Найти в Дзене

История гробницы Гомера: от Строганова до Эрмитажа

Эрмитаж, один из наиболее выдающихся музеев мира, таит в себе множество тайн и сюжетов. Одной из таких «загадок» является находящаяся в зале Юпитера так называемая «гробница Гомера».

История этого саркофага, который был доставлен из Средиземноморья в рамках 1-й Архипелагской экспедиции под предводительством графа Г. А. Орлова-Чесменского (1769-1774), весьма увлекательна. Споры о его происхождении до сих пор не утихают — некоторые считают, что он мог быть найден на острове Андрос, в то время как другие указывают на остров Хиос.

Позднее владельцем этого саркофага стал граф Александр Сергеевич Строганов, который впоследствии занял пост президента Петербургской Академии художеств и дирижировал Публичной библиотекой. Это приобретение значительно увеличило его влияние и престиж в кругу коллекционеров.

Саркофаг был доставлен в Петербург и размещён в Строгановском дворце. Граф сам описывал этот момент в своей художественной галерее: «Во время первой турецкой войны 1770 года русский офицер Домашнев, командуя десантом, привёз этот саркофаг мне и сказал: “Не памятник ли это Гомера?”». Эта фраза быстро обрела популярность, и без доказательств все полагали, что гробница принадлежит Гомеру.

«Гробница Ахиллеса» в Строгановском саду (А. Мартынов, 1812).
«Гробница Ахиллеса» в Строгановском саду (А. Мартынов, 1812).

Гробница Гомера стала частью романтической легенды, столь же известной, как мифы об Атлантиде и золоте Трои. За её богатствами охотились авантюристы на протяжении многих веков. Один из таких искателей, граф Калиостро, также искал древнегреческий саркофаг в Санкт-Петербурге. Интересно, что в 1807 году журнал "Минерва" сообщал о найденном вместе с саркофагом скелете и чернильнице Гомера.

Строганов мечтал о создании сада, где могли бы ожить сцены из «Одиссеи». Архитектор А. Воронихин, когда-то бывший крепостным Строганова, спроектировал романтический уголок, разместив саркофаг у воды круглого прудика в парке, прославленном как Строгановская дача. Это место, возможно, могло ассоциироваться с Элладическим Элизиумом в мифологическом восприятии сада.

В 1908 году наследники Строганова пришли к выводу, что дача, сад и все относящиеся к ним вещи стали им не нужны. В последующем саркофаг был перевезён во дворец Строганова на Невском проспекте, где занял место во внутреннем дворе. С 1930 года он оказался в Эрмитаже.

Гробница Гомера. автор фото неизвестен
Гробница Гомера. автор фото неизвестен

Однако у этого саркофага есть своя загадка. Интересно, что его различные части отличаются по стилю. Лицевая и задняя стены артефакта относятся к различным историческим периодам, и в настоящее время даже с помощью самых современных технологий невозможно установить, когда и где эти два фрагмента были объединены.

На фронтальной панели саркофага изображен Ахилл, который стремительно выхватывает оружие, а рядом с ним находится Дейдамия – дочь Ликомеда и его любовь, испуганно опустившая одно колено.

Справа расположены две другие дочери царя: одна из них убегает от Ахилла с мечом, а вторая сидит спокойно в кресле, завершая правую часть композиции. Слева от главной группы находится мать Дейдамии, сидящая на стуле, а за ней – Диомед и Одиссей. Все участники этой сцены размещены на переднем плане, а фон за ними совершенно однороден.

Сотрудники Эрмитажа, специализирующиеся на античном искусстве, провели анализ саркофага, на котором изображен барельеф со сценой «Ахилл на Скиросе». В результате их исследования было установлено, что стиль исполнения и даже складки одежды фигурантов позволяют датировать этот греческий артефакт II веком нашей эры. Саркофаг принадлежал известному жителю одного из греческих островов, который жил приблизительно на девятьсот лет позже эпохи Гомера.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала

И обязательно ознакомьтесь: