Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Мечеть Шаха в Исфахане: жемчужина персидской архитектуры

Мечеть Шаха (перс. مسجد شاه), также известная как Мечеть Имама или Мечеть Имама Хомейни, — это одна из самых выдающихся достопримечательностей Ирана, расположенная на южной стороне площади Накш-е Джахан в Исфахане. Это сооружение по праву считается шедевром персидской архитектуры исламского периода и находится под защитой ЮНЕСКО как часть всемирного наследия. Решение о строительстве мечети было принято шахом Аббасом I Великим из династии Сефевидов, который в 1598 году перенес столицу из Казвина в Исфaхан. Этот амбициозный проект был частью грандиозного плана по преобразованию Исфахана в величественную столицу, способную централизовать власть и продемонстрировать мощь империи. Строительство мечети началось в 1611 году и было завершено около 1630 года, уже в правление преемника Аббаса I, шаха Сафи. Руководил работами архитектор Али Акбар Исфахани, а надпись над входом свидетельствует об участии каллиграфа Али Ризы. Из-за желания шаха Аббаса увидеть мечеть завершенной при своей жизни
Оглавление

Мечеть Шаха (перс. مسجد شاه), также известная как Мечеть Имама или Мечеть Имама Хомейни, — это одна из самых выдающихся достопримечательностей Ирана, расположенная на южной стороне площади Накш-е Джахан в Исфахане. Это сооружение по праву считается шедевром персидской архитектуры исламского периода и находится под защитой ЮНЕСКО как часть всемирного наследия.

Картина французского архитектора Паскаля Косте, изображающая его визит в Персию в 1841 году. На картине изображён главный двор с двумя айванами. Айван («покрытое помещение с одной открытой стороной») справа увенчан гольдастом (беседкой), который во многих персидских мечетях заменил минареты. Мечеть Шаха в Исфахане, Иран.
Картина французского архитектора Паскаля Косте, изображающая его визит в Персию в 1841 году. На картине изображён главный двор с двумя айванами. Айван («покрытое помещение с одной открытой стороной») справа увенчан гольдастом (беседкой), который во многих персидских мечетях заменил минареты. Мечеть Шаха в Исфахане, Иран.

Исторический контекст и строительство

Решение о строительстве мечети было принято шахом Аббасом I Великим из династии Сефевидов, который в 1598 году перенес столицу из Казвина в Исфaхан. Этот амбициозный проект был частью грандиозного плана по преобразованию Исфахана в величественную столицу, способную централизовать власть и продемонстрировать мощь империи.

Строительство мечети началось в 1611 году и было завершено около 1630 года, уже в правление преемника Аббаса I, шаха Сафи. Руководил работами архитектор Али Акбар Исфахани, а надпись над входом свидетельствует об участии каллиграфа Али Ризы. Из-за желания шаха Аббаса увидеть мечеть завершенной при своей жизни, при строительстве были допущены некоторые недочёты, что позже привело к необходимости серьезного ремонта уже в 1662 году.

Архитектурное величие

Мечеть Шаха — это блестящий пример классической персидской архитектуры, демонстрирующий гармонию формы, цвета и инженерной мысли.

Фрагмент плитки в верхней части входного айвана. Мечеть Шаха в Исфахане
Фрагмент плитки в верхней части входного айвана. Мечеть Шаха в Исфахане

Гениальное планирование

Поскольку площадь Накш-и-Джахан не ориентирована на Мекку (киблу), архитекторы нашли элегантное решение. Входной портал мечети обращён к площади, но за ним расположен арочный переход (вестибюль), который разворачивает всю основную структуру здания примерно на 45 градусов. Этот прием позволил правильно сориентировать молитвенный зал, а также обеспечил эффектный вид на главный купол с площади.

Мечеть Шаха в Исфахане
Мечеть Шаха в Исфахане

Мечеть Шаха, общий вид с площади Накш-и-Джахан, Исфахан
Мечеть Шаха, общий вид с площади Накш-и-Джахан, Исфахан

Мечеть Шаха и площадь Накш-и-Джахан в Исфахане
Мечеть Шаха и площадь Накш-и-Джахан в Исфахане

Четыре айвана

Мечеть построена по традиционному плану с четырьмя айванами — монументальными сводчатыми порталами, выходящими во внутренний двор. Каждый айван ведет в разные части комплекса: северный — ко входу, южный — в главный молитвенный зал, а восточный и западный — в боковые залы.

Северный айван. Мечеть Шаха в Исфахане
Северный айван. Мечеть Шаха в Исфахане

Панорамное фото входного вестибюля, ведущего во двор
Панорамное фото входного вестибюля, ведущего во двор

Западный айван. Мечеть Шаха в Исфахане
Западный айван. Мечеть Шаха в Исфахане

Северный айван слева, восточный айван справа. Мечеть Шаха в Исфахане
Северный айван слева, восточный айван справа. Мечеть Шаха в Исфахане

Мечеть Шаха и площадь Накш-и-Джахан в Исфахане
Мечеть Шаха и площадь Накш-и-Джахан в Исфахане

Южный айван слева — ведет в главный молитвенный зал, западный айван в центре, северный айван справа  — ведет на площадь Накш-и-Джахан. Мечеть Шаха в Исфахане
Южный айван слева — ведет в главный молитвенный зал, западный айван в центре, северный айван справа — ведет на площадь Накш-и-Джахан. Мечеть Шаха в Исфахане

Величественный купол

Главный купол мечети возвышается на 52 метра и имеет двойную оболочку, что характерно для тимуридской и сефевидской архитектуры. Его внутренняя и внешняя поверхности богато украшены изразцами со сложными растительными и эпиграфическими орнаментами.

Мечеть Шаха, общий вид с площади Накш-и-Джахан, Исфахан
Мечеть Шаха, общий вид с площади Накш-и-Джахан, Исфахан

Внешний вид главного купола, покрытого изразцами. Мечеть Шаха в Исфахане
Внешний вид главного купола, покрытого изразцами. Мечеть Шаха в Исфахане

Акустика и декор

Мечеть знаменита своей уникальной акустикой. Звук, произведенный под куполом главного зала, многократно отражается и хорошо слышен во всем помещении. На оформление мечети ушло около 475 000 плиток, что создает неповторимую игру цвета и света. Особенностью является также использование гульдаста (в переводе с персидского означает «букет цветов») — изящных угловых башенок на одном из айванов, которые использовались для призыва к молитве вместо высоких минаретов.

Главный купольный молитвенный зал. Мечеть Шаха в Исфахане
Главный купольный молитвенный зал. Мечеть Шаха в Исфахане

Главный купольный молитвенный зал
Главный купольный молитвенный зал

Внутренний вид главного купола
Внутренний вид главного купола

Вид на михраб (в центре) — священная молитвенная ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку (киблу) и минбар (справа) — кафедра или трибуна в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь (хутбу). Мечеть Шаха в Исфахане
Вид на михраб (в центре) — священная молитвенная ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку (киблу) и минбар (справа) — кафедра или трибуна в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь (хутбу). Мечеть Шаха в Исфахане

Зимний молитвенный зал, построенный в форме гипостиля («поддерживаемый колоннами»)
Зимний молитвенный зал, построенный в форме гипостиля («поддерживаемый колоннами»)

Зимний молитвенный зал. Мечеть Шаха в Исфахане
Зимний молитвенный зал. Мечеть Шаха в Исфахане

Купола зала на восточной стороне двора. Мечеть Шаха в Исфахане
Купола зала на восточной стороне двора. Мечеть Шаха в Исфахане

Одно из двух медресе при мечети. Мечеть Шаха в Исфахане
Одно из двух медресе при мечети. Мечеть Шаха в Исфахане

Современный статус и сохранение

Мечеть Шаха является не только действующим религиозным сооружением, но и национальным достоянием. Она была включена в список национального наследия Ирана еще в 1932 году, а ее изображение украшает оборотную сторону банкноты в 20 000 иранских риалов. После Исламской революции 1979 года мечеть часто называют Мечетью Имама в честь аятоллы Хомейни.

Мечеть Шаха. Общий вид с площади Накш-и-Джахан. Исфахан
Мечеть Шаха. Общий вид с площади Накш-и-Джахан. Исфахан

Мечеть Шаха. Общий вид с площади Накш-и-Джахан. Исфахан
Мечеть Шаха. Общий вид с площади Накш-и-Джахан. Исфахан

Мечеть Шаха в Исфахане — это больше, чем просто мечеть. Это символ золотого века Сефевидов, воплощение гения персидских зодчих и вечное напоминание о богатом культурном и историческом наследии Ирана. Ее стены, украшенные бирюзовыми, синими и золотыми изразцами, продолжают восхищать и вдохновлять посетителей со всего мира.