В 1915 году, практически одновременно с началом работ по созданию бронеавтомобиля по проекту прапорщика Улятовского, начались разработки довольно интересных образцов по проекту генерал-майора Филатова. Проект был интересен тем, что во-первых, это была полностью отечественная сборка, а во-вторых, была очень дешёвой за счёт использования деталей от повреждённых на фронтах машин. Так началась история «Трёхколёски», пожалуй, одной из лучших в своём классе боевых машин.
История создания
Практически сразу после поступления в войска бронеавтомобилей «Гарфорд-Путилов» стали очевидны их проблемы с проходимостью — не совсем продуманная конструкция ходовой части, вместе с слишком тяжёлым корпусом откровенно вредили машинам на достаточно тонких «гражданских» колёсах. В этот момент генерал-майору Филатову и прапорщику Улятовскому пришла в голову примерно одинаковая мысль — создать максимально лёгкую машину с пулемётным или пулемётно-пушечным вооружением, причём весьма дешёвую в производстве.
И пока Улятовский строил свой броневик, Филатов начал свои изыскания. Первым делом, он решил уменьшить нагрузку на шасси, соответственно, ему требовалась максимально небольшая кабина, оснащённая боевой рубкой. Разумеется, она должна быть бронированной, иначе весь смысл боевой машины будет заключаться в покидании стартовых позиций — после этого никакой гарантии того, что машина своим ходом доберётся до линии соприкосновения с противником нет. Путём сложных вычислений, генерал-майор установил, что используя кабину от гражданских легковушек как образец, создавать корпус необходимо из брони толщиной в 4-6 мм. Этого было достаточно для защиты от стрелкового оружия противника и осколков снарядов.
Также требовалось с нуля разработать шасси — трёхколёсные автомобили к тому времени новостью не были, поэтому работы в этом направлении двигались достаточно споро. Однако на разработку всей боевой машины ушла целая осень — приступить к воплощению боевой машины в металле группа конструкторов во главе с Филатовым смогла только в конце 1915 года. Работы шли в полуинициативном порядке — вращаясь в определённых кругах, генерал-майор умело подкидывал некоторые данные о перспективах бронеавтомобилей, но без конкретики. И тут в конце апреля 1916 года он показывает военным сразу десять машин по своему проекту. Девять из них несли пулемётное вооружение, десятая вооружалась 76-мм противоштурмовой пушкой образца 1910 года.
Военные идею генерал-майора оценили, и даже соизволили устроить машинам испытания. На них и выяснилось, что артиллерийские модели оказались слишком тяжёлыми для «самопального» шасси, вследствие чего их проходимость была неудовлетворительной. Куда более лёгкие пулемётные машины показали лучшие результаты, вследствие чего военные решили дать им «зелёный свет» - напомню, что в 1916 году обстановка на фронтах ПМВ для Русской Императорской Армии складывалась угрожающе. Замедление продвижения русских армий, помноженное на нарушенную логистику и всё растущую дезорганизованность армии (благодаря действиям одной политической партии) грозило превратиться в настоящую катастрофу.
Поэтому на фронте нужно было если не чудо, то хоть какое-то средство, которое можно было бы за это чудо выдать. Военное руководство всеми доступными средствами искало хоть как-то усилить армию, но все попытки завершались практически безрезультатно. Появление на фронте новых, более удачных, а значит, более эффективных бронеавтомобилей могло бы повернуть ситуацию вспять — именно на это ставили в ГВТУ, когда принимали на вооружение пулемётные «трёхколёски».
Серийное производство решили начать тут же, однако лишь силами мастерских Офицерской стрелковой школы — Филатов настоял на этом так убедительно, что предварительно задуманное разделение заказа на две производственные площадки (планировалось подключить и Ижорский завод). Производство шло достаточно медленно — виной тому был как раз Ижорский завод, не всегда вовремя поставлявший бронелисты. Поэтому партия броневиков в тридцать штук, которую заказало военное руководство Российской Империи, была поставлена практически перед Октябрьской революцией 1917 года.
Описание конструкции
Конструкция бронеавтомобилей Филатова была несколько оригинальной, в основном, за счёт использования самодельного трёхколёсного шасси. Но это же и сыграет с ними злую шутку — это станет понятно читателю чуть позже.
Бронированный корпус
Корпус был разработан с учётом текущей на тот момент тактики применения бронеавтомобилей — корма получила наиболее толстые бронелисты. Там толщина брони достигала шести миллиметров, да ещё и с небольшим наклоном брони была немалым подспорьем. Особенно с учётом общей высоты машины, едва достигавшей 180 сантиметров, это было очень неплохо. Единственным недостатком, который повлекло за собой создание такого корпуса, была теснота — экипаж из четырёх человек (водитель, командир и один/два стрелка, в зависимости от количества пулемётов) в такой маленькой коробочке размещались довольно плотно.
А учитывая, что в районе боевого отделения ещё располагались топливные баки, да ещё боеукладка, то про комфорт в бою можно было только вспоминать. Стрелкам приходилось вести огонь либо сидя на жёстком полу, либо лёжа, что и вовсе было неудобно. Но ничего не попишешь — генерал-майор Филатов машину строил под задачи максимальной эффективности в бою. Потому и пространства внутри было очень мало — в угоду рациональных углов наклона брони.
В относительном комфорте находились командир машины и водитель — они сидели рядышком, тоже в довольно тесных, но более комфортных в сравнении со стрелками, условиях. Их окружала броня толщиной в 4 мм, наблюдать за обстановкой вне боя они могли через довольно крупные смотровые оконца, в бою же им приходилось использовать смотровые щели. Никаких перископов не предусматривалось, однако в полевых мастерских (равно как и на машинах позднего выпуска) в крыше люка, расположенного над рабочими местами водителя и командира, тоже прорезались смотровые щели, при необходимости закрываемые заслонками. То есть, командир мог открыть люк, высунуть в него свою голову, открыть смотровую щель и корректировать движение «Трёхколёски» на врага. Довольно «весело», но ничего не поделать — другого способа создатели не предусмотрели.
Вооружение
Изначально Филатов планировал строить два типа бронеавтомобилей — с пулемётным и пушечным вооружением. Однако военные практически сразу отказались от машин с пушечным вооружением — тут случился парадокс. Машина оказалась слишком тяжёлой для уверенного движения по «лунному грунту» (в том числе и по мощности двигателя не тянула), и одновременно слишком лёгкой для погашения отдачи от выстрела 76-мм противоштурмовой пушки. Даже установка сошника, который выполнял роль тормоза при откате устройства, ситуацию не особо меняла.
Поэтому военные отказались от производства артиллерийских моделей и затребовали пулемётные. Но потребовали дать больше комфорта стрелку и несколько снизить цену — собирали ведь машины из хлама, фактически. Тогда Филатов пошёл на ухищрение, убив одним выстрелом сразу трёх зайцев — за счёт слегка изменённой кормы корпуса сократил массу, за счёт установки всего одного пулемёта немного улучшил условия для работы стрелка, а также заметно подсократил траты на постройку бронемашин.
По итогу, кроме первых девяти машин, ещё 21 была выпущена всего с одним пулемётом Максим образца 1910 года. Боекомплект к нему составлял 16 лент по 250 патронов, или же четыре тысячи патронов. Они укладывались в патронных ящиках по бокам боевого отделения, и всегда были под рукой стрелка. Для прицеливания ему приходилось использовать штатный прицел пулемёта со стандартной для этой модели прицельной планкой и мушкой.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
В качестве основной силовой установки на бронеавтомобили устанавливались разные двигатели, мощность которых была в пределах 16-25 лошадиных сил. Сами двигатели могли быть от компании Case, Hupmobile, Maxwell и прочих незнакомых современному читателю машин. Сообразно этим двигателям подбирались и трансмиссии — по принципу «что было, то и поставили». Это и было фатальной ошибкой Филатова — со временем запчастей для замены вышедших из строя компонентов силовой установки становилось всё меньше, и когда-нибудь машины встали бы окончательно. С другой стороны, противопоставить этому генерал-майор не мог ничего — не могла дать трещащая по швам экономика Российской Империи отдельной производственной линии для унифицированных двигателей.
Колёсная формула броневиков тоже была достаточно уникальной — 3х2. Задний ведущий мост устанавливался на рессорной подвеске и имел односкатные колёса на пневматических шинах. Сами колёса, как правило, были деревянными, для защиты от внешних повреждений прикрывались стальными колпаками. Переднее колесо несло только функции направления движения — им управлял водитель при помощи хитрой системы тяг, подключённых к рулевой колодке. Причём переднее колесо, подобно мотоциклам, имело пружинную подвеску (её скорее всего, позаимствовали у какого-то мотоцикла тех лет).
Интересна конструкция самого шасси — это была достаточно мощная Т-образная рама, поперечина которой находилась как раз над задними колёсами. Длинная же её часть проходила под всем корпусом бронеавтомобиля, выполняя несущую функцию, а также немного прикрывая собой цепной привод трансмиссии. Шасси было от и до разработано в мастерских Офицерской стрелковой школы и было поистине уникальным решением того времени.
Боевое применение
А вот о боевом применении «Трёхколёсок» известно немногое — да, поставлялись на фронта Первой Мировой войны, относительно достойно показали себя в боях с немецкими войсками. Но детального разбора какого-либо сражения, с применением бронеавтомобилей Филатова мне найти не удалось. Активно они использовались и в годы Гражданской войны — машин было примерно поровну у «белых» и у «красных». Однако и там конкретных данных не приводится.
Известно лишь одно — последние четыре машины находились на службе в РККА до 1922 года. Они описывались как «довольно изношенные, но всё ещё на ходу» и предлагались использоваться как учебные пособия. Однако после 1922 года их следы окончательно теряются — скорее всего, на волне всеобщего списания устаревшей техники, их отправили на утилизацию.
Заключение
«Трёхколёски» Филатова действительно были очень оригинальными машинами. Лёгкие, достаточно быстроходные, неплохо вооружённые, они могли кое-что показать на полях сражений. Однако в силу малого количества, а также перехвата более половины машин революционерами, серьёзного влияния на ход боевых действий они оказать не смогли. Зато более активно проявляли себя в годы Гражданской войны, с переменным успехом. Но время зло, и техника любая свой ресурс имеет...
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.