Бронеавтомобиль Остин-Путиловец по праву считается одним из лучших образцов боевой техники, собранной на территории Российской Империи. Однако на поля сражений Первой Мировой Войны его так и не выпустили – в этой статье я расскажу почему так произошло.
История создания
В 1916 году на Путиловский завод поступил заказ – забронировать пятьдесят грузовых автомобилей Austin, которые вскоре прибудут на завод, вооружить их и сделать пригодными для использования на фронте. Причём проект бронирования предоставлен не был – инженерам завода пришлось разрабатывать его самостоятельно. Однако долго думать им не пришлось – на вооружении армии Российской Империи уже был достаточно неплохой броневик Остин (тот самый, на котором выступал Ильич) образца 1914 года.
Разумеется, просто скопировать броневик нельзя – реалии боевых действий за два года войны изменились, причём значительно. Поэтому к бронированию корпуса подошли более ответственно, добавив углы рационального наклона (там, где это можно сделать), немного изменили расположение пулемётных башен, добавили защиту экипажа. Новый проект военным понравился, однако реализовать его в краткие сроки было невозможно – вначале британские поставщики привычно «проложили» сроки поставки, затем грянула Февральская революция… В общем, первый бронеавтомобиль по проекту Путиловского завода съехал со сборочной линии лишь летом 1917 года.
Откровенно говоря, после Февральской революции, в Российской империи встали практически все проекты – политическая катастрофа отразилась на всех сферах жизни в России. И всё же, скрепя сердцем, Временное правительство выделяло какие-то средства на продолжение постройки военной техники – всё же это оплот поддержания государственной безопасности, на военных рассчитывали в первую очередь. Поэтому со скрипом, но производство на Путиловском заводе продолжалось.
Чуть бодрее дело пошло после Октябрьской революции – во всяком случае, основную партию поставили уже после установления власти большевиков, с 1918 по 1920 годы. Тем не менее, эти бронеавтомобили сыграли немаловажную роль в становлении Советского государства в годы Гражданской войны. Всего было выпущено 33 автомобиля (поставки грузовиков после Февральской революции замедлились, а после Октябрьской – резко прекратились), и изначально машина называлась «русский Остин», название «Остин-Путиловец» закрепилось уже в современной литературе. И второе название, откровенно говоря, неверное – после Октября производство машин перевели на Ижорский завод, Путиловскому поручили другие задачи.
Описание конструкции
Бронеавтомобиль «русский Остин» мало чем отличался от предыдущей модели, британского производства. Однако кое-какие отличия всё же были, и рассказать о них необходимо.
Бронированный корпус и башни
В целом, «русский Остин» сохранил преемственность с британским образцом, однако корпус подвергся заметным изменениям – бронирование машины по кругу отныне составляло 7,5 мм, крыша боевой машины и днище получили по 4 мм брони. Новый корпус мог дать больше защиты экипажу, что в условиях военных действий было весьма важным параметром. Форма корпуса, в целом, осталась такой же, за исключением нескольких мелких доработок.
А вот расположение башен изменилось – они теперь располагались по диагонали, левая (по ходу движения) башня была незначительно смещена вперёд, правая сдвинута назад. Такая компоновка позволяла вести более плотный огонь по бортам, без заметного ослабления огня по фронту. Выросло и бронирование башен – толщина бронелистов составляла те же 7,5 мм, крыша башни – 4 мм. Конструкция самих башен осталась без изменений.
Вооружение
Перевооружать бронеавтомобиль никто не собирался – наличие артиллерийского вооружения на лёгких боевых машинах в то время считалось излишним, а для выполнения поставленных задач, было достаточно двух пулемётов Максим образца 1910 года, расположенных по одному в башнях. Башни крутились всё также при помощи плеч стрелков, были достаточно маленькими, чтобы комфортно разместить стрелка и пулемёт.
Боекомплект составлял по три тысячи патронов на пулемёт, уложенных в металлические ящики, закреплённые на стенках боевого отделения машины. В очень редких случаях на машины грузили усиленный боекомплект, но эти случаи за всю историю Гражданской войны были всего три или четыре раза (согласно имеющимся в сети документам).
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Пожалуй, главной инновацией в шасси бронеавтомобилей Остин был двигатель – на «русской» модификации устанавливался рядный четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения, который выдавал мощность в 50 лошадиных сил. Это не давало какого-то прироста в скорости, но проходимость боевой машины заметно подросла. Трансмиссия осталась той же, с включением в состав пятискоростной механической коробки передач, но передача крутящего момента на приводной задний мост уже шла через карданный вал.
Приводная формула осталась прежней – 4х2. Не изменились и скоростные характеристики – всё те же 55-60 км/ч по ровной дороге, до 30 км/ч по пересечённой местности. Не изменилась и подвеска – броневик оснащался чуть усиленной рессорной зависимой подвеской на каждый мост. В ходовой части «русского Остина» изменений оказалось немного.
Боевое применение
С весны 1918 года броневики «Остин» успешно используются для борьбы с «контрреволюцией» - наиболее массово их применяли в боях на юге России, а также во время Русско-Польской войны 1919-1920 годов. Часть машин была потеряна – не менее десятка бронеавтомобилей «Остин», согласно отчётам польских военных, было захвачено в качестве трофейных. На вооружении Польской армии они оставались до 1928-1929 годов, после чего были отправлены в утиль.
Чуть дольше они задержались в РККА – тут их списали лишь к 1933 году, когда в войска поставили более современные машины. Ещё несколько машин подобного типа были на вооружении армии Эстонии – их путь окончился в 1940 году, когда Прибалтику ввели в состав Советского союза. Состояние бронеавтомобилей было ужасным, сказывалось полное отсутствие запасных частей и ремонтных комплектов, да и в целом, эти бронеавтомобили уже морально устарели. Посему эти несколько штук практически сразу утилизировали, чтобы не мешались под ногами.
Заключение
«Русский Остин» - прекрасный образец того, как можно было реализовать возможности отечественной промышленности в сочетании с возможностями по закупке иностранных шасси. Удачная конструкция, достаточные боевые характеристики, надёжные узлы и агрегаты – всё это обеспечило бронеавтомобилю свою долю успеха.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.