Константин Александрович Чехович (1918—1997) совершил только один подвиг, но такой, благодаря которому навсегда вошёл в историю Великой Отечественной и Второй Мировой войн как самый результативный и смертоносный подрывник и партизан Красной Армии.
Незадолго до начала вторжения Германии в Польшу 01.09.1939 К.Чехович был призван в Красную Армию и проходил службу в 94-м Отдельном стрелковом батальоне 10-й стрелковой дивизии в должности младшего техника-лейтенанта и потом в 62-м стрелковом полку 10-й стрелковой дивизии в должности командира взвода сапёров, потому что до призыва получил высшее инженерное образование в Одесском индустриальном институте.
10.08.1941 К.Чехович с четырьмя другими диверсантами отправился через линию фронта, но группа нарвалась на гитлеровцев. Его товарищи погибли, сам К.Чехович получил контузию и 11.08.1941 попал в плен. Он был помещён в концентрационный пересыльный лагерь для советских военнопленных «Дулаг-100» (Durchgangslager 100) на восточной окраине Порхова. Через несколько дней К.Чехович, которого как раненого плохо охраняли, удачно бежал из плена и сам вышел на связь с партизанами будущей 7-й Ленинградской бригады.
Ему поручили поселиться в г. Порхов и пойти на службу к немцам для подготовки диверсии. 22.08.1941 он снял комнату у Евдокии Васильевой и уже 23.08.1941 они стали жить как муж и жена. У них даже родился сын в октябре 1942 г. К.Чехович работал часовым мастером, потом смог получить работу электрика на городской электростанции, а затем администратора в немецком кинотеатре.
Кинотеатр, где я работал администратором, был в большом трёхэтажном кирпичном здании, стоящем у самой реки против крепости. Левую сторону здания в три этажа и третий этаж правой стороны занимал штаб войск СД — внутренней безопасности, где в подвалах здания они содержали своих жертв. Первый этаж правой стороны был залом кинотеатра, над которым выступал второй этаж с сооружённым на нём каскадом — галереей. Весь зрительный зал с галереей имел 550 мест, не считая возможных стоячих мест в проходах и у дверей. (К.А.Чехович. Воспоминания // Фонды Порховского краеведческого музея.)
Я решил предпринять следующий шаг и обследовать всё место под галереей. Спустившись туда, я лёг под самой стенкой. Стараясь задеть как можно меньше паутины, пополз под галерею. Когда таким образом я прополз метра 3—4, за мной осталась нетронутой толстая стена паутины. Убедившись в том, что укладка взрывчатки под первый ряд галереи — самое удобное место для скрытности и к тому же — место с самой большой поражаемостью, так как находится почти над центром зала, я тем же путём вернулся... На следующий день я пришёл на работу немного раньше. Из соседнего разрушенного здания, где находилась наша аппаратная, я извлёк около сотни кирпичей и через смотровые и проекционные окошки из кинобудки выставил по несколько штук к залу. Зайдя на галерею через штаб СД, я извлёк выставленные кирпичи из окошек и спустил их в люк галереи. Потом я снова вернулся в аппаратную и снова выставил в окошко кирпичи. Так я проделывал до тех пор, пока не перенёс в люк первую сотню кирпичей. После этого я спустился в люк под галерею и по проделанной дорожке перенёс кирпичи и уложил их аккуратно, как при кладке, под первый ряд галереи. Так я носил кирпич, пока всё пространство по ширине зала не было заложено им, и было подготовлено место для укладки тола. (К.А.Чехович. Воспоминания // Фонды Порховского краеведческого музея.)
Взрывчатку небольшими партиями вместе с 40 м бикфордова шнура (который потом сам подрывник заменил на электропровода...) и 20 капсюлями-детонаторами Чеховичи привозили в Порхов на подводах под корзинами с яблоками и ягодами из деревни Радилово, где жила мать жены К.Чеховича. В городе всё это он хранил в выкопанной в углу двора собственного дома яме под слоем навоза. Он смог постепенно небольшими порциями пронести в здание кинотеатра 64 кг тротила, самостоятельно и с помощью юной сестры своей жены, уборщицы кинотеатра Евгении Васильевны Михайловой.
Второй киномеханик кинотеатра С.Шелковников вспоминал, что К.Чехович по одному проносил кубики тротила в вёдрах с грязной водой уборщицы.
Через несколько дней я начал переносить в кинотеатр тол. Делать это приходилось тоже через кинобудку. До кинобудки из дому я носил по две шашки в карманах, весом по 400 граммов каждая. По мере укладки тола под первый ряд галереи я уносил с собой ранее уложенный кирпич. Делал это с таким расчётом, чтобы снаружи до тола оставалось три ряда кирпича. То есть, для того чтобы добраться до взрывчатки, нужно было разобрать три слоя аккуратно сложенного кирпича... Я мобилизовал сестру жены для помощи — как уборщицу кинотеатра. Мы с ней в двух вёдрах с грязной водой после мойки полов перенесли остатки тола в кинотеатр. Я уложил его и замаскировал кирпичом. (К.А.Чехович. Воспоминания // Фонды Порховского краеведческого музея.)
Накануне дня подрыва К.Чехович предупредил всех своих связных партизан и знающих о диверсии о немедленной эвакуации и ещё раньше смог вывезти из города жену с сыном, т.к. у него был немецкий пропуск с правом прохода в любой район города, перемещения в ночное время и выезда из города в любые деревни вокруг него.
13.11.1943 наступил звёздный час К.Чеховича — в 20.00 он подорвал наполненный битком гитлеровскими солдатами и офицерами кинозал на 600 мест во время премьерного показа нового фильма «Трукса» («Артисты цирка»).
Пришлось делать электродетонатор самому. Я сделал их 5 штук. Для полного завершения задуманного мне нужен был будильник или часы... Я нашёл подходящие для этой цели «ходики»… Пройти на галерею с часами, где их нужно было установить, без подозрений было невозможно. Пришлось привязать «ходики» под полой пальто и так добираться до галереи. Спустившись в люк, я тут же подвесил «ходики» и подтянул гирю. Установил четыре детонатора на разном расстоянии по ширине зала и произвёл подключение. Завесив часы одеялом, чтобы их было меньше слышно, я запустил их, установив нужное время. (К.А.Чехович. Воспоминания // Фонды Порховского краеведческого музея.)
От правильно расчитанного взрыва правильно расположенных зарядов детонация привела не только к обрушению крыши, но и всех трёх этажей здания кинотеатра. Была уничтожена вся правая часть здания — три наружные стены. Третий этаж рухнул на зрительный зал на сидевших внизу немцев. Повреждения получила и левая часть здания, в которой помещалось СД. Удивительно, что заключённые в сводчатом подвале — тюрьме при СД — советские граждане не пострадали. Одна стена здания улетела от взрыва в реку Шелонь.
Были убиты 764 (ЦГАИПД СПб. Ф. Р-116Л. Оп. 1. Д. 598. Л. 40.) военнослужащих вермахта, среди них — 1 или 2 генерала, 41 офицер, проводившие подготовку и заброску немецких агентов в советский тыл сотрудники спецподразделения «Абвер-Норд» (штаб-квартира подразделения размещалась на верхнем этаже здания), фельдфебели, унтер-офицеры, сотрудники СД и мало простых солдат (потому что билеты выдались по 10 штук на 100 человек и доставались в первую очередь старшим по званию). Погиб начальник местного концлагеря «Заполянье» Холомек со своими подчинёнными и любовницами. Взрыв уничтожил три стоявших рядом автобуса и грузовой автомобиль. Чтобы скрыть масштабы грандиозной трагедии, немцы хоронили погибших солдат тайно — по несколько человек в одну могилу, а тела офицеров были вывезены для погребения в Германию. В это время весь немецкий гарнизон в Порхове составлял около 8.000 человек. Известно, что немецкая комендатура Порхова после взрыва заказала столярам сразу 360 гробов. Уже 14.11.1943 о подрыве немецкого кинотеатра в Порхове объявило Совинформбюро.
В отместку взбешённые немцы арестовали 200 подозрительных юношей, мужчин и стариков и вывезли их за город в концлагерь; туда же поместили членов семей выявленных партизан (Архив УФСБ России по СПб и ЛО. Ф. 13. Д. 0128. Т. 2.). А 27.11.1943 гитлеровцы уничтожили деревню Красуха с 300 жителей, треть которых составляли дети.
Заведя часовой механизм бомбы, К.Чехович благополучно на велосипеде уехал из Порхова и добрался на базу 7-й Ленинградской партизанской бригады и был назначен начальником штаба 2-го партизанского отряда.
Меня трижды останавливали патрули, проверяя документы. Последний раз, уже в половине восьмого, меня остановил третий патруль, пожилой немец, он долго рассматривал документы, освещая их фонариком. Мне это казалось вечностью. Я почему-то думал, что взрыв 60 кг тола в помещении будет далеко слышен. (К.А.Чехович. Воспоминания // Фонды Порховского краеведческого музея.)
Его 350 бойцов до марта 1944 г. подорвали 49 немецких эшелонов, 2500 рельсов, 4 железнодорожных и 9 шоссейных мостов, около 40 км проводов и истребили 3500 фашистов. Затем отряд соединился с наступающей Красной Армией и в мае 1944 г. К.Чехович был демобилизован.
К.А.Чехович был награждён медалями «Партизану Отечественной войны» I степени, «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и лишь 06.04.1985 — орденом Отечественной войны II степени.
Потому что 25.09.1944 на него самого было окрыто дело Василеостровским районным отделом МГБ г. Ленинграда по подозрению... в шпионаже на немцев (из-за кратковременного пребывания в плену). К.А.Чехович об этом ничего не знал, т.к. уехал с семьёй в Одессу, где жил и работал до своей смерти. Денег на билеты у молодой семьи не было, но они продали... корову, которую ему вручили партизаны как премию за удачный подрыв кинотеатра с немцами.
См. также: Аксенов О. П. Константин Чехович: месть оккупантам // «Дай мне руку! Прорвана блокада...» : материалы краеведческой конференции, 28 февраля 2023 г. / Комитет по культуре и туризму Ленинградской области, Ленинградская областная универсальная научная библиотека. – СПб.: Папирус, 2023. — С. 3—12.
Читайте также:
«Эта пушка — шедевр»: Сталин и создание лучшей в мире артиллерии (кликнуть)
Севастопольский Гаврош: чтобы помнили (кликнуть)
Александр Мамкин: чтобы помнили (кликнуть)
Коля Печененко: чтобы помнили (кликнуть)
Алёша Лебедев: чтобы помнили (кликнуть)
Генерал Лукин спас Москву и не стал Иудой как Власов (кликнуть)
Великий воин и великий актёр Алексей Макарович Смирнов (кликнуть)