Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. FIAT Ижорского завода, 1916

Отсутствие в Российской Империи централизованного производства бронетехники привело к огромному разнообразию образцов бронетехники, которую приходилось принимать на вооружение. Одним из вариантов техники, «слепленной из того, что было», можно назвать FIAT Ижорского завода. Но с небольшой оговоркой – это был действительно удачный образец бронеавтомобиля. Как я уже говорил, вооружённые силы Российской Империи оснащались слишком разношёрстной техникой. В подобных условиях осложняется эксплуатация, техническое обслуживание техники, серьёзно нагружается логистика действующих частей – разномастные машины требовали разного топлива, боеприпасов, кучу всякого рода запасных частей… На это военное руководство империи обратило внимание лишь к 1916 году, когда было решено «в кратчайшие сроки разработать и поставить на вооружение бронеавтомобиль, который будет одновременно прост в обслуживании и недорог в производстве, при этом максимально эффективный». Но сказать – это одно, а реализовать это решен
Оглавление

Отсутствие в Российской Империи централизованного производства бронетехники привело к огромному разнообразию образцов бронетехники, которую приходилось принимать на вооружение. Одним из вариантов техники, «слепленной из того, что было», можно назвать FIAT Ижорского завода. Но с небольшой оговоркой – это был действительно удачный образец бронеавтомобиля.

Последний оригинальный броневик FIAT Ижорского завода представлен в Центральном музее Вооружённых сил России. Фотография в свободном доступе.
Последний оригинальный броневик FIAT Ижорского завода представлен в Центральном музее Вооружённых сил России. Фотография в свободном доступе.

История создания

Как я уже говорил, вооружённые силы Российской Империи оснащались слишком разношёрстной техникой. В подобных условиях осложняется эксплуатация, техническое обслуживание техники, серьёзно нагружается логистика действующих частей – разномастные машины требовали разного топлива, боеприпасов, кучу всякого рода запасных частей… На это военное руководство империи обратило внимание лишь к 1916 году, когда было решено «в кратчайшие сроки разработать и поставить на вооружение бронеавтомобиль, который будет одновременно прост в обслуживании и недорог в производстве, при этом максимально эффективный».

Но сказать – это одно, а реализовать это решение – совсем другое. Если с производством броневых плит, из которых формировался корпус бронеавтомобиля, а также производство вооружения не вызывали проблем, то с шасси у конструкторов была настоящая головная боль. Во многом именно из-за отсутствия конкретного шасси и было произведено столько различных образцов бронеавтомобилей. И почему-то производство шасси в Российской Империи наладить всё никак не удавалось, хотя все возможности для этого у промышленности были. В сложившейся ситуации лучшим вариантом для решения проблемы представлялась срочная закупка шасси у зарубежных производителей.

Легковой автомобиль FIAT 50HP образца 1907 года, послуживший шасси для сборки броневиков. Фотография в свободном доступе.
Легковой автомобиль FIAT 50HP образца 1907 года, послуживший шасси для сборки броневиков. Фотография в свободном доступе.

На выбор конструкторов было представлено несколько вариантов шасси от ведущих производителей Европы и США того времени. По итогам рассмотрения, наиболее приемлемым вариантом стал образец легкового шасси FIAT 50HP, которое подверглось серьёзной доработке – был усилен задний мост, установлен второй пост управления и многие другие доработки. На поставку шасси был заключён контракт между американским подразделением FIAT и Военным министерством Российской Империи – всего планировалось закупить не менее 560 шасси (планировалось собрать на них 380 пулемётных и 180 пушечных броневиков). Но это было в далёкой перспективе, для начала собирались закупить около сотни шасси.

Летом 1916 года первая партия шасси прибыла на Ижорский завод, инженеры которого в ожидании поставок разработали несколько вариантов бронекорпуса и установки необходимого вооружения. Проекты машин поступали на рассмотрение Комиссии по броневым автомобилям генерал-майора Филатова (тот самый создатель «трёхколёсок»), в которой отобрали наиболее перспективный вариант постройки корпуса. Уже в декабре первый опытный броневик из серии прошёл по испытательной трассе, проложенной по маршруту от городка Колпино до Петрограда. Испытания завершились 16 декабря 1916 года, по итогу которых военные отметили адекватную боевую мощь, неплохие динамические характеристики машины, но дали и негативные комментарии – в частности, была раскритикована организация системы охлаждения двигателя. Внеся все необходимые коррективы, Ижорский завод приступил к серийному производству новых машин.

Наладить серийное производство бронеавтомобилей непросто и сейчас, а тогда это был процесс ещё сложнее. Фотография в свободном доступе.
Наладить серийное производство бронеавтомобилей непросто и сейчас, а тогда это был процесс ещё сложнее. Фотография в свободном доступе.

Серийное производство началось в январе 1917 года, и едва начавшись, оказалось под угрозой – февральские события сказались на скорости производства, а практически «добили» его события октября 1917 года. Тем не менее, полностью производство не остановилось – к апрелю 1918 года завод собрал 47 бронеавтомобилей, а к концу октября того же года – ещё 33 машины. Большего завод не мог выдать, ибо шасси закончились, а новых поставок не планировалось. С новыми российскими властями иностранцы сотрудничать не спешили, да и новому руководству России тоже было временно не до налаживания связей с иностранными партнёрами.

Описание конструкции

При создании броневика конструкторы руководствовались не внесением в конструкцию броневика разного рода инноваций, а созданием по-настоящему практичной и надёжной машины. Возможно, в этом и заключён секрет успеха боевой машины.

Бронированный корпус и башни

Корпус бронеавтомобиля собирался по традиционной схеме, когда на шасси наваривалась пространственная рама, и к ней уже крепились компоненты бронезащиты корпуса. Однако во время разработки конструкторы действительно учли опыт использования бронеавтомобилей на фронте и внесли соответствующие правки. В частности, были устранены некоторые мелкие недостатки бронеавтомобилей «Остин-Путиловец», собранных на похожем шасси. Основная конструкция во многом была схожей с бронеавтомобилем Путиловского завода, сохранилась та же компоновка, то же расположение башен, однако бронирование заметно ослабили. Корпус собирался из листов хромоникелевой стали толщиной от четырёх до восьми миллиметров, крепившихся на раму при помощи заклёпок. Толщина брони обеспечивала надёжную защиту от винтовочного выстрела с расстояния от 50 метров и далее, бронебойную пулю корпус «держал» на дистанциях от 150 метров. Для дополнительной защиты от стрелкового оружия и осколочных попаданий, внутренняя поверхность корпуса обшивалась толстыми войлочными плитами.

Чертёж-схема бронеавтомобилей FIAT Ижорского завода. Фотография в свободном доступе.
Чертёж-схема бронеавтомобилей FIAT Ижорского завода. Фотография в свободном доступе.

Компоновка бронеавтомобиля была классической – в передней части, под бронированным кожухом капота располагалось моторно-трансмиссионное отделение, за ним – пост управления и боевое отделение располагалось в кормовой части машины. Кожух моторного отделения сумели продумать – благодаря военным, «в носу» боевой машины появился крупный двустворчатый щит, прикрывавший радиатор в бою. Щит этот управлялся механическими тягами, благодаря которым регулировать доступ воздуха к радиатору можно было с места водителя. Для более удобного обслуживания двигателя, капот машины сделали откидным, с установкой упора – так двигатель обслуживать намного быстрее и эффективнее.

Непосредственно за моторно-трансмиссионным отделением располагался пост управления – там находились водитель и командир машины. Им предлагалось, помимо управления машиной, наблюдать обстановку вокруг через крупные смотровые люки, в бою прикрываемые заслонками с прорезанными смотровыми щелями. На поздних серийных машинах, смотровые щели изнутри прикрывались пулестойкими стёклами, а ширину просвета в смотровой щели можно было регулировать. Помимо того, по бортам были прорезаны небольшие окошки, а также некоторое подобие орудийных портиков, в бою прикрываемых заглушками.

Броневики FIAT на улицах Казани. Фотография в свободном доступе.
Броневики FIAT на улицах Казани. Фотография в свободном доступе.

В корме броневика располагалось боевое отделение – оно было представлено довольно крупным объёмом с цилиндрическими уширениями для установки двух башен. На крыше боевого отделения, по диагонали (слева-спереди и справа-сзади) располагались две пулемётные башни с возможностью вращения на 200 с лишним градусов. Для удобства экипажа, башни вращались при помощи механического поворотного механизма, а устанавливались на специальных кронштейнах с роликовыми подшипниками. Для дополнительной защиты экипажа, места установки башен прикрывались специальной «юбкой», исключавшей попадание внутрь механизма вращения свинцовых брызг и мелких осколков. Стрелкам предлагалось размещаться в довольно неудобной брезентовой подвеске (в машинах поздней серии у них были вращающиеся кресла с фиксированной высотой). А для дополнительного комфорта членов экипажа, башни сделали чуть выше по габаритам – это чуть лучше сказывалось на вентиляции боевого отделения.

На фотографии видны цилиндрические уширения, а также различные описанные выше особенности корпуса бронеавтомобиля. Фотография в свободном доступе.
На фотографии видны цилиндрические уширения, а также различные описанные выше особенности корпуса бронеавтомобиля. Фотография в свободном доступе.

Кормовой лист был представлен единой бронеплитой, в которой прорезались смотровые щели для наблюдения за обстановкой. Посадка и высадка экипажа осуществлялась через две двери с полукруглым верхом, располагавшихся перед цилиндрическими уширениями на бортах корпуса. В самих дверях, в верхней части прорезались смотровые окошки с бронезаслонками, а закрыть или открыть их можно было только с помощью специального ключа (как изнутри, так и снаружи).

Вооружение

Изначально конструкторы не могли проработать концепцию вооружения боевой машины – рассматривались варианты со спаренными пулемётами в каждой башне, рассматривался (правда вскользь) вариант установки 37-мм пушки Гочкисса со спаренным с ней пулемётом, рассматривались иные варианты комбинированного вооружения, но самым экзотическим, пожалуй, был вариант с установкой двух 37-мм автоматических пушек Максим. Однако все эти «прожекты» были отметены как несостоятельные (за что можно сказать спасибо генерал-лейтенанту Филатову), а бронеавтомобиль получил на вооружение два пулемёта Максим образца 1910 года.

Пулемёт Максим образца 1910 года был едва ли не единственным автоматическим стрелковым оружием, стоявшим на вооружении Русской Императорской Армии в то время. Фотография в свободном доступе.
Пулемёт Максим образца 1910 года был едва ли не единственным автоматическим стрелковым оружием, стоявшим на вооружении Русской Императорской Армии в то время. Фотография в свободном доступе.

Пулемёты располагались по одному в каждой башне и были рассчитаны на ведение довольно длительных стрельб – в кормовой части башни располагался дополнительный бачок с водой, соединённый с кожухом ствола пулемёта при помощи шланга. С внешней стороны пулемёт прикрывался трапециевидными щитками для защиты кожуха от пулевых и осколочных попаданий. Штатный боекомплект к пулемётам составлял шесть тысяч патронов (24 ленты по 250 патронов), причём восемь лент (по четыре на пулемёт) надлежало снаряжать бронебойными пулями для «работы» по защищённым целям. Ленты укладывались в металлические короба, крепившиеся с правой стороны от пулемёта. Ведение огня было эффективным только во время остановки – разумеется, никаких стабилизаторов на пулемётах не было и в помине. Огонь на ходу был эффективен только по скоплению людей, мало-мальски точный огонь достигался либо при движении на совсем малом ходу, либо во время остановки.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

В качестве силовой установки на бронеавтомобили устанавливался рядный четырехцилиндровый двигатель FIAT карбюраторного типа объёмом на 7.4 литра. Однако в отличие от «гражданской» модели FIAT 50HP, мощность двигателя бронеавтомобиля составляла 72 лошадиные силы – это давало пятитонной боевой машине возможность двигаться по шоссе со скоростью до 70 км/ч, а по пересечённой местности до 40 км/ч. Задним ходом машина могла двигаться со скоростью до 18 км/ч (что было вполне достаточно – быстрее человек не побежит, тем более в атаку), а запас хода составлял от 100 до 140 километров.

Двигатель оснащался фирменной четырёхскоростной коробкой передач (3+1) от FIAT. Крутящий момент от двигателя передавался на ведущий задний мост при помощи карданного вала (от цепей Галля было решено постепенно отказываться, но до этого ещё далеко). Задний мост был предварительно усилен – установлены более прочные оси, усилена конструкция подвески, а также установлены двускатные колёса. Оснащался бронеавтомобиль и стояночным тормозом барабанного типа – он устанавливался на задний мост.

Подвеска машины – полуэллиптическая, рессорного типа, построенная из стальных упругих пластин. Такая подвеска, особенно с использованием резиновых демпферов, давала экипажу бронемашины небывалый на тот момент комфорт – броневик, конечно же, трясло на бездорожье, но не так сильно. Дополнительную «мякотку» при движении экипаж получал за счёт использования шин «гусматик», заполненных густой и вязкой смесью глицерина и желатина. До появления пневматических шин, такие колёса обеспечивали мягкий ход целому ряду гражданских и военных автомобилей. Сами колёса – деревянные, спицованные, изначально открытые, на машинах поздних серий на них надевались стальные колпаки для защиты от повреждений.

Служба и боевое применение

В связи с «опозданием в серийное производство», на вооружение Русской Императорской Армии броневики не попали – первые серийные автомобили начали поступать в войска лишь в июне 1918 года, начав забирать славу вторых по численности броневиков РККА. Первыми оставались британские и русские «Остины», которых в войсках было чуть больше сотни. Широкое применение «Фиаты» получили на европейской части России – их боевой путь пролегал по территории современной Прибалтики и Белоруссии, а также Польши.

Неплохо отличились бронеавтомобили и во время советско-польской войны 1919-1921 годов, но наиболее массово броневики применялись на фронтах Гражданской войны, в борьбе с белогвардейскими армиями. Там машины имели переменный успех, часть их была захвачена в качестве трофеев (несмотря на наличие заряда на самоуничтожение). Многие из этих машин были применены против бывших хозяев, немалая часть трофейных машин была отбита обратно.

Бронеавтомобиль под именем собственным "Полковник Ушаков" на дорогах Гражданской войны. Фотография в свободном доступе.
Бронеавтомобиль под именем собственным "Полковник Ушаков" на дорогах Гражданской войны. Фотография в свободном доступе.

В целом, учитывая возможности российской промышленности начала ХХ века, бронеавтомобили Ижорского завода на базе шасси FIAT 50HP, были прекрасными боевыми машинами. Во всяком случае, если говорить о проходимости, то среди колёсных моделей равных машинам Ижорского завода не было ни в РККА, ни в Белом движении. Именно благодаря своей проходимости, броневики этой модификации успешно выполняли возложенные на них задачи по разведке местности, охране и сопровождении различных объектов и колонн, обеспечение связи и поддержке пехоты в бою. А учитывая взаимозаменяемость многих деталей с советскими грузовиками АМО Ф-15 (он же полуторатонный FIAT-15 Ter), эти броневики смогли остаться в строю различных армий до 30-х годов, пока не были окончательно вытеснены более совершенными моделями бронеавтомобилей.

Заключение

Бронеавтомобиль FIAT Ижорского завода мог бы стать настоящим спасением в ходе перевооружения Русской Императорской Армии (которое плавно, со скрипом и стонами помирающей промышленности начиналось в годы Первой Мировой Войны). Однако затянувшиеся поиски универсального и надёжного шасси, а также политические катаклизмы в России 1917 года едва не поставили крест на их серийном производстве. Только благодаря самоотверженному труду рабочих Ижорского завода, бронеавтомобиль на базе легковой машины FIAT увидел свет, и даже помог в создании и обороне молодого советского государства. В наши дни, к сожалению, оригинальных броневиков данной модели практически не осталось, да и не представлен он ни в моделизме, ни в различных играх, посему и остался практически безвестен…

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.