Сегодня тюнингом занимаются тысячи компаний, а выбрать модель, которая удивит, уже не так просто: даже начинающие тюнеры порой берутся за Lamborghini или Rolls-Royce. А вот 40-50 лет назад все было иначе: не каждый энтузиаст решался дорабатывать Mercedes-Benz. Однако таких смельчаков хватало, и благодаря им появились компании, которые вот уже почти полвека предлагают эксклюзивные доработки для дорогих машин. Сегодня вспомним не только «придворное ателье» AMG, но и другие, порой менее известные, но ставшие частью истории.
AMG
Как в эпоху научного атеизма тщательно изучали христианство, так и мы начнем обзор альтернативного тюнинга Mercedes с «придворного» ателье – знаменитых трёх букв AMG.
Аббревиатура AMG состоит из инициалов Ауфрехта и Мельхера, а третья буква (G) символизирует родной город Ауфрехта – Гроссаспах. Однако изначально вместо трехбуквенного акронима было придумано более длинное название: AUFRECHT MELCHER GROßASPACH, INGENIEURBÜRO, KONSTRUKTION UND VERSUCH ZUR ENTWICKLUNG VON RENN – UND SPORTMOTOREN.
История этой компании заслуживает отдельного внимания, и в нашем обзоре мы затронем только важнейшие моменты, благодаря которым маленькое предприятие из Гроссаспаха стало официальным ателье Mercedes и превратилось в «спортивный пакет» для большинства моделей. В 1967 году инженеры Ханс Вернер Ауфрехт и Эрхард Мельхер, работавшие в Mercedes, основали компанию по доработке автомобилей марки. В первые четыре года они «заряжали» Mercedes 300 SE в своей мастерской в Буршгеттене. История началась с того, что Ауфрехт купил разбитый Mercedes 300 SE втрое дешевле его новой стоимости и вместе с Мельхером превратил его в спортивный автомобиль, способный соревноваться с гоночными болидами на 24-часовых гонках. Доработка автомобиля обошлась в сотни тысяч долларов, но на тестах в Хоккенхайме машина была разбита.
Однако, несмотря на это, Ауфрехт и Мельхер вновь подготовили свой Mercedes 300 SEL 6,8 AMG для дебютного участия в гонках на Спа-Франкоршам.
Крупный седан Mercedes 35 был достаточно тяжёлым (1635 кг), но благодаря доработанному V8 с мощностью 428 л.с. мог конкурировать с более лёгкими и маневренными соперниками. Машина, получившая прозвище «Красная свинья» (Rote Sau) из-за своего цвета и габаритов, несмотря на ряд проблем, финишировала второй на гонках в Спа, заняв первое место в своём классе.
Рёв её мотора был услышан по всему миру, что обеспечило AMG стабильный поток заказов на доработку двигателей, подвесок и тормозов. В 1976 году компания переехала в Аффальтербах, а её штат увеличился до 40 человек.
Следующим этапом стало создание модели 300E 5,6 AMG, получившей прозвище Hammer (Молоток). Этот седан стал первым «сто двадцать четвертым» с двигателем V8, развивающим 360 л.с. и разгоняющимся до 100 км/ч за 5,4 секунды, официально достигая 300 км/ч.
В 1990 году AMG сделала важный шаг, превратившись из стороннего производителя в часть заводской структуры. Заключив партнёрское соглашение с Daimler-Benz AG, компания получила возможность предлагать пакеты доработок прямо в дилерских центрах Mercedes.
В 1993 году был выпущен первый совместный автомобиль – Mercedes-Benz C36 AMG, а вскоре в модельной гамме появились и Е-классы – Е50 и Е60 AMG. 1 января 1999 года Ханс-Вернер Ауфрехт передал свои акции Daimler AG, после чего AMG стала полностью дочерней компанией Mercedes. Так маленькое «гаражное предприятие» превратилось в неотъемлемую часть спортивного направления марки, как S-line у Audi и M-performance у BMW.
Brabus
Когда предприятие Ауфрехта и Мельхера уже переехало в Аффальтербах, в городке Боттроп на западе Германии начали своё дело два предпринимателя — Бодо Бушман (Bodo Buschman) и его партнёр Клаус Бракман (Klaus Brakman).
Название компании Brabus, зарегистрированной в 1977 году, произошло от первых трёх букв фамилий её основателей (BRA-BUS). Изначально компания занималась продажей Mercedes, но вскоре Бодо Бушман предложил партнёру не просто продавать автомобили, а и заниматься их улучшением.
Бодо Бушман был идейным вдохновителем проекта, а Клаус Бракман стал его партнёром лишь из-за законодательства ФРГ, которое не позволяло открывать такие компании в одиночку. Вскоре Бушман выкупил у Бракмана его долю за символические 100 дойчмарок, став единоличным владельцем бренда. Рецепт доработок от Brabus был прост: визуальные изменения кузова и салона, заниженная и жёсткая подвеска, колёса большего диаметра с характерным дизайном дисков.
Эстетика и роскошь — именно так можно описать первоначальное направление компании. Поэтому доработанные "шейховозы" с телевизором и видеоплеером быстро нашли своих поклонников в ОАЭ и других странах Ближнего Востока.
Вместо «инъекции бодрости» в стандартный мотор в Боттропе предпочитали «свап» — установку совершенно нового двигателя. Так, в 1984 году Brabus громко заявил о себе, выпустив заряженный «сто девяностый» с пятилитровым V8, развивающим 276 л.с.
В следующем году Brabus попал в Книгу рекордов Гиннесса: разработанный компанией аэродинамический обвес для «сто двадцать четвертого» обеспечил модели фантастический коэффициент Сх — всего 0,26!
Через год Бодо Бушман инициировал создание некоммерческой организации VDAT (Ассоциация немецких тюнинговых компаний), целью которой было объединение европейских тюнинг-ателье и защита их от экспансии азиатских фирм. Качество азиатских аксессуаров, заполнивших Европу более тридцати лет назад, значительно уступало европейским изделиям. Поэтому Бушман предложил контролировать качество продукции на уровне официальной организации, почётным председателем которой стал он сам.
В 1988 году Бодо Бушман не забывал о своей основной деятельности и представил новую версию «сто девяностого» — 190E 3.6S. Компактный седан с 272-сильным двигателем разгонялся до 100 км/ч за 6,8 секунды, а его максимальная скорость превышала 250 км/ч, ведь спидометр маленького Брабуса показывал более 260.
В 1990-е годы Brabus утвердил себя как одно из лучших сторонних предприятий по доработке автомобилей Mercedes. Существенное влияние на имидж ателье оказал выход мотора V12, который в версии Brabus из шестилитрового стал почти семилитровым (6,9 л), развивая 530 л.с. — почти на 140 «лошадок» больше, чем у стандартного «шестисотого». Этот мощный двигатель предлагался как для «сто сорокового», так и для родстера W129.
В 1996 году Brabus снова претендовал на рекорд, на этот раз став самым быстрым в мире Mercedes. Установив мощный 7,3-литровый V12 в кузов новейшего Е-класса W210, Бодо Бушман создал самый быстрый серийный седан. Этот титул был официально подтверждён и зафиксирован в Книге рекордов Гиннесса, ведь E V12 7.3S с 582 л.с. разгонялся до 330 км/ч!
В 1997 году Brabus создал самый быстрый универсал в мире, основанный на «двести десятого» Е-классе. Из V12 двигателя было извлечено уже 791 л.с., что позволило пятидверному «очкарик» разгоняться до 320 км/ч — быстрее среди конкурентов такого формата не было никого. В 1998 году 7,3-литровый мотор появился и в новом кроссовере ML, превращая его в самый быстрый внедорожник в истории, разгоняющийся до 261 км/ч, что также попало в Книгу рекордов Гиннесса.
В новом веке Brabus расширил горизонты, открыв подразделение для яхт и заключив долгосрочный контракт с Daimler для тюнинга автомобилей Smart. Также, перед 25-летием марки, были увеличены гарантийные сроки до трёх лет или 100 000 километров пробега.
В 2004 году Brabus открыл дочернюю компанию STARTECH, ориентированную на тюнинг американских автомобилей Jeep и Chrysler. Однако Бушман не забывал и о Mercedes, представив тюнинг для Maybach, а также установив 7,3-литровый V12 в G-класс.
В 2005 году компания представила два седана, способных разогнаться до 350 км/ч — Brabus E V12, а в 2006 году CLS Rocket, который развивал уже 365 км/ч.
В 2006 году издание Auto, Motor und Sport признало Brabus лучшим тюнинг-ателье, и этот титул компания из Боттропа завоевывала целых восемь лет подряд.
Lorinser
Компания Lorinser, в отличие от AMG и Brabus, заслуженно считается старейшим тюнинг-ателье Европы. Ещё 1 марта 1930 года механик Эрвин Лоринзер открыл в Вайблингене мастерскую по ремонту и обслуживанию автомобилей. Однако в течение следующих 40 лет фирма занималась исключительно ремонтом, а также продажей легковых и грузовых автомобилей. Лишь в 1974 году, после того как Эрвин передал управление бизнесом своему сыну Манфреду, в 1976 году был открыт новый филиал в Виннендене. В этом филиале, помимо продажи и обслуживания автомобилей, начали заниматься их тюнингом, создав отдельное подразделение Sportservice Lorinser. Первым результатом работы нового подразделения стал доработанный Mercedes W123.
Таким образом, Лоринзеры присоединились к миру экстерьерного тюнинга автомобилей Mercedes в том же временном отрезке, что и AMG и Brabus, став третьим значимым игроком на этом рынке. В 1981 году Sportservice Lorinser было официально зарегистрировано в торговом реестре, получив статус независимого юридического лица.
В 2006 году компанию возглавил Маркус Лоринзер, внук основателя бренда. Несмотря на то, что Lorinser активно работает на всех континентах, занимая свою нишу как на традиционных рынках Европы и США, так и на Ближнем Востоке, основное внимание компания продолжала уделять улучшению внешнего вида автомобилей.
Компания Lorinser также занимается улучшением двигателей, но, в отличие от многих конкурентов, не увеличивает рабочий объем. Вместо этого специалисты используют компрессоры и уникальные выпускные системы для повышения мощности.
С развитием дизельных технологий Lorinser стал одним из первых, кто предложил программы для увеличения мощности дизельных моторов.
Кроме готовых решений "под ключ", компания предоставляет комплекты для модификации подвесок и колесные диски, которые можно встретить даже на стандартных моделях. Как заявляет сам Маркус Лоринзер, их миссия — «совершенствовать совершенное».
Carlsson
Официально датой основания компании Carlsson считается 1989 год, однако история этого бренда началась несколько раньше и связана с автомобилями... BMW. Всё началось с другого тюнингового ателье – компании Hartge, основанной братьями Гербертом и Рольфом Хартге. В начале своего пути они занимались только ремонтом автомобилей BMW, но со временем перешли к их доработке. Следуя формуле «в воскресенье побеждай – в понедельник продавай», в 1978 году они подготовили BMW 3 Series (Е21) для ралли.
На первый взгляд, это никак не связано с Carlsson, но есть одна деталь: в качестве пилота на этом BMW был приглашен шведский гонщик Ингвар Карлссон, который раньше выступал за Mercedes. Продемонстрировав отличные результаты на автомобиле Hartge, Карлссон вскоре вернулся к бренду с трёхлучевой звездой, но связи с Hartge не оборвал. На самом деле, третий брат Хартге, Андреас, подготовил для шведа раллийный Mercedes W123, что стало важной вехой в истории самого Carlsson.
В середине восьмидесятых годов Андреас Хартге почувствовал, что готов развивать собственное направление в тюнинге Mercedes. Однако фамилия Hartge уже была крепко ассоциирована с автомобилями BMW, и использовать её для доработок конкурента семейства Баварии было бы не лучшим решением. Вдохновленный успехом своего рода в автоспорте, он выбрал имя Карлссон, которое стало брендом для его тюнинговых Мерседесов. В начале своего пути Андреас активно использовал уже готовые компоненты Hartge, включая колеса, но с каждым годом компания Carlsson все больше определяла свой собственный путь на рынке.
Компания Carlsson, помимо Mercedes, обратила внимание и на другие марки, выпустив доработки для Toyota Celica и даже SAAB. Однако основные усилия по-прежнему направлены на Mercedes, ведь в девяностые годы конкуренция среди тюнинг-ателье была крайне жесткой. В борьбе за состоятельных клиентов, которые покупали не только автомобили, но и их тюнинговые версии, каждая компания стремилась выделиться.
Андреас выбрал проверенный способ — привлек внимание с помощью автогонок. Уже на следующий год после открытия Carlsson был создан гоночный Mercedes W201, подготовленный для участия в турнире группы А, и получивший название Carlsson С35.
В 1991 году Carlsson представил первые версии тюнинговых Mercedes для гражданского использования — C35 W124 и C36 W140, а уже в следующем году добавился и «сто девяностый» Carlsson C35 W201. Мощность двигателя после доработок составила 275 л.с., что позволило модели W124 преодолеть отметку в 250 км/ч.
В 1993 году автомобили Carlsson получили уникальный дизайн колёсных дисков, получивший название Design 1/6. Этот стиль оказался настолько успешным, что вскоре был использован и на серийных моделях Mercedes в обновлённой версии.
Новая модель W202 была сразу же подвергнута тюнингу, и в версии от Carlsson её мотор развивал 280 л.с. Однако инженеры пошли дальше, усовершенствовав флагманский V12. Увеличив рабочий объём до 6,9 л, они добились мощности в 496 л.с. С таким мотором родстер SL в исполнении Carlsson C70 разгонялся до 290 км/ч!
ДЕВИЗ CARLSSON AUTOTECHNIK ГЛАСИТ: «ИДИ СВОИМ ПУТЕМ».
В этот же период в модельной линейке компании появилась мощная версия C36RS, оснащённая 336-сильным мотором.
Однако в Carlsson не успокаивались на достигнутом, стремясь превзойти своих конкурентов по тюнингу. В 1997 году был представлен родстер СМ74, который основывался на модели «сто двадцать девятого».
Рабочий объем двигателя в родстере СМ74 довели до впечатляющих 7,4 литра, получив 560 лошадиных сил. Для того чтобы машина могла разгоняться до сотни всего за 4,9 секунды, инженеры оснастили её не стандартным автоматом, а шестиступенчатой механической трансмиссией. Несмотря на «комфортный» имидж марки Mercedes, для представительского S-класса (W220) Carlsson предлагал в качестве опции не только спортивные ковши для всех пассажиров, но и каркас безопасности.
В начале 2000-х компания получила признание за использование механических нагнетателей, которые позволяли увеличить мощность автомобилей. Напоминаем, что Mercedes в свое время также использовал компрессорные версии с середины 90-х годов.
В 2006 году Carlsson был удостоен награды за дизайн от ассоциации немецких тюнинговых компаний. Это признание стало результатом того, что фирма успешно конкурировала с такими гигантами, как AMG, Brabus и Lorinser, а по разнообразию дисков и обвесов даже превосходила их в некоторых аспектах.
В 2009 году мир автотюнинга понёс тяжёлую утрату: в возрасте 62 лет ушел из жизни Ингвар Карлссон. В это время компания Carlsson представила купе Super-GT C25 на базе родстера SL600. Мощность его 700-сильного двигателя позволяла разогнаться до впечатляющих 320 км/ч.
Изюминкой компании стали четыре варианта доработок новых автомобилей Мерседес. Каждый из которых был рассчитан на разные потребности клиентов. Первый уровень – это простая установка новых колёс. Второй – «дилерский» вариант, включающий обвес и улучшенную выпускную систему. Третий уровень подразумевал доработку двигателя и подвески. А для самых требовательных клиентов, готовых не ограничиваться бюджетом, существовал четвёртый вариант – отправка автомобиля в Мерциг, где все пожелания клиента реализовывались в полном объёме по индивидуальным требованиям.
Baur
В отличие от других тюнинг-ателье, которые фокусировались преимущественно на технических улучшениях и внешнем виде без радикальных изменений, старейшая немецкая компания Baur с 1910 года начала свою деятельность именно с кузовных работ. В то время производство кузовов было обычной практикой для автомобильных производителей. С 1930-х годов Baur стал специализироваться на создании открытых версий автомобилей, и хотя их продукция не касалась Mercedes, а BMW, она была настолько высокого качества, что сама BMW начала включать в свои каталоги кабриолеты на базе первой «трёшки» Е21. Отличительной особенностью автомобилей Baur был уникальный подход к переделке в открытые кузова. Они оставляли стойки крыши и дверные рамки, усиливая конструкцию поперечным усилителем для повышения жесткости, что и дало этим кабриолетам название Top Cabriolet.
В 2002 году подразделение BAUR Karosserie Fahrzeugbau GmbH, входящее в состав компании IVM AUTOMOTIVE, поразило автомобильный мир неожиданным проектом: кабриолетом Mercedes, но не на базе легкового автомобиля, а на основе культового внедорожника G-класса (W463). Причем версия была пятидверной! G-Cabrio XL, как утверждали в Baur, стал обладателем самой большой в мире складной крыши, а длина его кузова составила внушительные 5142 мм, что сделало его по-настоящему уникальным.
Интересно, что этот внедорожник не только получил мягкий верх, но и был удлинен на 440 мм, что позволило увеличить пространство для ног задних пассажиров на целых 200 мм. Крыша складывалась с использованием электрогидравлического механизма, аналогичного тому, что использовался в заводском Mercedes G-Cabrio. Однако из-за удлиненной версии от Baur (почти на метр длиннее стандартного кабриолета) механизм потребовал дополнительных доработок. Созданный не под конкретного клиента, а для демонстрации своих возможностей, G-Cabrio XL должен был привлечь внимание к кабриолетам от Baur. Но, несмотря на амбиции, проект не смог спасти старейшую кузовостроительную компанию от закрытия, и вскоре Baur объявил о прекращении своей деятельности.
Styling Garage и другие
Рамки нашего обзора не позволяют охватить все десятки компаний, занимавшихся тюнингом автомобилей Mercedes, но нельзя не упомянуть хотя бы некоторые из них. Например, с 1979 по 1986 год существовало ателье Styling Garage (или SGS), которое приобрело популярность благодаря превращению модели «сто двадцать шестой» в уникальную версию 1000 SEL.
Как можно догадаться по столь необычному индексу, главным заказчиком Styling Garage были шейхи из арабских стран и африканские лидеры. Например, один из ярких контрактов компании заключался в переделке 40 седанов S-класса в разноцветные лимузины для свадьбы наследного принца Абу-Даби, Мохаммеда бен Заида Аль Нахайяна.
Если бы в начале восьмидесятых у вас было достаточно средств на два купе 500SEC, то за стоимость одного из них вы могли бы приобрести эксклюзивную доработку — «крыло чайки» — поднимающиеся вверх двери, что превращало автомобиль в нечто совершенно уникальное!
Компания также не ограничивалась стандартными кузовами и на базе «сто двадцать шестого» выпустила настоящий кабриолет, а также даже экспериментировала с универсалом, расширяя горизонты возможностей для своих клиентов.
Самым необычным проектом SGS за всю его короткую историю стало купе Arrow C1, которое выделялось не только подъемными дверями, но и уникальным дизайном передней части в стиле концепта Mercedes-Benz C111. Его особенностью стал приплюснутый «нос» с длинным обтекателем и открывающимися фарами, что добавляло автомобилю футуристичного вида.
Дизайнеры Styling Garage не ограничивались обычными удлинёнными версиями Mercedes S-класса. В SGS пошли дальше и увеличили ширину кузова на 200 мм, чтобы добавить автомобилю еще больше визуального эффекта. Для ещё большей выразительности они оснастили машину 16-дюймовыми колёсами — но не по стандартному диаметру дисков, а по их ширине, что сделало внешность модели ещё более агрессивной и необычной.
Переделка S-класса от SGS потребовала значительных изменений, включая переработку стёкол, дверных проёмов, заднего моста, решётки радиатора и фонарей. Всего было выпущено шесть экземпляров модели 600 SGS Royale, и половину из них приобрёл султан Брунея. Также "крылья чайки" не ограничивались только моделями S-класса. Инженер Хартмут Бошерт оснастил подъемными дверями и двухдверный Mercedes W124, что стало ещё одной яркой особенностью тюнинга от SGS.
В конце XX века существовало множество компаний, занимавшихся тюнингом автомобилей Mercedes, и многие из них остались в тени более известных брендов. Такие компании, как Oettinger, GH Car-Design, CDS Tuning, Goeckel, Haslbeck, Koenig и другие, предложили множество доработок, включая двигатели и внешние изменения. Интересно, что к тюнингу Мерседесов подключились не только немецкие ателье, но и международные фирмы. Например, бельгийская Carat by Duchatelet начала работу в 1980-х годах, а также стоит отметить японские компании, такие как WALD, известные своими агрессивными обвесами, и Tommy Kaira, которая в 1987 году представила свои версии седанов M19 и M30E на базе моделей Mercedes-Benz W124 и W201.
Для европейского взгляда такой подход к тюнингу внешности может показаться необычным, но стоит помнить, что речь идет о Японии. И хотя Tommy Kaira вскоре, с 1988 года, сосредоточилась исключительно на японских автомобилях, этот период оставил свой след. Как говорится, «потери не заметили».
А если Вы хотите быть в курсе последних автомобильных новинок, интересных историй и фактов, а так же практичных советов, обязательно подпишитесь на мой канал. Так же рекомендую ознакомиться с другим моим материалом 👇