Я довольно долго не имел никакого отношения к колледжам, только с детства считал их отстойником для недостойных, никогда для себя не рассматривая, но со временем узнал, что в стародавние времена нынешние колледжи (а тогда - ПТУ, техникумы, училища и прочие, прочие, прочие) могли очень сильно друг от друга отличаться по контингенту (как учащихся, так и преподавателей). Потом стал слушать истории, что всё больше подростков стали уходить из школы после 9 классов, и понадеялся, что из этого следует, что сейчас там всё не так плохо.
Всё не так плохо. Всё ещё хуже!
А потом внезапно столкнулся с реальностью, потому что в колледжах учатся две хорошо знакомые мне девушки 17-18 лет - не будем вдаваться в подробности, но, короче говоря, два случайных петербургских колледжа мне свой уровень продемонстрировали во всей красе. И, с одной стороны, мне бы не хотелось обобщать, потому что, как неплохой математик, я понимаю, что два - это ни разу не репрезентативная выборка, но куча отзывов от незнакомых людей в интернете косвенно подтверждают мои выводы. Поэтому мысленно вы можете добавлять перед каждым абзацем вставку "в известных мне колледжах", когда я слишком обобщаю свои выводы, если хотите.
И да, я говорю о том, как в этих колледжах учат математике - вполне возможно, что специализированные предметы по профессии изучаются как-то иначе и что выпускники этих колледжей в рамках своей специальности что-то знают, умеют и понимают, а их преподаватели по этим дисциплинам, соответственно, и сами в них компетентны, и учат намного лучше.
Верится, конечно, с трудом, но я должен признавать, что это возможно, потому что не могу этого оценивать - пусть те, кто имеет дело с выпускниками всех этих колледжей в вузах или на реальной работе, расскажут. А я тут про математику. И про тех, кто (и как) учит этой математике.
Мне доводилось видеть тесты по некоторым "специальным" предметам в колледжах - я, помогая студентам колледжей, гуглил задания и находил все их задания дословно, с теми же вариантами ответов в том же порядке. Так что моё мнение о преподавании в колледжах других предметов, разумеется, сильно индуцировано этим фактом.
Кстати, на студенческих биржах полно заказов на эти самые гуглящиеся тесты - то есть студенты не только не учатся сами, но ещё и гуглить не хотят (или не умеют). Что мне думать о таких студентах?
Наверное, ни для кого не секрет, что в колледже технической направленности обычно на первом курсе изучаются сразу все темы 10-11 класса по "алгебре и началам анализа" и также часть тем из первого семестра технического вуза по тому же самому математическому анализу - и вся эта химера вместе обычно официально называется "высшая математика", а в народе (то есть вчерашними школьниками) именуется просто математикой. Предполагается, что уже к концу первого курса студент колледжа приобретает кое-какие представления о жизни функций (джентльменский набор: предел, производная, интеграл, построение графиков), которые ему пригодятся на физике и дисциплинах по специальности.
Вообще, чисто теоретически промежуточное положение колледжа между вузом и школой, а также необходимость работы с возрастом, когда ответственность по учебной части имеется у единиц, предполагает, что преподавать в колледже труднее, чем в вузе и школе. В вузе преподаватель может спокойно забить на нерадивых студентов, которые достаточно взрослые и самостоятельные, чтобы отвечать за свои косяки самим (правда, наслышан, что сегодня это уже не так и в отдельных вузах ввели "родительские собрания", да и разгонять бездельников руководство многих вузов уже не позволяет). В школе есть (хотя и плохо работающая) опция сообщить родителю, да и вообще (до определённого возраста) большинство детей достаточно послушны и не оспаривают слов взрослой тётки у доски.
В колледже же, по сути, нужно учить детей взрослой (вузовской) программе, то есть, по идее, преподаватель колледжа - это знания на вузовском уровне плюс умение работы с детьми на школьном. Короче говоря, в теории преподаватели колледжа должны быть "круче" и вузовских, и школьных учителей, совмещая в себе их сильные стороны.
Вот только зарплата в колледжах даже ниже, чем в школах, и поэтому сразу же закрадываются определённые подозрения, что реальность теоретическому рассуждению не соответствует.
Более того, есть ощущение, что преподаватель колледжа совмещает в себе слабые стороны школьных учителей и вузовских преподавателей...
И да, это факт - определённо не соответствует. Преподаватели математики в колледже - это мрак. Престарелые тётки, напрочь не знающие математику, но многие десятилетия преподающие одно и то же по древним методичкам (их, разумеется, переиздают, но, по-видимому, даже опечатки не исправляют - мы с девушками их постоянно находим и исправляем). По косвенным признакам они плохо понимают, что и зачем делают: например, то же исследование функции на наличие асимптот, в программе записано - но зачем его проводить, прости Господи, для многочлена третьей степени? Чтобы, Боже упаси, когда свалится с небес дробно-рациональная функция, студенты были готовы? А они точно будут готовы, если вы им выдали десяток одинаковых примеров подряд, где никаких асимптот нет и в помине? Или привыкнут писать, что их нет, не задумываясь? И то же самое с областью определения - заставляют писать её, не давая сразу же примера, когда она вовсе не равна R (хотя, казалось бы, нулевой знаменатель и отрицательное подкоренное выражение к этому моменту точно есть, даже если логарифм ещё не пройден, и привести пример легко - уверен, в комментариях какой-нибудь преподаватель колледжа высокомерно сообщит нам, что "аффтар врёт, мы всё так и делаем").
Узнать математику в колледже, не зная всего этого раньше, невозможно - ибо и скорость (объективно) запредельная, и преподаватель мало что понимает в том, чему пытается научить, а вокруг собрались: 1-2 товарища, которые понимают (и заранее знали всё), ещё 2-3, которые впахивают, учась то ли самостоятельно, то ли с репетиторами, и ещё 20, которые тупы и всё задания списывают либо с тех, которые понимают, либо с Photomath'а. Среднестатистическому подростку тут тяжело не пополнить ряды последних, увы. Нужна очень глубокая внутренняя мотивация и много свободного времени на самообразование, либо деньги и время на репетитора.
Заносчивости преподавателям колледжа не занимать - как и школьные учителя, они убеждены в своей исключительности и, конечно, скажут мне, что я ничего в их работе не понимаю. Их требования по оформлению отчётов о практической работе - я такие в школе писал на уроках экспериментальной физики (у нас они были с 9 по 11 класс - это именно отдельный предмет с отдельным учителем, 2 часа в неделю при 6 часах просто физики) - очень важны, разумеется, просто я никогда не работал в колледже (Боже упаси) и не имею права рассуждать о том, что полезно, а что нет. Но, разумеется, как и школьные учителя со своим ЕОРом, эти люди не смогут ничего внятного рассказать, какова же всё-таки польза этого идиотского оформления, когда непосредственно решение задач занимает около трети времени выполнения, а всё остальное уходит на переписывание "воды" из пустого в порожнее (нет, от того, что студенты механически скопируют теорию с доски в конспект, а потом из конспекта в практическую работу, они не станут её лучше знать; и нет, вывод "мы научились решать задачи" не станет правдой от того, что студентов заставили его десять раз написать).
Очевидно, что если большая часть внимания уходит на оформление работ, то на содержание остаётся практически ничего. И чисто психологически формируется превратное восприятие математики (и, вероятно, физики тоже), как чего-то, где отчёт первичнее сути.
А не этот ли постулат определяет нашу с вами жизнь в целом? Ведь во многих сферах жизни, куда ни плюнь, царит красивый отчёт, видимость. А не от того ли это, что в школах, колледжах и университетах абсолютно всех и каждого из нас старательно приучали, что высшие баллы получает тот, кто красиво и правильно отчёт оформил, а правильность (и тем более скорость) решения задачи никому не интересна? Нет, кому-то (как мне) повезло со школой, где не интересовались видимостью, кому-то так повезло с отдельными учителями - и только поэтому мы ещё не дошли до полного ахтунга. До сих пор есть шанс на любом уровне и в любой сфере встретить человека, который ценит реальные знания и умения, а не навык аккуратно и красиво написать отчёт.
Но массовое образование, какими бы красивыми словами ни назывались его отдельные части, массово вдалбливает в головы будущих взрослых этот очень опасный нарратив о первичности отчёта. Я давно вижу и ругаю это в школе, я увидел это в колледже. Я слышал, что это процветает и в некоторых вузах тоже - своими глазами не видел, у меня и моих ближайших знакомых таких проблем не было. Выводы?
Шеф, всё пропало!
Так вот и живём. И, если Бог даст, то и ещё немножечко проживём.