Найти в Дзене
Полит74

Полк из Челябинской области первым вошел в освобождаемый от фашистов Смоленск

Оглавление

Проект агентства Полит74 приурочен к 80-летию Победы

Продолжаем публикацию книги челябинского журналиста, специалиста по военной истории Андрея Зубанова о боевом пути 400-го самоходного артиллерийского Трансильванского Краснознамённого, ордена Богдана Хмельницкого полка, который базируется в Челябинской области. Проект реализуется к 80-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне.

Наступление под Смоленском

7 августа 1943 года советскими войсками было предпринято новое наступление - началась Смоленская наступательная операция. Перед ее началом в полку сменился командир. Майор Березин получил повышение и был отправлен командовать артиллерией в 220-ю стрелковую дивизию. Новым командиром полка стал подполковник Макар Игнатьевич Солоха.

Артполк принял участие в наступлении раньше всей дивизии, в начале августа он поддерживает огнем соседние части, участвуя в артподготовке. 3 сентября дивизию подключают к общему наступлению.Она атакует врага в направлении на Волынцево - Старозавопье. В течение первого же дня освобождены деревни Боровлево и Болычево. Было выведено из строя одно орудие ЗИС-3. При этом с самого начала стрелковые полки дивизии понесли тяжелые потери.

Вспоминает ветеран полка Семен Никитич Соболев:

- Наша 133-я дивизия, переброшенная накануне с левого фланга, с трудом преодолевая сопротивление немцев, продолжала наступление. Четвертого сентября удалось продвинуться на пять-шесть километров, понеся при этом большие потери. Впереди укрепленная высота 207,6 метра. С 5 по 9 сентября на позиции дивизии вражеская авиация до сорока самолетов сбрасывала бомбы, стремясь остановить наступление. Причем с 3 по 12 сентября остальные дивизии армии приводили себя в порядок и наступательных боев не вели.

После этого части в течение трех дней приводят себя в порядок, одновременно отбивая контратаки противника по нескольку в день. Поздним вечером 9 сентября и в последующий день полк снова принимает участие в наступлении, в направлении на Волынцево, Дубины, Ольхово. Далее - вновь передышка, для приведения в порядок.

На острие удара: первыми вошли в Смоленск

И вновь слово Соболеву:

- 10 сентября наша дивизия обошла высоту 207,6 м, продвинувшись на триста пятьдесят-семьсот метров, передний край обороны немцев был прорван. Бои были жестокими и упорными, достаточно сказать, что с 5 по 9 сентября было отбито 27 контратак немцев с применением танков. Потери дивизии за время этих боев, когда на острие наступления была 133-я стрелковая дивизия, составили 730 человек убитыми и 2742 ранеными – более половины от 6290 человек ее состава.

Фото с военно-исторической реконструкции в Челябинске. Автор Андрей Зубанов
Фото с военно-исторической реконструкции в Челябинске. Автор Андрей Зубанов

Несмотря на все потери, 133-я стрелковая дивизия оказывается одним из самых полнокровных соединений, поэтому ее выставляют на самое острие удара. 15 сентября части дивизии опять переходят в атаку. 16 сентября, сумев буквально проломить сильно укрепленные позиции немцев, бойцы во взаимодействии с соседями освобождают город Ярцево.

17 сентября происходит форсирование реки Вопь. Немцы успели отойти за реку и уничтожить за собой мосты, но ночью пехота перебралась через Вопь при помощи специально сколоченных штурмовых мостиков. Тогда же начались бои за овладение железнодорожной станцией Ярцево. Станцию захватывают 18 сентября, и продолжают наступать на восток в сторону деревни Пологи.

В период с 19 по 25 сентября дивизией было освобождено 44 населенных пункта. 25 сентября на плечах отступающих немцев дивизия выходит на северную окраину Смоленска. Она стала первой дивизией, вошедшей в освобождаемый Смоленск.

Все более дерзкими становятся действия разведчиков. Они все чаще проникают в тыл противника, самостоятельно уничтожают врагов любыми доступными способами. Так старший лейтенант Алексей Сергеевич Виноградов и младший сержант Константин Михайлович Шушарин проникли в тыл противника в ходе разведки, обнаружили отдельно стоящий миномет и захватили его. После этого бойцы открыли из него огонь, уничтожив около 20 фашистов. Разведчики все время действуют в боевых порядках пехоты, либо даже впереди нее, заблаговременно засекая огневые средства немцев. Именно они становятся первыми артиллеристами, которые входят в освобождаемые населенные пункты.

Далее полк обходит Смоленск пригородами. Не ввязываясь в уличные бои, он двигается на запад, в обход города, преследуя отступающего противника. К вечеру 28 сентября, освободив ещё 20 сел и деревень, дивизия выходит к реке Березина (не путать со знаменитой рекой Березиной, протекающей в Белоруссии). На ее форсирование с боями уходят сутки. После этого дивизия опять меняет направление своего наступления. Она двигается на юг, тем самым отрезая пути отхода немцам, отступавшим от Смоленска. Благодаря этому маневру немецкие части почувствовали угрозу окружения, и начали откатываться от города, не пытаясь сдерживать советские части.

Вышли на территорию Белоруссии

Взятие Смоленска изменило снабжение наших войск в лучшую сторону. Наладился подвоз боеприпасов и продуктов. 29 сентября захвачено 5 деревень. 30 сентября части дивизии подходят к деревне Хлыстовка, после чего следует упорный двухдневный бой. 4-6 октября предприняты новые безуспешные атаки на участке Хлыстовка – Белеи. 7 октября дивизия сумела взломать оборону противника, и овладела деревней Бекедово. Полк двигается в промежутке между линией железной дороги и Днепром. Дивизия освобождает ещё 11 населенных пунктов и выходит на территорию Белоруссии, остановившись 10 октября для передышки западнее линии Застенки – Корумны. 17 и 18 октября следует неудачная попытка возобновить наступление.

Об этом эпизоде вновь рассказывает Семен Никитич Соболев:

- В ответ на нашу артподготовку немцы ответили массированным огнем своей артиллерии. Грохот артиллерии нарастал с обеих сторон. Загорелась рожь на расположенном впереди и чуть левее поле. Небо закрылось дымом и пылью от разрывов снарядов и мин. Где-то ревели танки в этом дыму. Чьи? Наши? Немецкие? В небе пикировали самолеты, рвались вокруг бомбы, а мы, находясь между огней, ничего не видели. Хотелось пить, во рту высохло так, что язык гремел. Воды не было, сходить за ней было невозможно. Во рту пересохло от жажды. Бой длился дотемна, но успеха не было. Пехота наша не продвинулась ни на метр.

Удивительный эксперимент

Прорыв обороны удается только 22 октября, после чего части продвигаются вперед, регулярно отбивая немецкие контратаки с использованием танков. Но немцы отчаянно сопротивляются, подтаскивая к передовой все новые силы. Поэтому темпы продвижения были очень скромные, максимум по паре километров в день. Дивизия буквально прогрызает себе путь вперед.

Об этих боях также оставлен рассказ Семеном Соболевым:

- В десять часов заговорили реактивными снарядами «Катюши» – сигнал к началу артподготовки. Не успели еще пролететь их ракеты с огненными хвостами над нашими головами, как мы уже сорвали с орудий маскировку и открыли огонь. Наша задача заключалась в том, чтобы прямой наводкой уничтожить дзоты (или наглухо подавить их) в нашем секторе, пробить проходы в проволочных заграждениях, чтобы пехота беспрепятственно могла идти в атаку на ближайших подступах к позициям немцев. Все обнаруженные пулеметные точки немцев были разбиты. Оставалось пробить проходы в проволочных заграждениях.

Военно-историческая реконструкция в Челябинске, фото Андрея Зубанова
Военно-историческая реконструкция в Челябинске, фото Андрея Зубанова

Артподготовка закончилась, огонь был перенесен вглубь немецкой обороны, и по сигналу зеленой ракеты поднялась и пошла наша пехота. Цепью, слегка извивающейся, как будто не спеша, постреливая. Артиллерия ослабила огонь, накрывая только ожившие цели. Вот впереди послышалось «Ур-р-а-а-а!» – пехота побежала вперед. Первая линия траншеи была взята. Тут вдруг справа из-за высотки пошли наши танки, много танков, а следом автоматчики со стальными щитами, прикрывающими грудь и живот. Видимо, это был эксперимент, потому что такого мы больше не видели нигде до конца войны.

Добравшись до передней линии траншей немцев, мы остановились в ожидании лошадей и занялись изучением своей работы: куда били, куда попадали, что поразили. Пехота ушла вперед. Этот бой с нашей высотки смотрелся как на ладони и развивался, будто по сценарию, как в кино.

Но на следующий день, не выдержав контратаки немцев, поддержанной самоходными орудиями, наша пехота откатилась в противотанковый ров. Наши пушки оказались в одной цепи с пехотой. С утра отбили контратаку немцев. Во второй раз немцы полезли при поддержке «фердинандов». Открыли по ним огонь. Однако из-за обратных скатов высоты они выходили на столько, что видны были только их башни. Завязалась дуэль, не очень выгодная для нас. Наши пушки не могли пробить лобовую броню «фердинандов», а они с такого расстояния, причем с остановки, могли бить по-снайперски точно.

Полк проходит с боями около 200 километров

К концу октября наступление окончательно забуксовывает, и с 30 октября попытки атак прекращаются. Части занимают оборону восточнее деревни Киреево, не дойдя до Орши около тридцати километров. Линия фронта в этом месте окончательно стабилизировалась до 1944 года. Таким образом, с начала наступления на Смоленск полк проходит с боями около 200 километров.

Командование высоко оценило вклад бойцов дивизии в это наступление. Приказом Верховного главнокомандующего от 25 сентября 1943 года 133-й стрелковой дивизии в ознаменование одержанной победы присвоено звание «Смоленская». Личному составу дивизии объявлена благодарность. Стоит отметить, что артиллеристам во время наступления пришлось очень нелегко. Оно проходило по территории, изобилующей реками. Форсирование каждой из них вместе с орудиями представляло собой очень сложную задачу – реки в осенний период многоводны, переполнены сезонными дождями, а берега становятся очень топкими.

С 13 по 20 ноября произведены новые попытки наступления, не имевшие успеха. Обескровленные полки были не в состоянии выполнить эту задачу. С 22 ноября начинается вывод частей дивизии во второй эшелон, артиллерия остаётся на своих позициях и прикрывает передислокацию. 28 ноября поступает приказ – совершить марш до станции Колодня (13 км восточнее Смоленска). И 30 ноября части собрались в лесу у станции в ожидании погрузки в эшелоны.

В выписке из полкового журнала боевых действий указаны потери части в период 30 августа – 30 ноября 1943 года. Убито 5 офицеров и 32 солдата, ранено 6 офицеров и 48 солдат. Было повреждено 2 орудия и 1 автомашина. За это же время полком уничтожено: 39 пулемётов, 8 артиллерийских и миномётных батарей, 6 отдельных орудий, 8 автомашин, 468 немецких солдат и офицеров. Артполк погружен в эшелон и отправлен со станции только 5 декабря, четвёртым эшелоном. Приказом от 6 декабря 133-я стрелковая дивизия выведена из подчинения 31-й армии, и переводится в резерв народного комиссариата обороны.

Решением командования дивизию перебрасывают на территорию Украины, где её ждали новые бои и очередные испытания.

Первую часть книги о том, как сформировалось боевое подразделение, можно прочитать здесь.

Вторую часть книги о том, где полк получил боевое крещение, можно прочитать здесь.

Третью часть книги о том, как полк помог отбросить фашистов от Москвы, можно прочитать здесь