и из других музеев России. Многие картины год назад экспонировались в Новой Третьяковке на Крымском Валу на крупной выставке к юбилею художника.

Н. К. Рерих Чудо (Явление учителя) (1923), Озеро Юм-Цо (1937), Гималаи. Вечер (1937), Гималаи (1939)
Н. К. Рерих Чудо (Явление учителя) (1923), Озеро Юм-Цо (1937), Гималаи. Вечер (1937), Гималаи (1939)

Одними из важнейших экспонатов стали шесть картин "Майтрея" из собрания Нижегородского художественного музея.

Н. К. Рерих. Конь счастья (1925)
Н. К. Рерих. Конь счастья (1925)

Они были созданы Николаем Рерихом в 1925 году в китайском Хотане в ходе одного из его путешествий с женой и сыном по Центральной Азии.

Н. К. Рерих. Твердыни стен (1925)
Н. К. Рерих. Твердыни стен (1925)

В 1926 году Рерих передал советскому правительству послание духовных учителей Востока, ларец со священной гималайской землёй и 9 своих картин, включая цикл "Майтрея".

Н. К. Рерих. Знамя грядущего (1925)
Н. К. Рерих. Знамя грядущего (1925)

Советское правительство приняло решение подарить полотна Рериха Максиму Горькому, который дружил с семьёй художника.

Н. К. Рерих. Мощь пещер (1925)
Н. К. Рерих. Мощь пещер (1925)

Говорят, что эти картины висели в столовой на даче писателя в Горках. Горький, в свою очередь, решил завещать картины главному художественному музею родного города - так 8 картин оказалась в Нижнем Новгороде (судьба девятой неизвестна).

Н. К. Рерих. Шёпоты пустыни (1925)
Н. К. Рерих. Шёпоты пустыни (1925)

На картинах серии "Майтрея" в реальные пейзажи Тибета добавлены образы из легенд и сказаний. Николай Рерих также написал одноимённую книгу на родном языке и перевёл её на английский. Художник подчеркивал глубокую связь цивилизации Шамбалы с будущим всего человечества и пришествием Майтреи.

Н. К. Рерих. Майтрея Победитель (1925)
Н. К. Рерих. Майтрея Победитель (1925)

Кроме серии картин из Нижнего Новгорода на выставке было много полотен из собрания Музея Востока.

Н. К. Рерих. Остров отдохновения (1937)
Н. К. Рерих. Остров отдохновения (1937)

Картина "Песнь о Шамбале" о мечтах и надеждах художника. Рерих ассоциировал себя с изображённым на полотне певцом, устремлённым к назначенному ему свыше пути. Певец замер в молитве, глядя на далёкие вершины гор - сокровенную Шамбалу.

Н. К. Рерих. Гималаи (1944-1947), Тангла. Песнь о Шамбале (1943)
Н. К. Рерих. Гималаи (1944-1947), Тангла. Песнь о Шамбале (1943)

В картине "Ведущая" Рерих отразил один из законов жизни: единство и сотрудничество мужского и женского начал. Они могут достигнуть назначенных им высот только держась вместе, и ведущая знает, какими духовными путями им следует идти.

Н. К. Рерих. Ведущая (1944)
Н. К. Рерих. Ведущая (1944)

На многих картинах Рериха запечатлены вершины Гималаев - такие разные, но безмерно прекрасные.

Н. К. Рерих. Гималаи (1933)
Н. К. Рерих. Гималаи (1933)
Н. К. Рерих. Серебряное царство (1938)
Н. К. Рерих. Серебряное царство (1938)
Н. К. Рерих. Гумран (1932)
Н. К. Рерих. Гумран (1932)
Н. К. Рерих. Охота (1937)
Н. К. Рерих. Охота (1937)
Н. К. Рерих. Цайдам (1944)
Н. К. Рерих. Цайдам (1944)
Н. К. Рерих. Лама (1925)
Н. К. Рерих. Лама (1925)

Образ Учителя - один из ключевых в творчестве Рериха. Для картины "Свет небесный" прообразом Учителя художник выбрал ветхозаветного первосвященника Мельхиседека. Образ изображённого на картине священнослужителя напоминает скульптуру в соборе города Шартр. Учитель с жертвенной чашей спускается с горных вершин к людям и несёт им свет Учения.

Н. К. Рерих. Свет небесный (1931)
Н. К. Рерих. Свет небесный (1931)

Кроме картин Рериха на выставке широко представлены тибетские танки. Танка (или тханка) - это изображение на ткани, обычно на шёлке или хлопке, водно-клеевая живопись минеральными красками - предмет религиозного тибетского искусства.

Танка "Девять братьев далха" (Бурятия, 19 в.)
Танка "Девять братьев далха" (Бурятия, 19 в.)

Среди прочих экспонировалась уникальная танка с изображением Гэсэра (Гесер-хана) - героя тибетского эпоса, посланного небом на землю для победы над злом. Именно он должен способствовать установлению царства Майтреи.

-25
Танки "Девять братьев далха" (Монголия, конец 19 в.), "Далха" (Бурятия, конец 19 в. - начало 20 в.)
Танки "Девять братьев далха" (Монголия, конец 19 в.), "Далха" (Бурятия, конец 19 в. - начало 20 в.)
Танка "Цзонкапа" (Тибет, 18 в.)
Танка "Цзонкапа" (Тибет, 18 в.)

На выставке представлено множество фотографий из экспедиций семьи Рерихов. Они находятся в витринах и заботливо прикрыты сверху белым полотном. Если будете на выставке, обязательно заглядывайте под покрывала, фото очень интересные.

-28

Николай Рерих незадолго до кончины написал "Приказ (завет) Учителя". Эта последняя картина 1947 года так и осталась стоять на мольберте. Для нас она стала символом достижений этого удивительного художника.

Н. К. Рерих. Приказ (завет) Учителя (1947)
Н. К. Рерих. Приказ (завет) Учителя (1947)

Все картины на выставке находятся под стеклом, к сожалению, освещение такое, что бликов избежать не удалось.

Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве.