Ещё при жизни этого человека окружало столько легенд и тайн, что даже сегодня трудно отделить реальные факты от вымысла. Великий мастер иллюзий Эмиль Кио поражал настолько, что в его сверхъестественные способности верили все — от простых людей до высокопоставленных чиновников. И считали «волшебником ХХ века».
Согласно имеющимся данным, основатель легендарной советской династии иллюзионистов, изобретатель и создатель уникального циркового оборудования Эмиль Теодорович Гиршфельд-Ренард (да, это настоящая фамилия знаменитого Кио) появился на свет 11 апреля 1894 года в Москве.
Однако его близкие утверждали, что в юности он вместе с другом так сильно «поколдовал» над документами, что впоследствии даже не мог вспомнить точной даты своего рождения.
Зато прекрасно помнил, что в детстве вовсе не мечтал работать в цирке - он хотел стать известным актером. И его желание отчасти сбылось — Эмиль был принят в труппу Московского театра миниатюр, где играл восточного мага. На сцене, облаченный в халат и чалму, он показывал фокусы и удивлял публику ловкими трюками. Он настолько вжился в роль, что после того, как в 1917 году театр закрылся, он, не задумываясь, пошел в цирк.
Сначала работал администратором, затем униформистом — помогал на манеже во время представлений, потом помощником дрессировщика лошадей, ухаживал за слонами.
Его дебют в качестве иллюзиониста произошел случайно — в варшавском цирке Александра Чинизелли, который считался одним из лучших в Европе. Ему пришлось срочно заменить факира, ушедшего в запой. Именно тогда у него и появилась идея создать собственный фееричный номер.
Во время командировки в Берлин знаменитый тогда клоун Бом посоветовал ему зайти в магазин фирмы Конради-Хорстера, в котором можно было купить все необходимое для показа фокусов. Там Эмиль купил аппарат для трюка "Омоложение" и отучился в "Адской академии", которая работала при магазине. В общем, в Варшаву он уже вернулся фокусником.
Есть несколько версий, почему Эмиль взял псевдоним Кио. Сам он рассказывал такую легенду: однажды вечером проходил мимо кинотеатра «Художественный», и заметил, что в слове «Кино» перегорела одна буква — «н». Слово «Кио» показалось ему загадочным и благозвучным, и он воспринял это как знак свыше.
Правда, как-то на гастролях в Киеве в шутку назвал свой псевдоним аббревиатурой, которая расшифровывается как «киевский известный обманщик». Но в народе прижилась своя версия — «как интересно обманывать». Так или иначе, а фамилию Кио фокусник официально прописал в своих документах и дал её сыновьям.
Кио произвел настоящую революцию в цирке. Он стал первым иллюзионистом, который демонстрировал фокусы не на сцене, а на цирковой арене, где выступление просматривалось со всех сторон. В результате возросла не только сложность трюков, но и публика получила возможность более пристально следить за действиями мага.
А в 1940 году Эмиль сменил традиционный костюм фокусника в восточном стиле на элегантный фрак и впоследствии выступал только в нём. Примечательно, что все свои фраки он шил только в одном месте — у рижского портного Баринбаума.
Также Кио стал первым цирковым артистом, кто начал во время представления задавать зрителям интеллектуальные задачки и головоломки, и внедрил принципы фокусов, которым иллюзионисты следуют до сих пор.
Из своих выступлений Эмиль Кио делал настоящее фееричное шоу, аналогов которому не было не только в советском цирке, но и в Европе. Постоянно усложняя трюки и совершенствуя реквизит, он внедрил в свою программу сначала лилипутов, а затем длинноногих шоугерлз в эротичных костюмах с перьями и блесками.
К созданию шоу он подключал лучших режиссеров и художников, в том числе главного художника Большого театра Вадима Рындина. Громкая музыка, эффектные декорации, интересные фокусы и фирменный стиль Кио — импозантен, сдержан, остроумен.
Все это в итоге привело к такому ажиотажу, что билетов на Кио, выступление которого занимало в программе всё второе отделение, было не достать. Одно время в кассах их просто не было, в основном, распределяли по организациям.
Но залы всегда были полностью заполнены, а зрители стояли даже в проходах. Рассказывают, что после завершения выступления у фокусника порой выжимали от пота даже фрак — настолько он выкладывался на манеже.
Многие его номера вошли в историю циркового искусства. Например, "Сжигание женщины". В обернутую специальной бумагой металлическую клетку заходила ассистентка, потом бумагу поджигали, и, когда пламя утихало, зрители видели, что девушки на прежнем месте больше нет.
Знаменитому дрессировщику и другу Кио Михаилу Багдасарову запомнилась афиша с этим номером: «Сегодня сжигаем 575-ю девушку! У нас их целый вагон!».
Также в числе знаменитых трюков «Индийский канат». Его, наверное, все помнят из детства: иллюзионист подбрасывал вверх обычный канат, который внезапно замирал вертикально, на нём выполняли различные трюки гимнасты, затем Кио просто наматывал канат на руку.
Или "Стекло" — сквозь прозрачное стекло посреди арены Кио протягивал не только яркую ленту, но и живого человека. Эффектный фокус с телефонными будками — ассистент исчезает из одной будки и появляется в другой. А также "Маяк" — огромное количество людей выходит из казалось бы пустого дома.
Даже сейчас, когда цирковая техника развивается стремительно, никто не может повторить эти трюки — их секрет знаменитый фокусник передал только своим сыновьям Эмилю и Игорю, которые, как известно, пошли по стопам отца.
Эмиль Кио был невероятно знаменит не только в СССР. Иллюзионист побывал с гастролями в Англии, Японии, Дании, Польше, Румынии и многих других странах. В Копенгагене за кулисы цирка Шумана ему прислали принесли записку от автора знаменитого на весь мир шаржиста Херлуфа Бидструпа: "Уважаемый господин Кио! Вы самый популярный артист, который когда-либо был в Дании. Пожалуйста, помогите достать билетик".
В 1960 году в Лондоне Кио присвоили звание лучшего фокусника мира, а через год в Дании он получил золотую медаль Международной артистической ложи. В Японии его называли волшебником ХХ века
Еще при жизни с его именем было связано столько легенд, что отделить правду от вымысла было крайне сложно. Но очевидно одно - Эмиль Кио был настолько профессиональным иллюзионистом, что многие люди искренне считали его волшебником. И приходили к нему с просьбами снять сглаз, сделать приворот, вылечить от пьянства. Конечно, этим он не занимался, но, как говорили очевидцы, гипнозом все-таки обладал и даже мог предсказывать будущее.
Ровно 33 года Эмиль Кио выступал на арене цирка и пользовался невероятной популярностью. Он зарабатывал очень хорошо, и многие его считали миллионером. Однако это – еще один миф. Дело в том, что все заработанные деньги от тратил на свою семью, а она у него была очень большой. Когда он внезапно умер на гастролях в Киеве, пришлось продать чёрную "Волгу", чтобы поставить памятник на Новодевичьем кладбище – сберкнижка великого советского иллюзиониста оказалась пустой.
Подписывайтесь на наш канал и нажимайте колокольчик – здесь очень много интересных историй про цирковых артистов и зверей, которые вы наверняка не знаете!