Найти в Дзене
Объект ГЕРОИ

Как детство влияет на оценки в подростковом возрасте? Разбираем новое исследование

Оглавление

Можно ли предсказать школьные успехи подростка ещё в раннем детстве? Исследование учёных из Великобритании говорит: да, и довольно точно. Оказалось, что когнитивные и эмоциональные особенности ребёнка в возрасте 3–14 лет могут в 4 раза увеличить вероятность академических проблем в старших классах.

Получается, оценки в 16 лет — это не только про мотивацию или усердие, но и про то, как мозг и эмоции работали задолго до всяких ЕГЭ.

⭢ Давайте разберёмся, что именно влияет на успехи в школе и можно ли что-то изменить.

Что изучали учёные?

Исследование, опубликованное в Archives of Disease in Childhood, охватило 9 084 британских школьников. Учёные наблюдали за их когнитивным развитием и эмоциональным состоянием с трёх лет до подросткового возраста. Цель — выяснить, как ранние особенности развития связаны с результатами экзаменов в 16 лет.

Выводы оказались довольно тревожными:

  • Дети, у которых с раннего возраста наблюдались когнитивные и социально-эмоциональные трудности, в 4 раза чаще проваливали экзамены по сравнению с их сверстниками.
  • Если проблемы с эмоциями появлялись позже, но перед подростковым возрастом, то шанс не сдать экзамены всё равно был выше в 2,5 раза.
  • В целом 17% всех плохих оценок в подростковом возрасте можно объяснить именно ранними когнитивными и эмоциональными особенностями.

Что это значит? Оценки — это не только про то, как ты готовишься к экзаменам. Это ещё и про то, как ты развивался с детства и как справляешься с эмоциями.

Как это связано с учёбой?

Когда говорят о «когнитивных проблемах», имеют в виду не просто трудности с математикой или чтением. Это общее развитие памяти, внимания и способности к обучению.

«Социально-эмоциональные проблемы» — это высокий уровень тревожности, сложности в общении, проблемы с самоконтролем.

И здесь всё логично: если ребёнок в детстве испытывал сложности с концентрацией или плохо понимал эмоции окружающих, ему сложнее учиться. А если к этому добавляется тревожность в подростковом возрасте, мотивация может падать ещё сильнее.

Если сейчас учёба кажется сложной — возможно, стоит не просто зазубривать темы, а посмотреть шире: какие факторы мешают?

-2

Что делать, если вашему ребёнку сложно учиться?

Хорошая новость: мозг — это пластичный инструмент. Даже если в детстве были какие-то особенности в развитии, это не значит, что успеха в учёбе достичь невозможно.

1. Развивайте когнитивные навыки
Чем раньше тренировать память и внимание, тем проще будет в старших классах. Даже во взрослом возрасте это можно прокачивать с помощью:

  • игр на логику и память,
  • чтения и пересказов,
  • решения сложных задач.

2. Работайте с тревожностью
Если стресс перед экзаменами парализует, лучше заранее разбираться с этим. Работают техники дыхания, спортивная активность и даже осознание того, что оценки не определяют всю жизнь.

3. Укрепляйте навыки общения
Взаимодействие с людьми напрямую связано с успехами в учёбе: чем лучше человек умеет договариваться и выражать мысли, тем проще ему участвовать в обсуждениях и защищать свои идеи.

Мы это, в отличие от британцев, давно поняли 😆

Так что приходите к нам на бесплатный Клуб для подростков и родителей «Герои — место встреч». Учимся общаться, спорить, презентовать идеи, справляться со стрессом и структурировать у себя все между ушей!