Найти в Дзене
Ма- Куда сегодня?

Николай Рерих в Центре Искусств, часть 2: горы Востока останутся с нами до конца года

Приятная новость - в галерее "Центре Искусств. Москва" до конца этого года продлили выставку Рерихов. Это выставочное пространство расположено в цоколе комплекса храма Христа Спасителя. К сожалению, Центр работает далеко не каждый день, только по вторникам и в выходные с 12 до 18, поэтому часто там довольно многолюдно. На выставке "Поиски красоты" представлены десятки работ Рерихов их частных коллекций. Экспозиция включает два зала, посвящённые творчеству Николая Рериха (более ранние работы с выставки уже показывала) и его сына Святослава Рериха. В Центре Искусств экспонируются интересные частные собрания картин русских и иностранных мастеров, японского искусства 19 века. Не так давно здесь же проходили выставки художника-люминиста Шультце, последователя Рериха Бориса Смирнова-Русецкого, а также русской иконы. Продолжу рассказ о творчестве Николая Рериха. Зал работ этого мастера организаторы решили сделать очень темным, подсветка картин выполнена так, будто они светятся, выступая из

Приятная новость - в галерее "Центре Искусств. Москва" до конца этого года продлили выставку Рерихов. Это выставочное пространство расположено в цоколе комплекса храма Христа Спасителя. К сожалению, Центр работает далеко не каждый день, только по вторникам и в выходные с 12 до 18, поэтому часто там довольно многолюдно. На выставке "Поиски красоты" представлены десятки работ Рерихов их частных коллекций. Экспозиция включает два зала, посвящённые творчеству Николая Рериха (более ранние работы с выставки уже показывала) и его сына Святослава Рериха.

Н. К. Рерих. Гималаи
Н. К. Рерих. Гималаи

В Центре Искусств экспонируются интересные частные собрания картин русских и иностранных мастеров, японского искусства 19 века. Не так давно здесь же проходили выставки художника-люминиста Шультце, последователя Рериха Бориса Смирнова-Русецкого, а также русской иконы.

Н. К. Рерих. Богдо-Ула. Гималаи (1927)
Н. К. Рерих. Богдо-Ула. Гималаи (1927)

Продолжу рассказ о творчестве Николая Рериха. Зал работ этого мастера организаторы решили сделать очень темным, подсветка картин выполнена так, будто они светятся, выступая из мрака, очень красиво, но к сожалению, плохо видны аннотации к полотнам. В предыдущей статье я писала о Рерихе, увлечённом древней русской историей и археологией. В этом обзоре в основном тот Рерих, к которому мы привыкли - горы и восточные мотивы.

Н. К. Рерих. Туман перед рассветом (1924)
Н. К. Рерих. Туман перед рассветом (1924)

Уехав после революции из России, Рерихи странствуют по Европе, затем приезжают в США, но глава семьи не оставляет мечты о путешествии на Восток. Наконец, в конце 1923 года ему удаётся выехать в Индию и в дальнейшем организовать первую Центрально-Азиатскую экспедицию.

Н. К. Рерих. Завещание Учителя (1927)
Н. К. Рерих. Завещание Учителя (1927)

Грандиозное путешествие Рериха длится с 1925 по 1928 год. Для начала Рерих едет в Индонезию, затем посещает остров Цейлон и южную часть Индии. После чего начинает основной этап экспедиции - в Центральную Азию. Рерих посетил север Индии - лежащий на северо-западе Кашмир и долину Ладакх (затерянную между горами Куньлунь и Гималаями). Проехал через регион Синьцзян на западе Китая. Побывал на Алтае и в Сибири. А позже - в Монголии и Тибете.

Н. К. Рерих. Завещание Учителя (1927), фрагмент
Н. К. Рерих. Завещание Учителя (1927), фрагмент

Написанные в 1920-1930-х годах горный пейзажи выполнены Рерихом в традициях символизма. это не просто горы - это символ высоты, чистоты, мудрости. пейзажи Рериха наполнены внутренним смыслом, помогающим постичь высоты (или глубины?) духовности и восточной мудрости.

Н. К. Рерих. Озеро нагов (1932)
Н. К. Рерих. Озеро нагов (1932)

Иногда на фоне гор появляются и люди, обычно они устремлены куда-то или погружены в созерцание.

Н. К. Рерих. Неведомый певец (1920)
Н. К. Рерих. Неведомый певец (1920)
Н. К. Рерих. Неведомый певец (1920), фрагмент
Н. К. Рерих. Неведомый певец (1920), фрагмент

На части картин можно увидеть архитектурные сооружения, органично вписанные в окружающий горный ландшафт. Буддистские поселения и ступы настолько подходят окружающему пейзажу, что зачастую сливаются с ним, и не всегда на картинах легко найти границу между миром природы и миром человека - они здесь едины.

Н. К. Рерих. Деревня (Гималаи) (1924)
Н. К. Рерих. Деревня (Гималаи) (1924)
Н. К. Рерих. Большая ступа в Ше (1925)
Н. К. Рерих. Большая ступа в Ше (1925)
Н. К. Рерих. Большая ступа в Ше (1925), фрагмент
Н. К. Рерих. Большая ступа в Ше (1925), фрагмент

Последнюю часть экспедиции - в Монголии и Тибете - нередко называют "Миссия Западных буддистов в Лхасу", так как она имела статус дипломатического посольства. Не секрет, что сподвижники Рериха считали возможным превратить его в этакого западного Далай-ламу. Однако этим планам не суждено было сбыться.

Н. К. Рерих. Цзонкапа (из серии "Знамёна Востока") (1924)
Н. К. Рерих. Цзонкапа (из серии "Знамёна Востока") (1924)
Н. К. Рерих. Цзонкапа (из серии "Знамёна Востока") (1924), фрагмент
Н. К. Рерих. Цзонкапа (из серии "Знамёна Востока") (1924), фрагмент

Экспедицию почти на полгода задержали местные тибетские власти, так и не допустив в Лхасу. Проведя пять месяцев в холоде на высокогорном плато Чантанг Рерих был вынужден свернуть исследования и возвращаться в Индию. Вернувшись в Дарджилинг, Рерихи и их соратники ещё долго обрабатывали научные результаты своей Центрально-Азиатской экспедиции.

Н. К. Рерих. Голубой пейзаж (Святилища и твердыни) (1925)
Н. К. Рерих. Голубой пейзаж (Святилища и твердыни) (1925)

В 1928 года в Нью-Йорке с целью изучения научных материалов, добытых в ходе Центрально-Азиатской экспедиции, был основан Институт Гималайских исследований. Интересно, что вскоре Николай рерих основывает ещё один научно-исследовательский институт "Урусвати" - уже непосредственно в Гималаях, в долине Кулу, директором института становится старший сын Рериха - этнолог и лингвист Юрий.

Н. К. Рерих. Субурганы (Ступы). Ташидинг (1924)
Н. К. Рерих. Субурганы (Ступы). Ташидинг (1924)
Урусвати можно перевести с санскрита как "свет утренней звезды". "...Разве не утро, славное для нового труда и достижений, – вечное исцеление, вечный поиск, вечное достижение?.." - писал Николай Рерих.

Н. К. Рерих. Ламару (1925)
Н. К. Рерих. Ламару (1925)

В институте работали медицинская, зоологическая, ботаническая, биохимическая и многие другие лаборатории. Проводилась большая работа в области лингвистики и филологии Востока. Собирались и переводились на европейские языки редкие письменные источники многовековой давности, изучались полузабытые наречия. Приглашённые специалисты и временные сотрудники собирали ботанические и зоологические коллекции

Н. К. Рерих. Лахул
Н. К. Рерих. Лахул

Долина Кулу, где с конца 1920-х годов поселились Рерихи, издавна считалась священной Серебряной Долиной. Её связывали с именами Будды и других учителей, а также с древними легендами и преданиями, героями "Махабхараты". По словам Рериха: "...Зимой ли, когда снег искрится, или весной, когда все фруктовые сады покрыты снежно-белыми цветами, долина одинаково хорошо заслуживает своё название...".

Н. К. Рерих. Замок Такуров (1932)
Н. К. Рерих. Замок Такуров (1932)

Интересно, что долина Кулу сильно напоминала Рериху Уймонскую долину на Алтае, где он останавливался в 1926 году на пути в Монголию. Тогда Рерихи жили в селе Верх-Уймон в усадьбе В. С. Атаманова. сейчас здесь организован Мемориальный Дом-музей Н. К. Рериха, в котором проходят выставки. Например, летом этого года Центр искусств Москва показывает там картины Николая и Святослава Рерихов и Бориса Смирнова-Русецкого.

Н. К. Рерих.
Н. К. Рерих.

Иногда горы - это не просто красота, а легенды и сказания. Например, на картине "Баралача" изображена история любви. Перед нами перевал Баралача, где-то здесь находятся оба истока реки Ченаб - Чандра, текущая из ледника, и Бхага, вытекающая из озера Сурьятал. Говорят, тысячи лет назад дочь Луны и сын Солнца полюбили друг друга, но никак не могли встретиться, ведь их родители-светила в разное время появлялись на небосклоне. Влюблённые сбежали с неба на землю, но родители, не желая их встречи, воздвигли между ними горы. Дети превратились в озёра, а Солнце, сжалившись, растопило вечные снега, заполнило озёра водой так, что из них потекли реки, которые вскоре встретились - так, наконец, состоялась свадьба.

Н. К. Рерих. Баралача (1944)
Н. К. Рерих. Баралача (1944)

Николай Рерих написал около двух тысяч картин, посвящённых Гималаям, эти горы стали неисчерпаемым источником вдохновения для художника. Он работал над своими полотнами в долине Кулу до самой кончины в 1947 году, мечтая о возвращении на родину. Размещу ещё несколько фотографий его потрясающих картин. Все они - из частных коллекций, так отрадно, что их можно увидеть на этой выставке.

Н. К. Рерих. Гималаи. Вид Канченджанги (1935 или 1936)
Н. К. Рерих. Гималаи. Вид Канченджанги (1935 или 1936)
-22
-23
Н. К. Рерих. Лотос (1933)
Н. К. Рерих. Лотос (1933)

Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Обзор носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.

#выставки, #Рерих, #ЦентрИскусствМосква