Приятная новость - в галерее "Центре Искусств. Москва" до конца этого года продлили выставку Рерихов. Это выставочное пространство расположено в цоколе комплекса храма Христа Спасителя. К сожалению, Центр работает далеко не каждый день, только по вторникам и в выходные с 12 до 18, поэтому часто там довольно многолюдно. На выставке "Поиски красоты" представлены десятки работ Рерихов их частных коллекций. Экспозиция включает два зала, посвящённые творчеству Николая Рериха (более ранние работы с выставки уже показывала) и его сына Святослава Рериха.
В Центре Искусств экспонируются интересные частные собрания картин русских и иностранных мастеров, японского искусства 19 века. Не так давно здесь же проходили выставки художника-люминиста Шультце, последователя Рериха Бориса Смирнова-Русецкого, а также русской иконы.
Продолжу рассказ о творчестве Николая Рериха. Зал работ этого мастера организаторы решили сделать очень темным, подсветка картин выполнена так, будто они светятся, выступая из мрака, очень красиво, но к сожалению, плохо видны аннотации к полотнам. В предыдущей статье я писала о Рерихе, увлечённом древней русской историей и археологией. В этом обзоре в основном тот Рерих, к которому мы привыкли - горы и восточные мотивы.
Уехав после революции из России, Рерихи странствуют по Европе, затем приезжают в США, но глава семьи не оставляет мечты о путешествии на Восток. Наконец, в конце 1923 года ему удаётся выехать в Индию и в дальнейшем организовать первую Центрально-Азиатскую экспедицию.
Грандиозное путешествие Рериха длится с 1925 по 1928 год. Для начала Рерих едет в Индонезию, затем посещает остров Цейлон и южную часть Индии. После чего начинает основной этап экспедиции - в Центральную Азию. Рерих посетил север Индии - лежащий на северо-западе Кашмир и долину Ладакх (затерянную между горами Куньлунь и Гималаями). Проехал через регион Синьцзян на западе Китая. Побывал на Алтае и в Сибири. А позже - в Монголии и Тибете.
Написанные в 1920-1930-х годах горный пейзажи выполнены Рерихом в традициях символизма. это не просто горы - это символ высоты, чистоты, мудрости. пейзажи Рериха наполнены внутренним смыслом, помогающим постичь высоты (или глубины?) духовности и восточной мудрости.
Иногда на фоне гор появляются и люди, обычно они устремлены куда-то или погружены в созерцание.
На части картин можно увидеть архитектурные сооружения, органично вписанные в окружающий горный ландшафт. Буддистские поселения и ступы настолько подходят окружающему пейзажу, что зачастую сливаются с ним, и не всегда на картинах легко найти границу между миром природы и миром человека - они здесь едины.
Последнюю часть экспедиции - в Монголии и Тибете - нередко называют "Миссия Западных буддистов в Лхасу", так как она имела статус дипломатического посольства. Не секрет, что сподвижники Рериха считали возможным превратить его в этакого западного Далай-ламу. Однако этим планам не суждено было сбыться.
Экспедицию почти на полгода задержали местные тибетские власти, так и не допустив в Лхасу. Проведя пять месяцев в холоде на высокогорном плато Чантанг Рерих был вынужден свернуть исследования и возвращаться в Индию. Вернувшись в Дарджилинг, Рерихи и их соратники ещё долго обрабатывали научные результаты своей Центрально-Азиатской экспедиции.
В 1928 года в Нью-Йорке с целью изучения научных материалов, добытых в ходе Центрально-Азиатской экспедиции, был основан Институт Гималайских исследований. Интересно, что вскоре Николай рерих основывает ещё один научно-исследовательский институт "Урусвати" - уже непосредственно в Гималаях, в долине Кулу, директором института становится старший сын Рериха - этнолог и лингвист Юрий.
Урусвати можно перевести с санскрита как "свет утренней звезды". "...Разве не утро, славное для нового труда и достижений, – вечное исцеление, вечный поиск, вечное достижение?.." - писал Николай Рерих.
В институте работали медицинская, зоологическая, ботаническая, биохимическая и многие другие лаборатории. Проводилась большая работа в области лингвистики и филологии Востока. Собирались и переводились на европейские языки редкие письменные источники многовековой давности, изучались полузабытые наречия. Приглашённые специалисты и временные сотрудники собирали ботанические и зоологические коллекции
Долина Кулу, где с конца 1920-х годов поселились Рерихи, издавна считалась священной Серебряной Долиной. Её связывали с именами Будды и других учителей, а также с древними легендами и преданиями, героями "Махабхараты". По словам Рериха: "...Зимой ли, когда снег искрится, или весной, когда все фруктовые сады покрыты снежно-белыми цветами, долина одинаково хорошо заслуживает своё название...".
Интересно, что долина Кулу сильно напоминала Рериху Уймонскую долину на Алтае, где он останавливался в 1926 году на пути в Монголию. Тогда Рерихи жили в селе Верх-Уймон в усадьбе В. С. Атаманова. сейчас здесь организован Мемориальный Дом-музей Н. К. Рериха, в котором проходят выставки. Например, летом этого года Центр искусств Москва показывает там картины Николая и Святослава Рерихов и Бориса Смирнова-Русецкого.
Иногда горы - это не просто красота, а легенды и сказания. Например, на картине "Баралача" изображена история любви. Перед нами перевал Баралача, где-то здесь находятся оба истока реки Ченаб - Чандра, текущая из ледника, и Бхага, вытекающая из озера Сурьятал. Говорят, тысячи лет назад дочь Луны и сын Солнца полюбили друг друга, но никак не могли встретиться, ведь их родители-светила в разное время появлялись на небосклоне. Влюблённые сбежали с неба на землю, но родители, не желая их встречи, воздвигли между ними горы. Дети превратились в озёра, а Солнце, сжалившись, растопило вечные снега, заполнило озёра водой так, что из них потекли реки, которые вскоре встретились - так, наконец, состоялась свадьба.
Николай Рерих написал около двух тысяч картин, посвящённых Гималаям, эти горы стали неисчерпаемым источником вдохновения для художника. Он работал над своими полотнами в долине Кулу до самой кончины в 1947 году, мечтая о возвращении на родину. Размещу ещё несколько фотографий его потрясающих картин. Все они - из частных коллекций, так отрадно, что их можно увидеть на этой выставке.
Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Обзор носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.
#выставки, #Рерих, #ЦентрИскусствМосква