Одна из главных целей арт-сообщества Креаторов из Петербурга – «Chicken Creators» – познакомить зрителя с представителями рынка искусств. Также есть и закадровая, не менее приоритетная миссия. Она заключается в сращивании интересов людей из миров искусства и бизнеса. В данной рубрике мы будем представлять вашему вниманию предпринимателей с помощью интервью формата. Если желаете стать участником данной активности, то пишите на почту сообщества – chickencreators@yandex.ru
А ссылки на гостя ищите в самом конце нашей статьи.
Анна Лавренко
— Самый светлый йоу, друзья! С вами снова Егро Бирюза и мы продолжаем изучать истории окружающих нас людей! Но давайте пока что с вами немного отдохнём. Расслабимся, порефлексируем. Побудем в лёгком состоянии воодушевления и созерцания. Обратим свой взгляд на мир, природу, что-то естественное и понятное. А помогать нам в этом будет художница в стиле реализм – Анна Лавренко. Поговорим про искусство, стиль и жизнь у холста.
Анна, приветствую Тебя в нашей творческой беседе. Поделись, с каким настроением и в каком состоянии Ты встретила 2025 год? Чем воодушевлена, к чему готовишься?
— Доброго дня, Егро и все наши читатели. Новый год для меня всегда чистый лист и только я планирую, что на нём будет написано. Я всегда строю планы на будущий год и очень надеюсь, что всё так и будет. 2025 не стал исключением, жду от него нового этапа в своём творческом пути. Я многое делаю для этого и надеюсь, что всё задуманное в этом году удастся осуществить.
— Как Ты думаешь, требуется ли художнику воодушевление или вдохновение для создания работ? Может ли это быть удобной отговоркой для тех, кто не готов созидать без стороннего влияния?
— Если я хочу писать картины, значит, я воодушевлена, и я их пишу. Вдохновение приходит к тому, кто берёт и делает. Приведу цитату Чака Клоуза, американского художника, представителя фотореализма: «Вдохновение – удел дилетантов. Остальные просто приходят и доводят работу до конца. Если вы будете ждать, пока тучи разойдутся и молния ударит вам в мозг, у вас ничего не получится…»
— Что же вдохновляет Тебя? И получается ли у Тебя самостоятельно создать момент вдохновения, например, через воспоминание и повторное проживание чувств?
— Вдохновение, на мой взгляд – это впечатление от увиденного или пережитого. Его можно найти где угодно. Цветы в вазе, листья под ногами, снег в свете фонарей. Да просто красивая фотография, всё может вызывать желание запечатлеть момент. Важно замечать незаметное, то, что цепляет и заставляет задуматься. Мне кажется, любой художник видит вокруг себя вдохновляющие его моменты. А иначе, он не художник.
— Помнишь ли Ты, что впервые вдохновило Тебя на путь рисунка? Что стало стимулом или причиной для рождения художницы Анны Лавренко?
— Мой путь к пониманию, что я хочу рисовать, был долог. Я много раз пыталась начинать, но бросала, не понимая, куда и как двигаться. И вот я переехала в Санкт-Петербург. Стала посещать выставки современного искусства. Съездила на выставку в Москве. Это был конкурс для художников, регулярно организующийся одним из известных художественных союзов. Я вдруг поняла, что мне тоже есть что сказать, и я хочу это делать. Видно что-то, давно зревшее во мне, вдруг вырвалось наружу, оформилось в желание нарисовать всё вокруг. Я стала по-другому смотреть на мир, искать свой стиль, своё видение.
— Размышляла ли Ты в детстве, что целостно посвятишь себя живописи? Была ли это Твоя мечта, инициатива от близких или стечение случайных обстоятельств?
— В детстве я некоторое время занималась в художественной студии, где мне напрочь отбили желание рисовать. И закончила я музыкальную школу. Рисовала как все – в альбомах и в раскрасках. Мысли о занятии живописью стали посещать уже в зрелом возрасте. По профессии я графический дизайнер. Работа околотворческая, но самовыражения в ней нет. А всегда хотелось. Моя профессия дала мне основу для занятий живописи – понимание цвета, композиции, пространства. Поэтому некоторая база для старта у меня была.
— Гений. Как Ты относишься к этому термину в художественном ключе? Веришь ли, что для авторского становления должны быть особенные, в какой-то степени, эфемерные переменные?
— Гений – это про великих. У нас, обыкновенных, главное желание, терпение и смелость начать.
—Ты бы себя отнесла больше к художникам трудоголикам или к тем, у кого есть какой-то потаённый ген рисования?
— Не знаю, можно ли назвать меня трудоголиком. Но стараюсь писать много и в своё удовольствие. Думаю, что к успеху можно прийти только через усердную работу, постоянное обучение и веру в свои возможности.
— Были ли у Тебя в детстве художники, которые стали показательным примером и, возможно, даже кумиром?
— В детстве я часто посещала Эрмитаж. Особенно мне нравились работы художников эпохи возрождения: Рафаэль, Рубенс, Рембрандт. Можно сказать, на такой живописи я и росла.
— Поговорим про реализм. Как Ты пришла к своему нынешнему стилю?
— Я к нему не приходила. Этот стиль пришёл ко мне. Я взяла кисть и начала рисовать вот так. По-другому пока не умею. Сейчас я экспериментирую со стилями и нахожусь в поисках своего, единственно для меня верного. Мне нравится импрессионизм и ещё – пастозные мазки. С этим на данный момент работаю. Может в будущем приду к чему-то новому для себя, но это не точно.
— Сегодня повсеместно распространено современное искусство. Как Ты относишься к этому пласту искусства? Есть ли художники, которые нравятся?
— Смотря о чём идёт речь. В современном искусстве много направлений. Постмодернизм мне не близок. Концептуальное искусство слишком сложно для моего понимания, хотя я очень пыталась. Я вдохновляюсь работами импрессионистов и постимпрессионистов: Клод Моне, Поль Сезан, Константин Коровин, Ван Гог. Игра цвета и света в их работах завораживает.
— Из-за популярности совриска, работы в традиционных техниках и стилях ушли на задний план. Как считаешь, вернётся ли внимание зрителя в сторону классики и базы?
— Оставим этот вопрос искусствоведам и исследователям от искусства. Я просто рисую для себя и для тех, кому это откликается.
— А Ты пробовала работать в смешанных техниках, с формой, скрещивая и изобретая что-то непривычное?
— Нет, еще не пробовала. Оставляю это на будущее. Сейчас мне достаточно масляных красок и холста.
— Для Тебя жизнь художника больше про ремесло или исследование? Как Ты видишь свой авторский путь?
— Для меня ремесло – это определенный набор действий, понятный процесс, ведущий к определенным результатам. Искусство же предполагает порой неожиданный результат. Исследование существует в искусстве как процесс самопознания. Я пишу цветы в вазах, и каждый раз задаю себе множество вопросов. В результате получаю всегда разный результат на одну и ту же, казалось бы, банальную тему.
— Ты из Севастополя. Что послужило причиной переезда в Петербург? Почему этот город стал тем, где Ты решила обосноваться?
— Я родилась и выросла в Севастополе. Но мой папа коренной петербуржец и я с самого детства регулярно бывала в городе на Неве. Это мой второй родной город, а может быть и первый. Когда появилась возможность переехать, сбылась моя давняя, казалось, несбыточная мечта. И я очень рада этому.
— Возвращаясь к вдохновению. Как считаешь, в Петербурге или в Севастополе больше творческого отклика для созидания и творчества?
— Начать писать картины у меня получилось только в Петербурге. Этот город – само вдохновение. И тут намного больше возможностей для развития художника.
— Есть ли у Тебя в Петербурге любимые места, где Ты с радостью бы устроила пленэр?
— Сады и парки. Таврический сад, например.
— Пейзаж, натюрморт, портрет. Что из данных форм привлекает Тебя больше всего и почему?
— На данный момент больше пишу цветы, живые в природе и в вазах натюрморты. Мне нравится копаться в лепестках и листиках. Изучать сочетание цвета и формы, созданной природой. Каждый раз по-разному цветы ложатся в букеты, поддерживая или оттеняя друг друга. Что они несут вместе и по отдельности? Что хотят нам рассказать? Замирает мгновение какой-то недолгой жизни, здесь и сейчас красиво, потом гибель, и снова цветение, но уже по-другому. Нравится писать природу в разных её состояниях. Пейзажи окружают нас повсюду, но только некоторые попадают на холсты. Чем нас привлекает и завораживает вода, лес, закаты и восходы. Они написаны сотни тысяч раз. Но что-то нас заставляет вновь и вновь смотреть вдаль. Над этим думаю, создавая свои работы.
— Расскажи о своих процессах и периодах обучения. Что нравилось, что запомнилось, чтобы хотела изменить?
— У меня нет академического художественного образования. Я закончила в 2004 году Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, факультет социально-культурная деятельность. С тех пор работаю графическим дизайнером. В 2020 году прошла курс переподготовки в университете дополнительного образования и профессионального обучения по специальности «Основы рисования для дизайнера: графика, живопись, цифровая иллюстрация». Дальше живописи я училась самостоятельно на курсах и мастер-классах. В 2024 году я пришла учиться в одну из петербургских школ живописи и дизайна. Я предполагала, что будет обучение в стиле что, зачем и почему. Но художник-преподаватель только тыкал пальцем в рисунок: тут надо красненький, а тут – зелёненький. На мои вопросы, он как-то сказал: «…ну ты же женщина, ты должна чувствовать…». С тех пор, я и стараюсь – чувствовать.
— Сейчас Ты продолжаешь обучение? Есть ли какие-то планы по освоению новых техник?
— Я всегда продолжаю обучение и буду продолжать и дальше. Регулярно посещаю мастер-классы известных художников. Были мысли создавать текстурные картины. Очень нравятся мозаичные техники. Но пока работаю маслом.
— Думала ли Ты в сторону преподавания живописи? Возможно, через 5-10 лет?
— Всё возможно, если у меня появится достаточно опыта и желание передавать свои знания другим.
— Как Ты попала в союз художников?
— Как попала? Подала документы и портфолио на рассмотрение. Прислали положительный ответ. Заплатила взнос – вступила. Для меня это был шаг на пути принятия себя как художника. Мне было интересно, примут или нет. Если примут, наверное, я художник.
— У Тебя ведь есть опыт выставок? Ты сама искала возможность разместить свои работы?
— За 2024 год я участвовала в десяти коллективных выставках. Сама искала опен-коллы и подавала заявки на участие. Надеюсь, в будущем выйти на уровень, когда мне будут предлагать участие.
— Пробовала ли работать с куратором?
— Не пробовала работать с куратором. Но хотела бы найти поддержку и помощь в продвижении. Потому что арт-менеджер – отдельная профессия, и вникать во все тонкости у меня просто нет времени. Хочется больше рисовать.
— Хотела бы Ты организовать свою команду или найти единомышленников для коллабораций?
— Не думала об этом. Но если появятся интересные предложения, обязательно рассмотрю их.
— Что для Тебя, как для художницы, недопустимо. Есть ли вещи, которые Ты не стала бы изображать даже за отличные финансовые предложения?
— Отчаяние, боль, страх, искаверканные лица и фигуры, войну. Я просто не умею это рисовать.
— Может ли художник строить для себя рамки? Не мешает ли это ему развиваться и смотреть на вещи с разных углов зрения?
— Я не исключаю для себя смену стиля или материалов в дальнейшем. У меня всё происходит спонтанно, в процессе разбора своих ощущений и творческих порывов. Сегодня я хочу делать это, а завтра всё может поменяться с точностью до наоборот. И что-то неожиданное захватит меня целиком. Творчество, наверное, и заключается в отсутствии рамок.
— Как относишься к эксплуатации в живописи? К использованию каких-то популярных тем для быстрого достижения внимания зрителя.
— Если художник кайфует от темы, и эта тема ещё и в тренде. Почему нет? К сожалению, меня цепляют не очень трендовые темы. Но задача и состоит в том, чтобы совсем не популярные на первый взгляд сюжеты написать так, чтобы зритель долго рассматривал и не мог отойти от полотна. К этому и стремлюсь.
— Расскажи про материалы. Какими инструментами пользуешься, что близко к руке?
— Всё банально. Пишу маслом на холстах. Использую кисти и мастихины. Нравится пастозная живопись. В начале пути писала акрилом, а ещё раньше рисовала акварелью.
— Ты бы стала рисовать только за деньги, если это был бы потоковый запрос?
— Если потоковый запрос соответствует моим взглядам и ценностям, почему бы и нет.
— Планируешь ли Ты в 2025 году организовать персональную выставку? Какая бы у неё могла быть тема или манифест?
— В 2025 году у меня запланировано три персональные выставки. Тема уже определена - «Цветение в образах». Главными героями будут, как вы догадались, цветы. Это понятные образы, привычные моменты, в которых – сиюминутная красота, хрупкость и непостоянство.
— Как выглядит идеальная выставка по-Твоему мнению? Нужен ли ей аукцион, перформансы или иные развлечения?
— Большинство из перечисленного всегда присутствует на вернисажах. Надо ли это? Наверное, да, если устраивают. Но у меня часто возникает мысль, что туда ходят не увидеть картины, а поесть и развлечься.
— Кстати, а у Тебя есть целевая аудитория? И можно ли использовать такой термин, в целом, для любого авторского пути?
— У всех, кто что-то продаёт, есть своя целевая аудитория. И художники не исключение.
— Как считаешь, в какой момент заканчивается путь художника? Есть ли финиш и конец для автора, помимо физической смерти?
— Есть выгорание. Я с этим сталкивалась в своей работе графическим дизайнером. Но там платят деньги, и приходится ползти. В живописи, если выгорю, ползти будет незачем.
— Если Тебе придётся закончить художественный путь, попробовала бы Ты себя в чём-то другом?
— Хотелось бы не заканчивать художественный путь, а развиваться и двигаться дальше. А вообще я легко переключаюсь. В своей жизни я шила одежду, вязала, создавала текстильных кукол, плела бижутерию и цветы из бисера, занималась макраме и вышивала крестиком. Что там я еще не умею?
— Хочу напомнить нашим читателям, что вы всегда можете задать свой вопрос участнику интервью в комментариях. Я же благодарю Анну за эту беседу, буду теперь чаще обращать внимание на цветочный арт! А пока что, задаю свои финальные вопросы.
Чувствуешь ли Ты себя счастливой? Помогает ли Тебе живопись обретать ту гармонию, к которой Ты стремишься?
— Да, когда я рисую, я счастлива и в гармонии. Хочется, чтобы на это было больше времени. И тогда я буду совсем счастлива.
______________
Спасибо за внимание к статье! Поддержать автора проекта вы можете в донатной форме:
Ниже прикрепляю ссылки на соцсети художницы:
Предыдущие статьи:
Если вы хотите поучаствовать в интервью, поделиться секретами своего бизнеса и найти внимание у творческого пласта, то присылайте запрос по сотрудничеству на почту Chickencreators@yandex.ru